A+ A A-

М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени" сюжет и композиция

«Герой нашего времени» не похож на привычный для нас по литера­туре второй половины XIX века классический русский роман. В нем нет сквозной сюжетной линии с завязкой и развязкой, каждая из его частей имеет свой сюжет и героев, участвующих в нем. И тем не менее это цельное произведение, объединенное не только одним героем — Печо­риным, но и общей идеей и проблематикой. Именно к главному герою тянутся все основные сюжетные линии романа: Печорин и Бэла, Печо­рин и Максим Максимыч, Печорин и контрабандисты, Печорин и княжна Мери, Печорин и Грушницкий, Печорин и «водяное общество», Печорин и Вера, Печорин и Вернер, Печорин и Вулич и т.д. Таким об­разом, это произведение, в отличие от «Евгения Онегина», моногеройное. Все персонажи в нем, являясь полнокровными художественными типами, выписанными с разной степенью подробности, подчинены за­даче раскрытия характера центрального героя.

Именно этим объясняется другая особенность композиции романа: его части расположены с нарушением хронологической последова­тельности событий. При этом имеются разнообразные источники, из которых мы узнаем о Печорине, а также несколько повествователей, излагающих события с разных точек зрения. Диапазон этих точек зрения на героя очень широк. Сначала в повести «Бэла» мы узнаем о Печорине от простого русского офицера Максима Максимыча, чело­века доброго, честного, долгое время проведшего вместе с Печори­ным и доброжелательно к нему относящегося, но совершенно отлич­ного от него по духу и воспитанию. Он может лишь отметить особенности поведения «странного человека», оставшегося для него (а значит, и для читателя) загадкой. В рассказе «Максим Максимыч» повествователь меняется: это офицер, попутчик и слушатель Максима Максимыча в «Бэле», явно более близкий Печорину по возрасту, раз­витию, социальному положению, а главное — сходный по духу и умо­настроению. Он делает попытку как-то объяснить особенности этого необычного человека. И наконец, мы знакомимся с дневниками героя, его своеобразной исповедью, которая позволяет увидеть его душу как бы «изнутри», путем самораскрытия, досконального анализа и обна­жения глубинных причин поведения героя, особенностей его харак­тера.

С точки зрения временной последовательности изложения событий мы наблюдаем скрещение двух хронологических движений. Одно из них идет в соответствии с расположением частей романа: «Бэла», «Мак­сим Максимыч», предисловие к «Журналу Печорина», за которым следу­ет этот журнал: «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист». При таком по­строении мы постепенно узнаем, как некий офицер-повествователь выезжает на Кавказ, встречается в первый раз с Максимом Максимы- чем, затем во второй, когда получает от него дневники Печорина, успев при этом увидеть и их автора, и наконец, узнав о его смерти, публикует эти записки. Другая линия — хронология событий для Печорина, тоесть его биография. С этой точки зрения части надо было бы располо­жить так: «Тамань», «Княжна Мери», «Бэла», «Фаталист», «Максим Макси- мыч», предисловие к «Журналу Печорина». Но тогда романа не получи­лось бы. Белинский отмечал, что, прочитав все части в другой последовательности, мы получим несколько прекрасных рассказов и две замечательные повести, но не роман как единое произведение. Из­бранное писателем построение романа дает возможность постепенно ввести читателя в душевный мир героя и создать множество острых си­туаций — вроде встречи автора со своим будущим героем и преждевре­менного (с точки зрения сюжета) сообщения о его гибели.

Из всего этого следует, что композиция романа строится не столько на связи событий, сколько на анализе чувства и мысли Печорина, его внутреннего мира. Самостоятельность отдельных частей романа обу­словлена в значительной мере избранным автором углом зрения: он не выстраивает биографию героя, а ищет разгадку тайны души, причем души сложной, раздвоенной, в известном смысле незавершенной. Ис­тория такой души не поддается строгому, логически последовательному изложению. Поэтому и порядок входящих в роман повестей не соот­ветствует последовательности событий в жизни Печорина. Тагам обра­зом, можно сказать, что композиция романа «Герой нашего времени» играет значительную роль в раскрытии образа Печорина, «истории ду­ши человеческой», так как ее общий принцип заключается в движении от загадки к разгадке. Она является одним из основных средств созда­ния достоверного портрета «героя времени».

 

загрузка...