A+ A A-

АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПОЭМЫ А. С. ПУШКИНА «МЕДНЫЙ ВСАДНИК» (1833 г.))

Жанр.

Философско-символическая по­эма.

История создания.

Произведение написано в пе­риод второй болдинской осени. В основе сюжета — одно из са­мых разрушительных наводне­ний в Петербурге, которое про­изошло в 1824 году.

Тема. Идея.

В произведении раскрывает­ся тема взаимоотношений «ма­ленького человека» (чиновник Евгений) и власти (Медный всадник — Пётр I). Они проти­востоят друг другу, но в то же время равнозначны, так как во­площают разные сферы истори­ческой жизни, имеющие равное право на существование. Поэто­му в поэме нет сюжетной одно- линейности и «одногеройности».

Образ автора или лирического героя (его мысли, чувства, переживания).

 «Как все, он вёл себя нестрого, Как вы, о деньгах думал много, Как вы, сгрустнув, курил табак, Как вы, носил мундирный фрак». (IV, 404)

Композиция (разви­тие чувств, идей или образов).

Во вступлении славится Пётр Великий и его «творенье» — Пе­тербург. Главный герой — чи­новник Евгений — беспокоит­ся о том, что с прибывающей реки сняли мосты и разлучи­ли его с возлюбленной Пара­шей, живущей на другом берегу.

Петербург оказывается под во­дой. Возвышаясь над стихией, «стоит с простёртою рукою Ку­мир на бронзовом коне» (памят­ник Петру I).

Параша и её мать погибли, ге­рой лишается рассудка. Прохо­дит год, и однажды, проснув­шись, Евгений живо вспоминает наводнение. Случайно оказав­шись у памятника Петру Вели­кому, Евгений в гневе грозит ему («Ужо тебе!..»). Этот бунт — кульминация поэмы. Но вдруг герою кажется, что лицо гроз­ного царя обращается к нему, а в глазах его сверкает гнев. Ев­гений бросается прочь, слыша за собой тяжёлый топот медных копыт. Всю ночь несчастный ме­чется по городу, спасаясь от по­гони.

Особенности рит­момелодики, темпоритма (система рифмовки, стихот­ворный размер, риф­ма и т. д.).

Поэма написана 4-х стопным ям­бом.

Язык художествен­ного произведе­ния (тропы, фигуры и др.).

«Медный всадник» — оксюморон в названии: мотив оживающей статуи.

Символическая образность: всад­ник — царь, конь — его народ и государство, змея в ногах — козни и злодеяния, мешавшие Петру; наводнение — не поток воды, а неконтролируемая сти­хия.

Связь с определён­ным направлением, течением.

Белинский первым предложил наиболее распространённое тол­кование: поэма о столкновении частной судьбы и исторической необходимости.

Пётр сделал великое и нужное дело, но при этом пострадали не­винные частные люди. Позднее появились другие акценты в ин­терпретации поэмы.

 Кроме указания имени автора и краткой истории написа­ния произведения, анализа жизненных событий, темы, идеи и жанровой разновидности, а также других особенностей, следует обратить внимание на значение стихотворения для его современников, для сегодняшнего читателя, на об­щечеловеческую значимость стихотворения.

 Иногда возникает необходимость не просто проанализи­ровать одно лирическое произведение, а сопоставить два или несколько. В данном случае нужно обратить внимание на следующие особенности процесса анализа:

Общие символы, образы, ми­фологемы;

В сопоставляемых произведениях следу­ет искать точки сопри­косновения.

  • Общие символы, образы, ми­фологемы;
  • ключевые слова по сходству, контрасту, смежности, ассоци­ации, умозаключению.
  • Анализ композиции может показать об­щие черты между дву­мя произведениями.

Особенностью обоих может быть лирический зачин, созвуч­ный с финалом, или кольцевая композиция, или же стихотво­рения строятся на антитезе как основном приёме и т.п.

Чтобы сопоставление было целостным, сто­ит уделить внимание ритмической органи­зации стихов, а также принципам стихосло­жения, к которым при­бегают авторы.

В русском стихосложении со­храняются три вида:

  •  силлабическое;
  • тоническое;
  • силлабо-тоническое (наибо­лее характерное и распро­странённое в русской поэ­зии).
загрузка...