A+ A A-

ЕГЭ. Историческое сочинение 1907-1914 гг.

Данный период связан с окончанием первой рус­ской революции. Он характеризуется процессом эволюционного развития политической системы страны, стабилизацией общественно-политиче­ской жизни. Ключевой фигурой эпохи является премьер-министр П.А. Столыпин, назначенный на пост в 1906 г. Важнейшие явления этого периода связаны с его деятельностью. В первую очередь, не­обходимо отметить проведение аграрной реформы, которая была направлена на модернизацию рос­сийской деревни и укрепление социальной базы государственной власти. Реформа включала в себя выход крестьян из общины на отруба и хутора, а также переселенческую политику. Историки спо­рят о результатах реформы. Советские историки ха­рактеризовали ее как неудачную попытку спасения помещичьей собственности и монархии. Истори­ки 90-х гг. рассматривали реформу как шанс стра­ны на решение аграрной проблемы. Современные историки склоняются к мысли, что Столыпину не хватило времени для реализации реформы; другие подчеркивают, что она усилила социальные проти­воречия в деревне (между крестьянами-собствен­никами и общинниками).

Еще одним явлением периода было развитие парламентаризма. В феврале 1907 г. была создана, а 3 июня распущена II Государственная Дума. Вме­сте с этим правительство изменило избирательный закон, что позволило обеспечить успех на выборах в III Думу октябристов, поддерживающих столыпин­ские начинания. За счет механизма «октябристско­го маятника» правительству удавалось проводить через думу как репрессивные законы (например, о военно-полевых судах), так и либеральные законо­проекты по аграрному вопросу и о земствах в запад­ных губерниях.

Такая политическая система получила у исто­риков название «третьеиюньская монархия» или «думская монархия». Политика лавирования пра­вительства между различными политическими си­лами продолжилась и в IV Государственной думе, начавшей работу в 1912 году.

Одним из последствий решительной политики правительства в отношении радикальных партий становится характерный для этого период кризис революционных партий, многие социал-демокра­ты и эсеры эмигрируют (так, в 1907 г. Россию поки­нул В. Ульянов).

Разочарование части интеллигенции революци­ей нашло отражение в таком событии, как выход сборника философских статей «Вехи» (1909 г.). Его авторы Н. Бердяев, С. Булгаков и др. заявили о не­обходимости отказа от поддержки революционных настроений и сотрудничестве с государством. По­явление сборника стало одним из ярких событий так называемого «серебряного века» российской культуры, для которого характерны модернизм в искусстве и активные поиски новых художествен­ных форм.

Начиная с 1910 г. происходит активизация обще­ственно-политической жизни в стране. Такие со­бытия, как смерть Л. Толстого в 1910 г. и убийство П. Столыпина анархистом Д. Богровым в 1911 г. стали серьезным потрясением для общества.

Рассматриваемый период ознаменовался и важ­ными событиями во внешней политике России. В 1907 г. при активном участии министра иностран­ных дел А.П. Извольского подписано русско-ан­глийское соглашение по разделу Афганистана и Персии. Это позволило Англии и России стать союзниками, следствием этого стало складывание блока Антанта. В то же время обостряются отноше­ния с Австро-Венгрией, которая в 1908 г. аннекси­ровала Боснию и Герцеговину. Это событие полу­чило название «боснийский кризис», и привело к росту напряженности на Балканах и в отношениях России с Германией — союзницей Австро-Венгрии.

Подводя итог, необходимо отметить, что корот­кий период эволюционного развития экономиче­ской и политической системы Российской империи был прерван вступлением России в начинающуюся мировую войну 1 августа 1914 года. Многие совре­менные историки считают послереволюционный период временем экономических успехов в России, взлета российской науки и искусства, поступатель­ного развития гражданского общества.

 

  • ЕГЭ. Историческое сочинение

    • ЕГЭ. Историческое сочинение 1019-1054 гг. (1147)

      Указанный период относится к истории Древней Руси, охватывая собой годы правления великого князя киевского Ярослава Мудрого. В числе важнейших событий и процессов дан­ного периода можно выделить следующие: защита населения Древней Руси от внешней агрессии, рас­ширение границ государства; укрепление между­народного авторитета Древнерусского...

