(1814—1841)
Расцвет таланта Лермонтова
Первые серьезные поэтические опыты Лермонтова относятся к 1828 году. Однако почти десять лет о творчестве молодого человека знали немногие. Известным имя Лермонтова сделало стихотворение «Смерть поэта» 1837 года — гневный отклик на гибель Пушкина. В произведении автор осудил не только собственно убийцу гениального поэта, но еще и «завистливый и душный» высший свет — «жадною толпой» стоящих у трона палачей «Свободы, Гения и Славы». Стихотворение разошлось по всей стране в рукописных списках. Это вызвало возмущение царя Николая I. Было открыто дело о «непозволительных стихах». Лермонтова арестовали, а затем перевели из Царского Села под Петербургом, где он служил в лейб-гвардии Гусарском полку, на Кавказ — в Нижегородский драгунский полк.
Благодаря хлопотам бабушки первое пребывание Лермонтова на Кавказе длилось недолго — всего несколько месяцев. В апреле 1838 года ему разрешили вернуться в Царское Село.
Время, проведенное в Петербурге после возвращения с Кавказа, стало периодом расцвета таланта поэта. Он примкнул к пушкинскому кругу литераторов, начал активно печататься и стал одним из самых популярных авторов в России. Знаменитый критик
В. Г. Белинский заявлял, что Лермонтов «третий [рядом с Пушкиным и Гоголем] русский поэт» и что «Пушкин умер не без наследника».
В 1840 году петербургский период жизни поэта завершился. Лермонтов вновь был сослан на Кавказ — на этот раз за дуэль с сыном французского посланника Эрнестом де Барантом. После поединка поэт был арестован и переведен в Тенгинский пехотный полк на Кавказе.
Своеобразие зрелой поэзии Лермонтова
Зрелый период творчества Лермонтова датируется 1837— 1841 годами. В это время в центре произведений поэта находится особый тип лирического героя, для которого характерно трагическое мировосприятие, острое ощущение одиночества и безысходности, индивидуализм, безграничное свободолюбие.
Лирический герой — герой лирического произведения, переживания, мысли и чувства которого оно отражает. Внутренний мир лирического героя раскрывается не через поступки и события, а через конкретное душевное состояние, переживание определенной жизненной ситуации. Образ лирического героя не следует отождествлять с личностью поэта. На основе образа лирического героя создается представление о творчестве поэта, а не о его личности.
На формирование такого типа лирического героя повлияли как склад характера самого Лермонтова (многие современники отмечали его замкнутость, задумчивость, склонность к грусти), так и внешние обстоятельства. Дело в том, что зрелое творчество поэта пришлось на годы правления императора Николая I, когда в стране царили жесткий порядок и контроль всех сфер общественной жизни. Неудивительно, что лирический герой многих стихотворений Лермонтова выражает явное неприятие окружающей действительности.
Критика поколения современников в стихотворениях «Дума» и «Как часто, пестрою толпою окружен...»
Немало стихотворений зрелого периода поэта посвящены анализу современного общества. Например, в произведении «Дума» (1838) Лермонтов изображает современное ему поколение, как внутренне опустошенное, осуждает его бездействие и равнодушие. По мере развенчания поколения высокая лексика («грядущее», «бремя», «познанье», «поприще») сменяется более приземленной и разговорной («ребяческий», «спешим», «промотавшийся»).
«Думе» созвучно стихотворение «Как часто, пестрою толпою окружен...». Жизнь светского общества похожа на маскарад, в котором люди — лишь «приличьем стянутые маски». На этом маскараде поэт чувствует себя неуютно — лишним, чужим. Миру остывших чувств и «затверженных речей» Лермонтов противопоставил «старинную мечту» — светлые воспоминания о детстве:
И вижу я себя ребенком;
и кругом Родные все места:
высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей.
Когда реальность вторгается в мечту и разрушает ее, у поэта возникает желание дерзко бросить «в глаза» веселящемуся светскому обществу «железный стих, облитый горечью и злостью».