Говоря о дружбе, многие из нас часто имеют в виду отношения людей одного возраста, объединенных каким-либо общим делом или одинаковыми склонностями, увлечениями и пристрастиями. Безусловно, именно такая дружба и встречается в жизни, и изображается в произведениях литературы чаще всего. Но ведь это понятие столь обширно, что ограничивать его возрастными рамками, на наш взгляд, неправильно. Дружба, понимаемая как уважение одного человека к другому, как форма сосуществования людей, может быть и между людьми разного возраста. Именно это чувство лежит в основе правильных, доброжелательных отношений взрослых детей и их родителей; растущих внуков и, к сожалению, стареющих бабушек и дедушек. Оно Ж6 ЯВ" ляется той нравственной основой, на которой должны строиться отношения учителя и учеников.
Для того чтобы подтвердить справедливость данного суждения, обратимся к рассказу Леонида Нечаева «Ожидание друга, или Признания подростка». Герой рассказа, мальчик-первоклассник, на крыльях летел в школу, в учителе, о котором все знакомые очень хорошо отзывались, хотел видеть маму и взрослого друга. Но все произошло совсем не так. Учительница сразу же сказала, что будет работать только с сильными. А мальчик был очень слаб в математике. Он стал бояться сурового учителя, дома, где ждали от него только пятерок, тоже не мог показать своих слез и страха, боялся даже спать без своих любимых игрушек. На других предметах очень старался заслужить похвалу от педагога. Иногда это даже удавалось: учитель (у нее даже в знак презрения и имени в рассказе нет) ставила высокие отметки по чтению, рисованию, труду.
Вероятно, многие ученики испытывают что-то подобное в школе: что-то терпят, чему-то радуются и огорчаются. Но герой рассказа — личность (он уже личность!) и не может просто годами терпеть и бояться. Он очень хочет дружеских отношений с учительницей, пусть строгой, очень несправедливой. «Я цеплялся за малейшее проявление доброты в учительнице», — это ли не подтверждение того, как мучительно искал маленький человек взаимопонимания, поддержки, тепла. «Она и не подозревала, что я строю с ней отношения», — сам с собою рассуждал мальчик. Как жаль, что учитель, человек, который не только и не столько дает знания, сколько воспитывает ученика, облагораживает его юную душу, так и не смог понять, что в основе отношений с воспитанниками должна лежать дружба, понимаемая как взаимоуважение, доверие, жалость, сочувствие. Сколько детских душ ожесточается навсегда, хотя бы недолго пообщавшись с жестоким, непреклонным учителем.
Но, оказывается, можно и дружить с учениками. И совсем это не сложно, и никак это не мешает успеваемости и оценкам. Яркий пример тому другая учительница из рассказа Л. Нечаева. Она работала с классом совсем недолго, пока основной учитель был болен. Но сколько теплоты и нежности подарила она детям за короткое время. Они успели стать друзьями. И это не привело к фамильярности в отношениях, как, видимо, опасалась та, другая, суровая и строгая. Просто ученики перестали бояться, и учеба шла спокойно, доброжелательно и как-то даже ласково с обеих сторон. Несомненно, многие из учеников мечтают именно о такой дружбе с учителем!
Таким образом, можно сделать вывод: в любых человеческих отношениях, в том числе и в отношениях между учителем и учениками, должна быть дружба — то взаимопонимание, без которого невозможно воспитать яркую и сильную человеческую личность. Горе тому педагогу, который этого не понимает и своей жестокостью сеет вражду между маленькими и взрослыми людьми, которые должны верно, красиво, преданно дружить, а не враждовать!