Критерий №1 «Соответствие теме». Содержание сочинения должно раскрывать выбранную выпускником тему, причём раскрытие темы предполагает размышление учащегося по выдвинутой проблеме или рассуждение над ней в виде ответа на поставленный вопрос в теме.
«Незачёт» ставят в случае несоответствия содержания сочинения выпускника заявленной теме, т.е. в тексте сочинения отсутствует коммуникативный замысел, обусловленный конкретной целью.
Методические рекомендации. Тема сочинения — зафиксированная краткая мысль предстоящего разговора, размышления, рассуждения. Это общая канва, в центре которой находится ваша идея, освещение которой вы программируете самостоятельно, стараясь раскрыть суть своего видения и убедить читающих в верности своей позиции.
Идея должна быть чётко обозначенной, поскольку это то, ради чего вы будете вести разговор в рамках избранной темы. Например, если тема сочинения «Русский характер как уникум мен- тальности», то основной идеей может стать такое качество русского человека, как доброта или свободолюбие, а также любовь к Родине и справедливость, вера и бесстрашие, доброта и забвение обид, ответственность и совесть и ряд других нравственно-этических категорий.
Выбор темы зависит от знания литературного материала, т.е. рассуждения строятся с опорой на произведения писателей.
Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала». Рассуждения выпускника подкрепляются знанием литературных произведений (или одного произведения) и умением соотнести литературный материал в качестве аргументации, используя при этом метод смыслового анализа отдельных элементов (или всего произведения) в соответствии с обозначенной темой сочинения.
«Незачёт» ставят при отсутствии литературного материала как доказательной базы рассуждения выпускника, причём без всякого искажения содержания самого произведения. Упоминание тех или иных произведений не является аргументацией.
Методические рекомендации. Заявленную собственную позицию по выдвинутой проблеме необходимо подкрепить материалом из художественной литературы, поскольку мы считаем, что ваш жизненный опыт пока недостаточен, чтобы убедить проверяющих в верности своего личного мнения по тому или иному вопросу.
В аргументации используется смысловой тип текста рассуждение, т.е. выдвигается тезис, к нему даётся доказательство и делается вывод. В качестве тезиса можно взять просто всем известную аксиому или пословицу, поговорку, крылатое выражение. А доказательной частью должна стать линия поведения героя (или его поступок) из литературного произведения с обязательным указанием его автора и названия.
Например: Интересно заметить: доброта рус ской души не знает границ. Об этом свидетельствует повесть современного писателя Виктории Токаревой «Я есть. Ты есть. Он есть». Главная героиня Анна — человеку который умеет забыть обиды и простить, поддержать добрым словом и помочь физически ... (описание конкретных действий героини). Как видим, на такой гражданский подвиг — ухаживать за больной, причём ранее доставившей много горестей, — способен только человек широкой русской души, доброй и скромной, любящей и бескорыстной.
Благодатный перспективный материал содержится во многих литературных произведениях периода середины ХХ-ХХ1 вв., в которых герои показаны в различных ситуациях, их линия поведения заставит задуматься над обстоятельствами и сделанным ими выбором, что, собственно говоря, может стать либо предметом размышлений сквозь призму поставленной вами проблемы (или вопроса) по избранной теме итогового выпускного сочинения, либо аргументами в сочинении-рассуждении по предложенному тексту ЕГЭ.
Предлагаем краткий перечень произведений писателей указанного периода для использования на экзаменах в качестве литературной базы:
— Айтматов Ч. Роман «Плаха»;
— Астафьев В. Рассказ «Людочка»;
— Бородин Л. Повесть «Третья правда»;
— Быков В. Повесть «Обелиск»;
— Васильев Б. Романы «В списках не значился» , «Не стреляйте белых лебедей»;
— Полевой Б. Повесть «Повесть о настоящем человеке»;
— Приставкин А. Повесть «Ночевала тучка золотая»;
— Распутин В. Рассказ «Уроки французского», повести «Прощание с Матёрой», «Живи и помни»;
— Солженицын А. Рассказы «Матрёнин двор», «Один день Ивана Денисовича»;
— Токарева В. Повесть «Я есть. Ты есть. Он есть»;
— Толстой А. Рассказ «Русский характер;
— Шолохов М. Рассказ «Судьбачеловека».
Критерий МЗ «Композиция». Рассуждения выпускника на предложенную тему должны быть точны, логичны и доказательны в соотношении с выдвинутым тезисом.
«Незачёт» ставят при условии наличия грубых логических нарушений, мешающих пониманию смысла сказанного, а также при отсутствии тезисно-доказательной базы.
Методические рекомендации. Чтобы продемонстрировать общую культуру речи, умение грамотно излагать собственные мысли и собственный взгляд на проблему, необходимо чётко структурировать сочинение, т.е. содержание должно быть в соответствующей форме. Сконцентрируйте внимание на логике. Между предложениями, как и абзацами, должна быть смысловая связь, соответствующая основной идее.
Способы связи предложений: цепной и параллельный. Цепной способ, когда мысль движется от одного предложения к другому, осуществляется обычно в повторе слова из предыдущего предложения и развертывании его в последующем предложении. Параллельный способ — употребление предложений таким образом, чтобы в них был одинаковый порядок слов, однотипные грамматические формы выражения членов предложения, видовременная соотнесенность.
Связующими элементами между предложениями в абзаце часто являются союзы (и, однако, но, причём и др.), местоимения (личные: он, она, они; указательные: это, эти, этот; определительные: весь, всякий, каждый и др.), вводные слова и предложения ( итак, следовательно, значит, кстати, кстати сказать, к слову сказать, с одной стороны, с другой стороны, между прочим, в общем ), частицы (а ведь, кгатсраз и др.) и др.
Критерий М4 «Качество речи » — это речевое оформление мыслей в сочинении с помощью использования разнообразной лексики и различных грамматических конструкций.
«Незачёт» ставят за низкое качество речи, существенно затрудняющее понимание изложенного в сочинении.
Методические рекомендации. Качество речи — показатель эрудиции. В сочинении важно продемонстрировать разнообразие лексических средств и богатство словарного запаса и различных синтаксических конструкций, а также навыки свободного использования изобразительно-выразительных средств.
Сочинение должно быть красивым. Его украшают не только экспрессивные слова, синонимы, антонимы, фразеологизмы, пословицы, поговорки, но и синтаксическая структура речи (использование обособленных распространённых приложений, несогласованного определения выраженного инфинитивом, бессоюзных сложных предложений и др.). Совершенствованию точности и выразительности вашей речи поможет повторение языкового материала, размещённого в данной книге в параграфе «Функциональные аспекты изобрази- тельно-выразительных средств», а также «Особенности трудной пунктуации».
Критерий №5 «Грамотность». Языковая грамотность — это знание выпускником орфографических, пунктуационных, речевых и грамматических норм.
«Незачёт» ставят, если в сочинении допущенные ошибки различного характера в сумме более 5 на 100 слов препятствуют чтению и пониманию написанного текста.
Методические рекомендации. Во избежание неблагозвучия и механических ошибок во время проверки необходимо прочитать текст сочинения про себя, проговаривая все слоги. Следует просмотреть и перепроверить орфограммы трудных тем и пунктуацию в сложных и осложнённых предложениях (см. раздел «Типичные ошибки в сочинениях»: «Особенности трудной орфографии», «Особенности трудной пунктуации», «Типичные лексические ошибки», «Типичные грамматические ошибки»).