С дружбой все понятно, это чувство, которое основано на взаимном уважении, доверии, общих интересах, готовности прийти на помощь и т.п. Но бывают такие ситуации, когда люди, которые и не помышляли о духовной общности, становятся друзьями, когда у них появляется общий враг. Возможно, это станет более понятным, если рассмотреть данное утверждение на примере произведений художественной литературы. Возьмем его из романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Никто не станет утверждать, что Маргарита и Во- ланд — друзья. Однако есть то, что их сблизило окончательно в сцене «Бал у сатаны», сделало почти родственными душами (если так можно сказать о Дьяволе!). Этот общий враг — люди, порочащие само это название.
Сначала обратимся к образу барона Майгеля. Он стал общим врагом Воланда и Маргариты: Воланда — потому что олицетворял собой человеческие пороки Москвы 30- х годов; Маргариты — потому что был незаслуженно превознесенным литературоведом, тогда как ее возлюбленному, Мастеру, было отказано даже в необходимом. Воланд уверен, что благодаря употреблению крови Май- геля погибнут все «изменники великого дела», Маргарита на стороне Темных Сил, потому что ее душа глубоко ранена этой системой. Кстати, к числу «объединенных общим врагом» можно было бы причислить и самого автора, потому что в образе барона Майгеля Булгаков изобразил ленинградского литературоведа М. Майзеля, который в начале 1930-х годов написал ряд критических статей о Булгакове, содержащих обвинение в «новобуржуазном направлении», «непринятии революции» и «апологетическом отношении к дореволюционному прошлому».
Единение Воланда и Маргариты во взглядах происходит и в эпизоде с Фридой. Фрида убивает своего новорожденного ребенка при помощи носового платка, а потом всю вечность видит этот кошмар и не может от него избавиться. Освобождение Фриды от этого видения объединяют Воланда и Маргариту. Оба героя совершенно по-разному относятся к этой участи в судьбе Фриды: Маргарита считает своим долгом освободить искренне раскаявшуюся в своем преступлении Фриду; Воланд приказывает не класть больше платок на столик Фриды, потому что ему не Фриду жалко, он восхищен гордостью, самоотречением, гуманизмом Маргариты. «Никогда ни у кого не просите...» — говорит он ей. Вот так совершенные антиподы — Маргарита и Воланд — становятся чуть ли не друзьями перед лицом общей беды — тоталитаризма.
Понтий Пилат и Иешуа — тоже враги, объединенные общей темой власти. Пилат — носитель власти, но эта власть его тяготит, он не лишен чувства справедливости, добра, но как заложник власти вынужден утвердить приговор о казни Иешуа. Иешуа не признает никакой иной власти, кроме царствия добра и справедливости. Однако во время допроса Иешуа сумел заронить в душу прокуратора иудейского семя сомнения и раскаяния, которое проросло только к концу романа и объединило бывших врагов — Понтия Пилата и Иешуа. Они уходят по лунной дорожке как настоящие друзья, о чем-то увлеченно беседуя. Так тема власти объединила тех, кто находился по разные ее стороны.
Итак, как видим, дружеское отношение — это не просто положительное качество, которое основано на взаимном уважении, почтительном отношении друг к другу, умении считаться с мнением другого человека и признавать его положительные черты. Дружба — это великая сила, которая перед лицом общего врага может сделать приятелями даже бывших врагов.