A+ A A-

Константин Петрович Победоносцев. Характеристика исторического деятеля

Жизнь и деятельность ученого-правоведа, российского го­сударственного деятеля, обер-прокурора Святейшего синода относится ко 2 половине XIX — началу XX. Победоносцев был автором исторических и юридических трудов («Курс граждан­ского права», «Исторические исследования и статьи»). С1861 г. преподавал законоведение в царской семье; был наставни­ком ряда великих князей, в том числе будущих императоров Александра III и Николая II. Победоносцев активно участво­вал в подготовке судебной реформы 1864 г., будучи членом комиссии по выработке проекта судебных уставов. Отстаивая в начале 1860-х гг. ряд либеральных принципов (гласность, отделение суда от администрации), в последующие годы По­бедоносцев склоняется к консервативным идеям. Политиче­ские и философские взгляды Победоносцева можно охарак­теризовать как неприятие индивидуализма и рационализма. Он критиковал основные устои культуры и принципы госу­дарственного устройства стран Западной Европы; осуждал демократию и парламентаризм. В 1880-1905 гг. Победоносцев — обер-прокурор Святейшего синода и член Комитета мини­стров. После гибели Александра II сыграл важную роль в по­вороте правительственной политики к сохранению самодер­жавия. На заседании Государственного Совета 8 марта 1881 г. Победоносцев подверг резкой критике «конституцию Ло- рис-Меликова», следствием стала отставка либеральных ми­нистров. Победоносцев составил манифест 29 апреля 1881 г. «О незыблемости самодержавия». В правление Алексан­дра III он настаивал на ужесточении цензуры, ограничении прав неправославных исповеданий, преследовании старо­обрядцев и сектантов; особое внимание уделял повышению общественной роли православной церкви (увеличение коли­чества храмов и монастырей, численности духовенства, пе­ревод приходского духовенства на государственное жалова­ние, поддержка движения церковных братств, создание сети церковных школ для народа и др.). Отвергая либеральные начала, Победоносцев в то же время критически относил­ся к контрреформам — административно-законодательной ломке институтов 1860-70-х гг. Это обусловило разногласия Победоносцева с другими деятелями охранительного лагеря (М.Н. Катковым, Д.А. Толстым). Во второй половине 1880-х гг. влияние Победоносцева падает, ограничиваясь главным об­разом рамками духовного ведомства. После обнародования Манифеста 17 октября 1905 г. Победоносцев подал в отставку.

Историческая роль К.П. Победоносцева состоит в том, что он являлся идеологом самодержавия и играл значитель­ную роль в определении правительственной политики в об­ласти религии, просвещения, в национальном вопросе и др. При активном участии Победоносцева происходит усиление клерикальных начал в российской жизни. По сути, Победо­носцев был главной фигурой российского консерватизма. Так воспринимала его оппозиционная общественность либе­рального и радикального направлений. Его называли «диким кошмаром русской истории», «государственным вампиром», в определенной степени демонизировали обер-прокурора Синода. Победоносцев отстаивал идеи особого пути России на основе самодержавия и православия, был убежденным ан­тилибералом. Но в результате преследования либеральной пе­чати и организаций усилились нелегальные оппозиционные радикальные элементы (неонародники и социал-демократы). Таким образом, в перспективе деятельность К.П. Победонос­цева не привела к укреплению российской государственности и развитию общественного диалога.

 

загрузка...