Понятие чести всегда считалось одним из важнейших положительных качеств человека. Ф.М. Достоевский, например, писал, что «не сильные лучшие, а честные; честь и собственное достоинство сильнее всего». Каждый из нас хотел бы иметь дело с честными и благородными людьми, потому что таким людям можно доверить абсолютно все, даже собственную жизнь. Те, у кого есть сознание и чувство собственного достоинства, не боятся, что другие люди их умнее, образованнее или красивее. Равным образом они не считают себя значительно выше тех, кого они в свою очередь превосходят, потому что все это кажется им имеющим очень мало значения в сравнении с теми качествами, за которые они себя уважают и которые предполагают у каждого человека.
Одним из основных определений принципа чести является то, что никто не должен своими поступками давать кому бы то ни было преимущества над собой. Эти слова напрямую относятся к главному герою повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Воспитанный с детства в условиях благородства, Петр Гринев перед отправкой на службу получает от отца единственный наказ — беречь честь и следует ему на протяжении всего повествования. Сначала он проиграл Зурину 100 рублей. Савельич со слезами на глазах уговаривает Гринева отказаться от уплаты долга, но молодой дворянин уже тогда заявляет: «Дело чести. Долг— оплатить!» И как не сопротивляется Савельич, Гринев непоколебимо стоит на своем: уже тогда главный герой понимает — торгуя честью, не разбогатеешь.
Прибыв в Белогорскую крепость, Петр Гринев и здесь не уронил своего человеческого достоинства. Сначала он защищает честь семьи Мироновых, о которой его сослуживец Алексей Швабрин отзывается нелестно, потом, чтобы защитить честь возлюбленной Маши, и вовсе вызывает Швабрина на дуэль. Гринев влюблен в Машу беззаветно, мечтает, чтобы она стала его женой и пишет письмо к родителям с просьбой о благословении, но когда те отказывают сыну, он честно признается Маше в этом. Странно, что Гринев-старший — сам человек чести, пишет своему сыну о том, что Петр еще не стал взрослым, раз готов потерять жизнь из-за пустяка, «из-за стихотворения», не поняв, что воспитал благородного дворянина, готового не за стишки, а за честь женщины сложить свою голову.
Еще несколько раз приходилось Гриневу доказывать, что честь — это награда, присуждаемая за благородство души, большое сердце и смелые поступки. Когда Пугачев захватил крепость, Гринев отказался присягать самозванцу («Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу»), и это решение чуть не стоило ему жизни. Пугачев понимает, что нельзя обесчестить того, кто не страшится смерти, и отпускает Гринева.
Но в крепости остается Маша, и Гринев предпринимает всякие попытки, чтобы спасти возлюбленную. Сначала он рассчитывал на помощь оренбургских войск, но на военном совете принято решение никаких военных вылазок не совершать и держать оборону города. Потрясенный их малодушием, Петр решает обратиться к злодею Пугачеву, и тот помогает ему вызволить Машу из рук бесчестного Швабрина, заявившего, будто она его жена.
Швабрин в повести является олицетворением бесчестья. Арестованный после разгрома Пугачевщины, Швабрин доносит на Гринева, будто тот вступал в отношения с бунтовщиком, приезжал к нему на аудиенцию и, возможно, шпионил в пользу самозванца. Гринев не может оправдываться, потому что тень обесчещенной женщины ляжет на бедную Машу Миронову. И он молчит. Следствие признает Гринева виновным, и приговор суров: сначала это было повешение, которое в последний момент заменено на пожизненное поселение в Сибири.
Разбит страшным известием о предательстве сына отец, слегла с горя мать. Неужели дворянин Гринев нарушил слово, предал императрицу, стал перебежчиком? Вся семья страдает, но Маша не позволяет благородному человеку погибнуть, добивается аудиенции у Екатерины II и спасает честь Гринева. «В ком честь, в том и правда», — гласит русская пословица. Это действительно так, и на примере повести А.С. Пушкина мы смогли в этом убедиться.
Завет Гринева-старшего — беречь платье снову, а честь смолоду — касается и всех нас. Нужно всегда поступать по чести и помнить, что честного человека можно подвергнуть преследованию, но нельзя обесчестить. Потому что честь — это путь к самосовершенствованию, это дорога, следуя по которой мы совершаем лучшее и улучшаем худшее.