      Подробнее...

    • ЕГЭ. Историческое сочинение 1078-1093 гг. (1074)

      1078-1093 гг. — период третьей княжеской усобицы в Киевской Руси. Перед смертью Ярослав Мудрый установил порядок наследования вели­кокняжеского престола его сыновьями. Согласно воле Ярослава старший сын Изяслав получал Киев и великокняже­ский стол, следующий по старшинству Святослав — Чернигов, второй по зна­чению город Руси, следующий сын —...

      Подробнее...

    • ЕГЭ. Историческое сочинение 1237-1480 гг. (1662)

      Данный период относится ко времени полити­ческой раздробленности русских земель и процесса образования национального Российского государ­ства. Он связан с таким историческим явлением, как господство ордынцев над значительной частью русских земель. Важнейшие события этого периода связаны с нашествием монголо-татарских войск во главе с ханом...

      Подробнее...

    • ЕГЭ. Историческое сочинение 1425-1453 гг. (892)

      Данный период — время междоусобной войны потомков Дмитрия Донского в Московском кня­жестве, получившей у современников название «Шемякина смута». Этот конфликт является частью длительного процесса образования единого нацио­нального Русского государства. Начало войны связано с таким событием, как смерть Василия I, оставившего московский и...

      Подробнее...

    • ЕГЭ. Историческое сочинение 1632-1634 гг. (1051)

      Короткий период начала 30-х гг. XVII в. связан с таким внешнеполитическим событием как Смо­ленская война. Причины войны вытекают из Смут­ного времени, когда в результате интервенции Речи Посполитой Россия потеряла Смоленскую, Чер­ниговскую и Северскую земли (Деулинское пере­мирие 1618 г.). Во главе Российского государства в этот период находился...

      Подробнее...

    • ЕГЭ. Историческое сочинение 1730-1740 гг. (1362)

      Данный период является частью эпохи «дворцо­вых переворотов», он охватывает время правления императрицы Анны Ивановны. В числе важней­ших событий этого периода — попытка Верховного тайного совета ограничить власть монарха. Анне при восшествии на престол предлагалось подпи­сать кондиции (условия): согласовывать важней­шие дела во внутренней и...

      Подробнее...

    • ЕГЭ. Историческое сочинение 1813-1825 гг. (1720)

      Рассматриваемый период связан с развитием российского общества после победы страны в Оте­чественной войне 1812 г. и разгрома наполеонов­ской Франции в заграничных походах русской армии. Для социально-экономической жизни данного периода характерен процесс восстановления эко­номики после войны, особенно хозяйств в запад­ных районах. Также...

      Подробнее...

    • ЕГЭ. Историческое сочинение 1907-1914 гг. (2057)

      Данный период связан с окончанием первой рус­ской революции. Он характеризуется процессом эволюционного развития политической системы страны, стабилизацией общественно-политиче­ской жизни. Ключевой фигурой эпохи является премьер-министр П.А. Столыпин, назначенный на пост в 1906 г. Важнейшие явления этого периода связаны с его деятельностью. В...

      Подробнее...

    • ЕГЭ. Историческое сочинение 1914-1921 гг. (1271)

      Период 1914—1921 гг. занимает особое место в российской и мировой истории. Он характеризу­ется таким явлением, как кризис российской госу­дарственности. Этот кризис многие историки свя­зывают с Первой мировой войной. 1 августа 1914 г. Германия объявила войну России в ответ на нача­тую Россией всеобщую мобилизацию, ставшую реакцией на военную...

      Подробнее...

    • ЕГЭ. Историческое сочинение 1945-1953 гг. (1059)

      Данный период вошел в историю как период позднего сталинизма. Его хронологические рамки определены двумя важнейшими событиями. Пер­вое — окончание Великой Отечественной (9 мая) и Второй мировой войны (2 сентября). Завершение периода связано со смертью советского руководи­теля И. Сталина. В числе важнейших процессов данного периода можно выделить такие как:...

      Подробнее...