Самое страшное для человека в нашем мире, как мне кажется, — это одиночество. Единственное спасение от него — любовь и дружба. Дружба базируется на взаимном уважении, доверии, уверенности в добропорядочности и искренности друга, в том, что он не предаст и не обманет намеренно. Но, наверное, самое главное для дружбы — это общие нравственные ценности. Людям, которые по-разному смотрят на добро и зло, невозможно быть друзьями. Дружба не может связывать людей, один из которых совершает аморальные поступки и считает их нормой, а второй имеет четкие нравственные ориентиры в жизни. Как, например, Пьер Безухов и Анатоль Курагин — герои романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир».
В начале романа мы видим Пьера Безухова в компании Анатоля Курагина и понимаем, что не такие уж они разные. Анатоль был тоже медлительным, как и Пьер, их обоих объединяло отсутствие красноречия в разговорах, им была присуща способность, очень важная для высшего света, оставаться спокойными при любых обстоятельствах. Для Пьера Анатоль был чем-то вроде кумира: «...вот настоящий мудрец, ему, Пьеру, далеко до такой свободы». Анатоль, что бы ни совершил, искренне считал себя безукоризненным человеком, поэтому высоко нес свою красивую голову. Свобода в поступках и самоощущении прельщала Пьера. Незаконнорожденный, он искренне верил в то, что его дружба с Анато- лем — это возможность как-то закрепиться в дворянском обществе, «стать своим», научиться также «нести себя» красиво и изящно. Для угловатого, неуклюжего Пьера это много значило.
В Петербурге Анатоль вел жизнь разгульного повесы, а Пьер часто бывал в его компании. Именно Анатоль сбивает с пути добродушного, доверчивого Пьера своей наигранной простотой. Пьер искренне убежден, по своей наивности, что все вокруг существует только для удовлетворения человеческих прихотей и развлечения. Оглядываясь на своего «друга» Анатоля, Пьер не задумывается об ответственности и последствиях того, в чем принимает участие. Анатолю же все сходит с рук, как, к примеру, шутка с городовым и медведем.
Анатоль не привык отвечать за свои поступки, потому что все всегда за него решал отец. Например, он платит за него долги, устраивает его карьеру, даже невесту ему выбирает. Вспомним, как смешно он выглядит в сцене сватовства к княжне Марье, когда на вопрос князя Николая Андреевича, где он теперь служит, Анатоль отвечает: «...полк наш выступил. А я числюсь. При чем я числюсь, папа?» Анатоль живет глупо, легко, весело, довольствуясь каждой минутой, не испытывая угрызений совести, не ставя перед собой никакой высокой цели.
Пьер очень скоро понимает, что дружеские отношения с Анатолем иссякают, потому что «дружба соединяет лишь достойных людей». Поэтому Пьер отдаляется от Анатоля и становится другом Андрея Болконского. А пропасть между бывшими приятелями разрастается. Бесчестный поступок по отношению к Наташе Ростовой и вовсе превратил Анатоля во врага Пьера. Пьер открывает Наташе подлинную сущность Анатоля: за красивой внешностью прячется лживое, гнусное существо, плут, который и не собирался жениться на Ростовой, потому что уже был женат. Именно Пьер потребовал у Анатоля вернуть Наташины письма, и это вполне символично. Так испытание временем и поступками показало, кто из приятелей достоин дружеского отношения, а кто нет.
Итак, как видим, зарождению дружбы содействует не только наличие общих интересов или увлечений, но и морально-этические нормы поведения, нравственные устои, правильные взгляды на жизнь. Дружить могут только люди, достойные друг друга.