A+ A A-

ТЕМА НЕОГРАНИЧЕННОЙ ВЛАСТИ В СТИХОТВОРЕНИИ А. С. ПУШКИНА «АНЧАР»

Стихотворение было написано в 1828 г., жанр — бал­лада.

Причина создания произведения.

После возвращения из Михайловской ссылки Пушкин ещё надеялся, что его мечты о свободном творчестве воплотятся в жизнь. Но тайные агенты следят за ка­ждым шагом поэта, его произведения подвергаются жёсткой цензуре.

В 1828 г. против поэта возбуждается дело по обвинению в создании противоправительственного произведения «Андрей Шенье». Возможно, это и послужило поводом для создания аллегорического стихотворения «Анчар».

В «Анчаре» поднимается тема неограниченной власти. Пушкин сопоставляет природное «зло», ядовитое дере­во, и зло человеческое в образе владыки, который от­правляет раба к дереву, несущему смерть.

Идейное ядро этого стихотворения — мысль о губи­тельности неограниченной власти. Пушкин рисует образ зла как вечную проблему человеческого сущест­вования на земле.

Поэтика. Природа породила смертоносное древо в «день гнева». Описывая пустыню и зной, раскалён­ную почву и горячий песок, Пушкин при этом не упоми­нает ни солнца, ни света. Анчар как бы окутан тьмою: вокруг него крутится «вихрь чёрный», листья его «дре­мучие». Нагнетание образов тьмы, связанных с анча­ром, символично. Это метафора мирового зла.

В самом зловещем образе подчёркивается противоесте­ственность, нарушение обычного и правильного поряд­ка вещей. Употребление оксюморона «мёртвая зелень»

очень выразительно. Понятие «зелень» ассоциирует­ся со свежестью, прохладой — расцветом жизни. Ког­да «зелень мёртвая», чудовищно нарушаются законы природы.

Этот образ — ключ к дальнейшим событиям: всё, что делает князь («человека человек» посылает к древу смерти, равнодушно взирает на смерть раба, рассыла­ет гибель соседям с отравленными стрелами), не толь­ко бесчеловечно, но и противоречит «правилам» приро­ды. В сопоставлении с древом яда человек, облечённый властью, представляется ещё чудовищнее. Образ раба, страдающего человека, жертвы деспоти­ческой воли князя, вызывает сочувствие. Но именно послушание раба, его покорность, готовность, жертвуя жизнью, выполнить волю деспота — условие безна­казанности тирана. Раб в стихотворении Пушкина — не только жертва, но и распространитель зла: именно он приносит деспоту «смертную смолу и ветвь с увяд­шими листами».

Пушкин использует в этом стихотворении: архаичную лексику; путь потёк, древо смер­ти, тигр нейдёт, вихорь чахлая и скупая пусты­ня, как грозный часовой, жаждущие степи, густая, прозрачная смола

Это придаёт стихотворению «легендарное», торжествен­ное звучание.

загрузка...