Тема чести и бесчестья — одна из ключевых тем всей великой русской литературы. Писателей всегда, во все времена, при любых общественно-экономических формациях интересовали серьезнейшие нравственные вопросы: как сохранить человеческую честь и в повседневной жизни, и особенно в тяжелейшие для любого человека периоды нравственного выбора? Безусловно, таким периодом, когда все нравственные силы души напряжены, является война. Она не оставляет выбора: или ты бесчестный трус, или честь столь дорога, что за нее, не задумываясь и ни о чем не жалея, платят самой высокой ценой — ценой человеческой жизни.
Для того чтобы доказать справедливость этого утверждения, обратимся к рассказу белорусского писателя Василя Быкова «Зенитчица». Честь, совесть, достоинство, героизм, верность своему долгу — именно эти проблемы часто затрагиваются писателем.
В. Быков обращается к проблеме понимания чести и бесчестья на войне. Нравственный выбор в нечеловечески жестоких условиях военных действий — сегодня, к сожалению, этот вопрос звучит с новой силой. Причина этого — все разрастающиеся военные конфликты современности.
Автор рассказывает историю о том, как комбат Колесник и его любимая девушка, зенитчица Катя, выходят из окружения. У Колесника это уже третье окружение. После выхода из первых двух ему, боевому офицеру, пришлось очень долго доказывать, что он не предатель. Ему даже грозил трибунал, но он с честью прошел через все испытания и вновь отважно и мужественно воевал. Но, может, в нем, в его душе что-то именно тогда, когда он доказывал свою честь офицера, надломилось? Или просто захотелось выжить, пусть даже ценой бесчестья? Вероятно.
И вот сейчас, после нескольких суток скитания по лесам и опасности наткнуться на немцев, близка передовая. Есть возможность перехода через линию фронта. Но комбата мучает мысль: «Теперь последний рывок, и они среди своих. Но что после?» А после могли быть опять долгие допросы, обвинения в предательстве, штрафбат, трибунал. В. Быков пытается найти ответ на вопрос: как поведет себя человек в таких тяжелых обстоятельствах: пойдет дорогой чести или струсит и будет искать какие-то способы избежать честного отчета о том, как попал в окружение? По мнению писателя, Колесник стоит у нравственной черты, за которой ты или герой, или подлец. Не смог, по мнению автора, совершить комбат этот тяжелейший нравственный выбор: он хочет вернуться к своим будучи раненым, ведь к ним было меньше вопросов и больше доверия. Но для своей любимой девушки Кати Колесник — предатель и трус. Поэтому она решительно нажимает на спуск автомата: «Назад она уже не оглядывалась и больше не интересовалась тем, кого пристрелила». Но весь трагизм сложившейся ситуации оказывается в том, что убила Катя отца своего неродившегося ребенка.
Вывод автора одновременно и ясен, и очень сложен: безусловно, недоверие к вышедшим из окружения унижает и оскорбляет людей, желающих выжить, вернуться к своим и воевать дальше. Но и позицию Колесника писатель не разделяет: не пристало боевому офицеру трусить и искать бесчестного спасения в мнимом ранении.
Таким образом, можно сделать вывод: судьба человека на войне трагична, только нравственно сильным людям дано сделать правильный выбор: героическая смерть или позорная жизнь труса. Честь или бесчестье...