Что такое «честь»? В Толковом словаре великорусского языка В.И. Даля о чести сказано, что это «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть». В старину даже поле брани называлось «полем чести», потому что честь — это дитя конфликта, и только тот, кто с достоинством выходил из сражения, чествовался народом. Помните, как хотели русичи «добыть князю — славы, почестей — себе!», выступая против половцев в «Слове о полку Игореве», как князь Игорь и тур Всеволод «загубили юность... свою, на врага не вовремя напали, не с великой честию в бою вражью кровь на землю проливали»? Страшной трагедией закончился поход князя Игоря: пали русские воины, Игорь попал в плен; но народ радостно приветствовал сбежавшего из плена князя Игоря, потому что он не поступился своей честью в половецком плену, а вернулся на Родину.
Честь — это выбор: осознанно или неосознанно, но человек всегда выбирает либо честное поведения, за которое ему никогда не будет стыдно ни перед богом, ни перед собой, ни перед людьми, либо выгодное на данный момент поведение, которое обесчещивает человека раз и навсегда.
Например, перед таким выбором оказались герои повести В. Быкова «Сотников». Идет Великая Отечественная война. Где-то гремит фронтовая канонада, а в заснеженном лесу двое партизан, Рыбак и Сотников, получили задание: во что бы то ни стало раздобыть продовольствие. Сотников мог бы и не идти, он плохо себя чувствовал, но все же отправился на задание. Однако партизаны попадают в засаду, Сотников отстреливается, он ранен, Рыбак ему помогает уйти и спрятаться у Де- мичихи. Однако полицаи их обнаружили и арестовали. Все время, которое Сотников провел в камере и на допросах, он поступал как человек чести: его мучила совесть, что они стали причиной ареста Демичихи, он смело признавался следователю, что не выдаст своих: «Вы думаете, я скажу вам правду?» Немцы обещали сделать из него «фарш» и избили его так, что до виселицы он сам не мог даже дойти, но с пути чести Сотников не сошел ни разу. Даже последние слова Сотникова перед казнью: «Я партизан. Это я ранил вашего полицая. Тот, — он кивнул на Рыбака, — оказался здесь случайно» — воспринимается нами не как ложь во спасение, а как благородный поступок человека, запятнать честь которого ничего не может. За такими людьми и правда жизни.
О чести мы вспоминаем всегда, когда логика благополучия и выгоды толкает человека на совершение таких поступков, которые основываются на лжи, изворотливости, приспособленчестве. Второй персонаж повести, Рыбак, так уцепился за свою жизнь («Нет, я все- таки за свою жизнь еще повоюю»), что невольно стал предателем. На допросах он старался быть покладистым, не раздражать зря следователя, поэтому отвечал обстоятельно и, как ему казалось, очень хитро. Во время казни Сотникова Рыбак соглашается служить в полиции якобы только для того, чтобы оттянуть время и бежать. Не получилось. Хотел повеситься — тоже тщетно. Писатель оставляет Рыбака в живых... Почему? Может быть, в надежде, что муки совести вернут его на путь истинный? Хотя, если у человека нет никого, перед кем ему может быть стыдно, то это человек без чести. У Рыбака никого не осталось...
Закончить хотелось бы известной фразой наших офицеров: «Честь необходима, жизнь не такая уж и необходимая». Да, иногда легче умереть, чем жить без чести, испытывая стыд перед Богом, Родиной, своими товарищами, самим собой. И в этом горькая правда жизни.