Сергей Александрович Есенин родился в крестьянской семье — в старинном селе Константиново Кузьминской волости Рязанского уезда Рязанской губернии. Отец его ушёл работать в Москву, стал приказчиком в лавке у купца. Есенин же воспитывался в доме деда по матери. В «Автобиографии» (1924) он вспоминал: «Часто собирались у нас дома слепцы, странствующие по сёлам, пели духовные стихи о прекрасном рае, о Лазаре, о Мико- ле и о женихе, светлом госте из града неведомого. <...> Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресным дням он рассказывал мне Библию и священную историю». Мальчик погружается в волшебную атмосферу поэтического народного православия. Но наступает вечер, на улицах раздаётся звук гармони, девушки за селом водят хороводы, мальчишки свистят и зовут друзей на улицу. Есенин был заводилой в мальчишечьих играх, позже писал, что был большим драчуном и всегда ходил в царапинах.
В многих деревнях и сёлах в те времена не было школ. Есенину повезло: в самом Константинове было земское четырёхгодичное училище. Сергей заканчивает это училище, а затем поступает в Спас-Клепиковскую закрытую церковно-учительскую школу. Такие школы готовили учителей для сельских церковноприходских школ, где крестьянских детей учили грамоте и счёту.
Есенину 17 лет. Он уже не первый год слагает стихи. Спустя 12 лет в «Автобиографии» он расскажет о том, что первые толчки к созданию стихов, к пробуждению творческого воображения ему давала бабка: она рассказывала сказки, и если у сказки был плохой конец, Сергей переделывал его на свой лад. Церковно- учительская школа тоже повлияла на творчество поэта: там он сочинял духовные стихи и только под влиянием товарищей решил попробовать себя «в стихах другого рода».
Полный деревенских впечатлений, одухотворённый и озорной юноша приезжает в Москву, к отцу. Сначала он работает в лавке у купца, там же, где и отец, затем — грамотных было мало— попадает в типографию И. Д. Сытина, известного издателя дешёвых книг для простого народа. Есенин знакомиться с Сури- ковским литературно-музыкальным кружком и начинает публиковать стихи в нескольких детских журналах. Здесь происходит первая самооценка поэта: он читает стихи своих товарищей, знакомится с творчеством известных поэтов того времени и начинает ощущать истинный уровень своего таланта.
В Москве Есенин начинает учиться в Московском городском Народном университете им. А. Л. Шанявского. Это было единственное в то время общедоступное высшее учебное заведение, Есенин занимался на историко-философском отделении, но не закончил его.
Весной 1915 года девятнадцатилетний Есенин переезжает в Петроград. Там его стихи сразу же вызывают восхищение ведущих русских поэтов. По словам Блока, его стихи «чистые, свежие, голосистые». Появление Есенина воспринимают как чудо: не из великосветских салонов — из самой глубины России слышится поэтический голос народа. Есенина называют «рязанским Лелем», печатают во многих столичных журналах. Появляются меценаты, которые поддерживают его творчество.
Вскоре Есенин призывается в армию, но друзья хлопочут за него, и он назначается санитаром в Царскосельский военно- санитарный поезд императрицы Александры Фёдоровны. Сама императрица и царевны добровольно несли службу сестёр милосердия. В одном из концертов в лазарете он встречается с царской семьёй, читает стихи императрице и членам царской семьи.
Вместе с поэтом Николаем Клюевым он выступает на вечерах в древнерусских костюмах, читает стихи о деревне. Их называют поэтами «крестьянской купницы», или новокрестьянскими поэтами.
1916 год — выходит «Радуница» — первая книга стихов Есенина.
1918 год — «Голубень» — вторая книга стихов.
Есенина воспринимают как талантливого самобытного поэта патриархально-крестьянской святой Руси. Но начиная с этого времени путь Есенина становится с каждым годом всё более драматичным и противоречивым.
После революции в гармонический, цельный мир Есенина вторгаются противоречия. Он пытается постичь те изменения, которые происходят в обществе — не только в сиюминутном, но и в их глубинном, космическом значении. Ярко звучат мотивы богоборчества. Есенин стремится освободиться от амплуа «пастушеского» поэта, начинается полоса его богемного существования. В 1922 году он женится на знаменитой американской танцовщице Айседоре Дункан, более года проводит с ней в турне по Европе и Америке. Возвратившись, он с новой силой чувствует драму своей родной земли, ощущает надвигающуюся национальную катастрофу. Он пытается примириться с «Русью Советской», но не может в душе расстаться с «Русью уходящей».
Ещё не начались массовые расправы с поэтами и писателями. Но партийный публицист Г. Устинов в книге «Литература наших дней» (М., 1923) называет Есенина «неисправимым психобандитом». А в поэзии Есенина всё настойчивее звучит тема приближающейся смерти.
В 1925 году тридцатилетний поэт ушёл из жизни. Говорили о его самоубийстве, но новые данные, ставшие известными после открытия архивов, не позволяют говорить об этом с уверенностью. До сих пор обстоятельства смерти Есенина в Петрограде, в гостинице «Англетер», остаются невыясненными.
Много десятилетий стихи Есенина были под запретом. За чтение их можно было попасть в тюрьму и на каторжные работы. Только в конце пятидесятых — начале шестидесятых годов любители поэзии стали произносить имя Есенина. Теперь его стихи известны и любимы каждым русским человеком. Стихи очень музыкальны, мелодия словно приходит сама собой.