A+ A A-

Сочинение-рассуждение по тексту. Героизм и лжегероизм

Героизм и лжегероизм ... Что лежит в основе этих понятий? Как кажется, смелость. Однако её проявление в разных ситуациях может оценивать­ся со стороны окружающих полярно: одни восхи­щаются, а другие порицают, потому что у всех цен­ностные ориентиры вовсе не одинаковы. Именно об этом пишет Д. А. Волкогонов.

В тексте речь идёт о ценностях древних культур сквозь призму человеческого мышления. Автор не случайно акцентирует внимание на духовности людей прошлых эпох: у древних греков физиче­ское развитие было главным в человеке, посколь­ку воин должен с легкостью одолеть врага. В эпоху Средневековья общество преклонялось перед ры­царями. Как видим, сила первых и смелость вто­рых были направлены на определённую защиту, то есть вектор цели находился в плоскости сверше­ния поступков во имя чего-то или кого-то.

Становится ясным: содержание термина «геро­ическое» соответствовало мировоззрению людей каждой эпохи, где доминирующим началом были всегда социальные и моральные установки во благо.

В противовес сказанному публицист репрезен­тирует бессмысленный и безрассудный поступок двух парней, один из которых прыгал без парашю­та с целью продемонстрировать смелость и риск. Эксперимент был очень опасным, но, к счастью, все закончилось благополучно. Однако возникает вопрос: для чего надо рисковать собственной жиз­нью? Ответ большинству людей понятен — про­демонстрировать окружающим собственную глу­пость, хотя лжегерой этого не понимает. А ведь во­ображаемая слава о себе никогда не признаётся об­ществом, поскольку поступок направлен на удов­летворение собственного «Я».

Д. А. Волкогонов считает, что в основе героиз­ма должно быть не личное, а общественное. И дей­ствительно, герой тот, кто бескорыстно действует на благо общества, не задумываясь о славе. К при­меру, в повести М. Горького «Старуха Изергиль» смелый поступок Данко направлен на спасение пле­мени. Молодой юноша ценой собственной жизни заставил поверить своих соплеменников в правоту его действий. Пламя сердца Данко осветило дорогу, и лес расступился, а люди обрели солнечный свет и чистый воздух. Это поистине был герой, он свер­шил подвиг для продолжения жизни человеческой.

Известно, что в некоторых людях чувство тщес­лавия превалирует над разумом. Показательно в этом плане жуткое поведение Герострата — жи­теля греческого города Эфеса, — сжёгшего храм Артемиды лишь для того, чтобы прославить себя в веках. Однако славят героев, но не лжегероев. Конечно, этот факт не был предан забвению, по­тому что в целях поучения нужно было показать суть лжегероизма, как правило, обусловленного собственным эгоизмом. А таких людей не восхва­ляют, а презирают.

Таким образом, только окружающие номи­нируют человека героем и прославляют его в ве­ках, потому что поступок был свершён во благо. И не случайно Д. А. Волкогонов поднял проблему героизма и лжегероизма, показав, что стремление к славе должно быть обусловлено не собственным риском для жизни, а пользой для общества.

 

загрузка...