A+ A A-

А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Проблема воспитания

Воспитание в широком смысле слова — условия, влияющие на формирование личности.

Онегин воспитан в среде столичного дворянства (глава 1). Онегин получает французское воспитание от мадам и месье, которые «учат всему шутя», не бра­нят за шалости. Воспитание Онегина лишено твёрдой моральной основы, оно ос­вобождало его от принципов нравственности. Навыки, полученные в юности до выхода в свет: умение тан­цевать, вести светский раз­говор ни о чём, остроумно шутить, одеваться по моде («свет решил, что он умён и очень мил»).
 Далее личность Онегина формируют требования, обычаи и мнения света, куль­турная обстановка в среде столичной интеллигенции (знакомство с Кавериным, автором, театром и т. д.), книги (бессистемное чтение в основном иностранных ав­торов: экономист Адам Смит, Байрон и др.), образ жизни «золотой» петербургской молодёжи, проводящей своё время в праздности и развле­чениях. Онегин — человек, жизнь которого определяет­ся мнением света, не заду­мывающийся об истинном смысле человеческой жизни, «учёный малый», но пустой, не способный на сильные и глубокие чувства. Ленский получил образова­ние и воспитание в «Герма­нии туманной», где попадает под влияние немецкой ро­мантической философии и литературы. Ленский не зна­ет действительной русской жизни, плохо разбирается в людях («он сердцем милый был невежда», ошибается в оценке личных качеств Оль­ги и Онегина).

Личность Ольги формируется в среде провинциального дворянства, где всё воспитание сводится к усвоению практических навыков (танцы, умение подать чай, вести хозяйство и т. д.). Такое вос- питание не ориентировано на духовное развитие личности. Ольга занятная и весёлая, но поверхностная девушка. Воспитание Татьяны проходит под воздействием различных факторов: — влияние сентиментальных романов (Ричардсон и Руссо): мечтательность и незнание жизни, стремление видеть в себе и в окружающих героев романа; — усвоение традиций русской национальной культуры (рассказы няни, наблюдения за русской природой, участие в гаданиях и других народных обрядах). Общее для всех героев — их образование и воспитание бессистемно и отрывочно, односторонне. Все характеры дисгармоничны и не завершены на момент вхождения героев в самостоятельную жизнь.

загрузка...