A+ A A-

ИТОГОВОЕ ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ

Экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ пред­шествует написание в декабре итогового выпуск­ного сочинения. Итоговое сочинение надо рассма­тривать как своеобразную подготовку к основному экзамену в мае. На ЕГЭ вы должны будете написать творческую работу. Разница этих сочинений состо­ит, прежде всего, в объектной направленности.

Итоговое сочинение пишется по художествен­ной литературе, а 25 задание ЕГЭ выполняется на основе предложенного текста, идейно-темати­ческое содержание которого подкрепляется при­мерами из художественной литературы и публи­цистики, хотя при этом можно использовать в ка­честве второго аргумента материал из собственно­го жизненного опыта.

Однако, учитывая ваш возраст, можно пред­положить, что такой аргумент будет не очень убе­дительным. Считаем, что из школьного курса ли­тературы всегда можно найти и второй пример. Более того, готовясь к итоговому выпускному со­чинению, вы наработаете литературный материал, тематика и проблематика которого почти перекли­кается с предложенными на ЕГЭ текстами, что мо­жет послужить в качестве аргументов к выполне­нию задания с развёрнутым ответом.

Итак, итоговое выпускное сочинение, с одной стороны, — это допуск к сдаче ЕГЭ, с другой — визитная карточка языковой подготовки выпускни­ка, отражающая его речевую культуру, уровень начитанности и личностной зрелости. Кроме того, в некоторых вузах страны итоговое сочинение даёт возможность получения дополнительных баллов в зачёт ЕГЭ по русскому языку.

Тематические направления сочинений разраба­тываются ФИПИ и размещаются на сайте в начале учебного года. Однако сформулированные темы оз­вучиваются за 15 минут до проведения экзамена, причём исключается всякий тематический коммен­тарий, связанный с формулировкой темы. Номина­ции тем могут быть как в виде цитат, так и в форме вопроса либо законченного предложения.

Экзаменационные темы сочинений предпола­гают рассуждение выпускника по выдвинутой им самим проблеме с опорой на самостоятельно выб­ранный литературный материал из отечественной или мировой литературы. Привлечённый матери­ал должен быть прокомментирован и оценён в со­ответствии с обозначенной целью и поставленны­ми задачами самим пишущим.

Что касается объёма сочинения, то существу­ет только нижняя граница, т.е. не менее 250 слов. На самом деле, как показывает практика, тему можно раскрыть в пределах 350-650 слов.

В процессе подготовки к экзамену необходимо выработать в себе чувство времени по созданию от­дельных частей сочинения. На итоговое сочинение отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

Примерный расклад времени таков:

—   выбор темы — не более 5 минут;

—   составление плана — 15 минут;

—   черновое написание — 90 минут;

—   редактирование — 60 минут;

—   переписывание на чистовик — 45 минут;

—  проверка написанного сочинения — 20 минут.

Чтобы избежать всякого рода неприятностей

при выполнении творческой работы, в процессе подготовки к ней необходимо знать требования по допуску к её проверке и содержание критериев, по которым оценивают работу.

 

  • Итоговое сочинение по литературе

    • «Восславим женщину-Мать, чья любовь не знает преград» (М. Горький) (501)

      Итоговое сочинение о материнской доброте. Материнское сердце ... Сколько счастливых и горьких минут пришлось тебе пережить! Первый крик новорождённого, первое слово «мама», пер­вые шаги, первые радости и неудачи. Ты такое маленькое, но сильное, ранимое, но тер­пеливое и понимающее ... О судьбе матери, о её любящем сердце расска­зывается в повести В. Токаревой «Я...

      Подробнее...

    • «Ещё народу русскому пределов не поставлено — пред ним широкий путь» (Н. А. Некрасов) (606)

      Итоговое сочинение о жизненной силе русского народа, обусловившей правильный выбор героев в тяжёлых ситуациях. Жизненный путь... Каким он должен быть?.. Как кажется прямым и без ухабов. Однако такое встретишь нечасто. Как правило, человек подвер­жен всякого рода испытаниям и выбору. Кстати, русские люди чётко знают свою цель и видят доро­гу к её достижению, закаляя по...

