A+ A A-

Развернутый ответ по теме: Почему Гоголь открывает галерею образов помещиков Маниловым и заканчивает Плюшкиным?

Николай Васильевич Гоголь создал много великолепных про­изведений, но делом всей своей жизни он всё же считал поэму «Мёртвые души». Сюжет поэмы довольно прост. Главный герой, Павел Иванович Чичиков, ездит по всей Руси, покупая души умер­ших или беглых крестьян. Благодаря этому замыслу перед глаза­ми читателя разворачивается целая галерея помещичьих образов. Они следуют один за другим, демонстрируя степень деградации человеческой души: Манилов, Коробочка, Ноздрёв, Собакевич и, наконец, Плюшкин.

От Манилова к Собакевичу неумолимо усиливается омертве­ние помещичьих душ, завершающееся в почти уже совсем окаме­невшем Плюшкине. О Плюшкине Чичиков впервые услышал от Собакевича. Внимание героя привлекло не то, что Плюшкин — мошенник и скряга, какого себе представить трудно. Важно то, что он массу людей переморил голодом и что люди у него «мрут, как мухи». С этого момента мысль о Плюшкине завладела Чичи­ковым.

В главе о Плюшкине тон повествования резко меняется: воз­растают мотивы грусти, печали. Важно отметить, что Плюшкин отличается от других образов тем, что Гоголь даёт его в разви­тии, точнее, показывает деградацию его души. Начало шестой главы — это рассказ об уходящей молодости и жизни. Всё, что есть лучшего в человеке, невозвратно растрачивается на дорогах жизни. Так автор готовит читателя к восприятию гибели челове­ческой души.

Уже с описания поместья Плюшкина, мы понимаем, что вла­дения самого богатого помещика отличаются самой чудовищ­ной разрухой. Въезд в поместье полуразрушен, всюду видна особенная ветхость, крыши напоминают решето, окна заткнуты тряпьём. Здесь всё безжизненно. Плюшкин давно уже не знает, сколько, где и чего производится в его обширном и загубленном хозяйстве.

Встретив Плюшкина по дороге к дому, Чичиков не может даже понять, кто перед ним: «Платье на ней было совершенно неопреде­лённое, похожее очень на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы, только один голос показался ему несколько сиплым для женщины».

В раскрытии образа Плюшкина важно не только описание его одежды, но и его внешности. Хотя Гоголь и пишет, что лицо этого персонажа не представляло собой ничего особенного, оно выде­ляется из галереи прежних лиц. Важно то, как автор описывает глаза своего героя: «маленькие глазки ещё не потухнули и бега­ли из-под высоко выросших бровей, как мыши, когда, высунувши из тёмных нор остренькие морды, насторожа уши и моргая усом, они высматривают, не затаился ли где кот или шалун мальчиш­ка, и нюхают подозрительно самый воздух». У Плюшкина самые живые из всех героев глаза. Получается, что самый мёртвый, са­мый отвратительный персонаж из помещиков оказывается и са­мым «живым».

Гоголь использует уже совсем необычный для описания поме­щика приём: рассказывает биографию Плюшкина, показывает, как тот стал «прорехой на человечестве». Важно обратить вни­мание на то, что у всех помещиков до Плюшкина нет прошлого. О прошлом Коробочки известно лишь то, что у неё был муж, ко­торый любил, когда ему чесали пятки. О прошлом Собакевича не сообщается ничего. Известно лишь, что за сорок с лишним лет он ещё ничем не болел и что отец его отличался таким же отменным здоровьем. Про Ноздрёва читатель узнает, что в тридцать пять лет он был такой же, каким был в восемнадцать и в двадцать. Про Манилова говорится мельком, что он служил в армии, где считался скромнейшим и образованнейшим офицером. Кажется, и Манилов, и Собакевич, и Ноздрев, и Коробочка уже родились такими, какими их застаёт действие поэмы. Но с Плюшкиным всё по-другому. В далёком прошлом он был образцовым хозяином, прямой противоположностью всем другим помещикам «Мёртвых душ».

Очень интересно то, что персонаж, стоящий самым последним в галерее «мёртвых» душ, тем не менее имеет всё-таки слабые намё­ки на существование души. О Плюшкине, услышавшем имя своего школьного приятеля, говорится: «И на этом деревянном лице вдруг скользнул какой-то тёплый луч, выразилось не чувство, а какое-то бледное отражение чувства, явление, подобное неожиданному появ­лению на поверхности вод утопающего». Пусть это только «бледное отражение чувства», но всё же «чувства», то есть истинного, живого движения, которым прежде был одухотворён человек. Получается, что Плюшкин не мертвее, а живее предшествующих персонажей. Поэтому он закрывает галерею образов помещиков.

Плюшкин стоит последним в галерее помещичьих образов не только потому, что он дошёл «до такой ничтожности, мелочности, гадости», но и потому, что он, пожалуй, самый живой персонаж поэмы. Он не родился мёртвым, к такой жизни его толкнула ду­шевная трагедия.

Гоголь с большим юмором и иронией описывает внешний вид Плюшкина и его хозяйство. Но это смех сквозь горькие слёзы. Этим персонажем Гоголь предупреждает молодое поколение: «За­бирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человече­ские движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!».

загрузка...