(1048—1131)
Сведения о жизни ученого и поэта
Омар Хайям — выдающийся персидский поэт, философ и ученый. До наших дней дошло мало сведений о его жизни. Достоверно известны только некоторые факты.
Полное имя Хайяма — Гияс ад-Дин Абу-аль-Фатх Омар ибн Ибрахим Хайям Нишапури. Дату его рождения — 18 мая 1048 года — биографы установили по сообщению о расположении небесных светил в момент появления на свет будущего поэта. Родители Хайяма жили в городе Ниша- пур — крупном культурном и торговом центре Ирана. Отец занимался изготовлением шатров и палаток (отсюда и пошло прозвище «Хайям», в переводе означающее «шьющий палатки»). Учебу молодой Омар начал в ни- шапурском медресе, а продолжил в крупнейших центрах науки своего времени — Балхе и Самарканде.
Вероятно, еще во время обучения Хайям написал первую научную работу. В течение следующих нескольких лет он создал математические трактаты, благодаря которым молодого ученого пригласили работать в крупнейший город Ирана — Исфахан. Там он занимался обустройством новой обсерватории, астрономическими исследованиями. В частности, переработал устаревшие астрономические таблицы и создал новый календарь. Специалисты считают этот календарь точнее того, которым пользуемся мы.
В середине 90-х годов XI века обсерваторию закрыли. После нескольких лет странствий ученый вернулся в родной Нишапур, где и прошли последние годы его жизни. Состарившийся мудрец мало общался с людьми, проводя время за книгами. По словам персидского историка Байхаки, накануне смерти Хайям тоже читал. Почувствовав приближение конца, он помолился и тихо умер.
Судьба наследия Хайяма
Современники наградили Хайяма несколькими почетными титулами: Ученейший муж века, Доказательство истины, Царь философов Востока и Запада. Но при жизни и долгое время после смерти Хайям был известен на Востоке прежде всего как ученый, совершивший серьезные открытия в области астрономии, математики и физики. Лишь один средневековый арабский историк Ибн Ал-Кифти упоминал о стихах Хайяма, «жалящих, как змея».
В Европе о выдающемся персе узнали сравнительно недавно — в 1851 году, когда в Париже была опубликована книга немецкого математика Франца Вепке «Алгебра Омара Альхайями». Издание содержало арабский текст и французский перевод алгебраического трактата Хайяма.
Благодаря выходу в Англии в 1859 году сборника «Рубайят Омара Хайяма» в вольном переводе Эдварда Фицджеральда европейские читатели познакомились с поэтическим наследием мудреца. Первые русские переводы восточного классика появились в 1891 году в журнале «Вестник Европы».
Поэтическое творчество Хайяма
Омар Хайям создавал стихотворения в жанре рубаи.
Рубаи (множественное число — рубайят) — четверостишие, в котором содержится законченная мысль. Как правило, строки рубаи рифмуются по схеме ААБА, реже — АААА. Такие четверостишия были широко распространены в литературе Ближнего и Среднего Востока в 1Х-Х11 вв.
Поэту приписывают авторство более чем 400 четверостиший. Однако литературоведы считают достоверно принадлежащими его перу 66 рубаи, которые содержатся в наиболее древних рукописях.
Поэзия Хайяма — это сокровищница мудрых мыслей. Неслучайно многие меткие высказывания поэта стали афоризмами: «Ты лучше голодай, чем что попало есть. И лучше будь один, чем вместе с кем попало»,«Если подлый лекарство нальет тебе — вылей! Если мудрый подаст тебе яду — прими!», «Я знаю только то, что ничего не знаю».
В своих рубаи поэт затронул самые важные для каждого человека темы: о смысле жизни, добре и зле, о Боге, любви, дружбе.
Многие стихотворения утверждают идею человека как вершины мироздания, его право на земное счастье, так как «жизнь драгоценная» скоротечна: поэт призывает наслаждаться каждым мгновением, стремиться к удовольствию и радости жизни.
Для средневековой восточной поэзии характерно обилие красочных описаний. Эта особенность не присуща творчеству Хайяма, но в своих четверостишиях он так умело использует метафоры, сравнения и противопоставления, что добивается чрезвычайной выразительности. Особенностью рубаи Омара Хайяма является удивительное сочетание предельной емкости и лаконичности, глубины философской мысли и простоты ярких, запоминающихся образов. Хотя четверостишиям поэта почти тысяча лет, они до сих пор покоряют читателей отточенностью формы.