      Подробнее...

    • «О времена, о нравы!» (Марк Туллий Цицерон) (443)

      Итоговое сочинение о проблеме зависимости личности от времени и существующих традиций. Время... Что это за сила, главенствующая над человеком и диктующая ему свои порядки? Мно­гим людям кажется, что имеют власть над ним. Но всё же практика показывает: время держит всех в «строгих» рамках, причём в соответствии с вековыми традициями. Оно неподвластно...

      Подробнее...

    • А.Н. Островский «Гроза». Проблема взаимоотношений родителей и детей (438)

      Конфликт поколений: Каба­ниха и Дикой (родители) — Тихон, Варвара, Кудряш, Борис, Катерина («дети»). Старшее поколение живёт по патриархальным, веками сложившимся устоям. Взгля­ды «тёмного царства»: —         основа семейных отноше­ний — страх младших перед старшими, жены перед му­жем;   - безропотное повиновение «детей» «родителям», соблю­дение домостроевских пра­вил,...

      Подробнее...

    • А.Н. Островский «Гроза». Проблема нравственного выбора (404)

      Катерина — сильная и яркая личность, способная пойти на открытый конфликт с «тёмным царством». Кате­рине претит насилие и ду­ховная несвобода, которая её окружает. Она стремится к свободе проявления лучших человеческих чувств. В отли­чие от Кабанихи и Дикого, Варвары и др., для Катерины слова «благочестие», «вера», «честь» не пустые звуки. Она...

      Подробнее...

    • А.П. Чехов и его творчество. Итоговое сочинение (503)

      А. П. Чехов... Это личность, значимость кото­рой признана не только у нас в стране, но и за рубе­жом. На протяжении многих десятков лет интерес к творчеству писателя имеет постоянный и устой­чивый характер, потому что изображенная им дей­ствительность и различные характеры — это прав­да жизни, воспроизведенная кратко, деликатно, образно, языком...

      Подробнее...

    • А.С. Грибоедов «Горе от ума». Проблема взаимоотношения поколений (510)

      В комедии изображаются два поколения — старшее (эпохи Екатерины II) и мо­лодое (эпохи Александра I). Старшее поколение — кон­серваторы, рисуются сатири­ческими красками (Фамусов, Хлёстова), им свойственны общественные пороки (бю­рократизм, кумовство, не­терпимость ко всему новому, чинопочитание). Молодое поколение изображается по-разному: с...

      Подробнее...

    • Анализ стихотворения А. С. Пушкина «...Вновь я посетил...». (434)

      И сам, покорный общему закону, Переменился я ... А. Пушкин Жизнь... Что это такое?.. Временна ли она на нашей Земле или бесконечна?.. Вот два глав­ных вопроса, которые интересовали человечество всегда. Оригинальное суждение о жизни как фило­софской категории мы находим в стихотворении А. С. Пушкина «...Вновь я посетил...», представля­ющем собой итоговое раздумье поэта о своей...

      Подробнее...

    • Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза» (597)

      Нет, моего к тебе пристрастья Я скрыть не в силах, мать-земля! Ф. И. Тютчев Наверное, каждый человек задумывался над тем: что тленно, а что вечно в нашей жизни? И, по­жалуй, никто сразу не мог дать обстоятельный от­вет на такой, казалось бы, простой и в то же время необыкновенно сложный вопрос. И это, действи­тельно, так. Подобная проблема всегда занимала умы...

      Подробнее...

    • Великий сын России (жизнь, деятельность, судьба) (463)

      Итоговое сочинение о М. В. Ломоносове. Россия... Великая Россия! ... Кто тебя сделал такой?.. Разве не князь Игорь тебя сотворил?.. Не Ярослав ли Мудрый тебя просветил?.. Да и не Петр ли Первый «окно в Европу прорубил?.. Гордись, Русская земля, своими сынами! Во все времена природа-мать посылала тебе людей, предназначе­нием которых было служить тебе верой и...

      Подробнее...