A+ A A-

Критерии оценки итогового выпускного сочинения и методические рекомендации для его написания

Критерий №1 «Соответствие теме». Содер­жание сочинения должно раскрывать выбранную выпускником тему, причём раскрытие темы пред­полагает размышление учащегося по выдвинутой проблеме или рассуждение над ней в виде ответа на поставленный вопрос в теме.

«Незачёт» ставят в случае несоответствия содержания сочинения выпускника заявленной теме, т.е. в тексте сочинения отсутствует комму­никативный замысел, обусловленный конкрет­ной целью.

Методические рекомендации. Тема сочине­ния — зафиксированная краткая мысль предстоя­щего разговора, размышления, рассуждения. Это общая канва, в центре которой находится ваша идея, освещение которой вы программируете само­стоятельно, стараясь раскрыть суть своего видения и убедить читающих в верности своей позиции.

загрузка...

Идея должна быть чётко обозначенной, по­скольку это то, ради чего вы будете вести разговор в рамках избранной темы. Например, если тема сочинения «Русский характер как уникум мен- тальности», то основной идеей может стать такое качество русского человека, как доброта или сво­бодолюбие, а также любовь к Родине и справедли­вость, вера и бесстрашие, доброта и забвение обид, ответственность и совесть и ряд других нравствен­но-этических категорий.

Выбор темы зависит от знания литературно­го материала, т.е. рассуждения строятся с опорой на произведения писателей.

Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала». Рассуждения вы­пускника подкрепляются знанием литературных произведений (или одного произведения) и умени­ем соотнести литературный материал в качестве аргументации, используя при этом метод смысло­вого анализа отдельных элементов (или всего про­изведения) в соответствии с обозначенной темой сочинения.

«Незачёт» ставят при отсутствии литератур­ного материала как доказательной базы рассужде­ния выпускника, причём без всякого искажения содержания самого произведения. Упоминание тех или иных произведений не является аргумен­тацией.

Методические рекомендации. Заявленную соб­ственную позицию по выдвинутой проблеме необ­ходимо подкрепить материалом из художествен­ной литературы, поскольку мы считаем, что ваш жизненный опыт пока недостаточен, чтобы убе­дить проверяющих в верности своего личного мне­ния по тому или иному вопросу.

В аргументации используется смысловой тип текста рассуждение, т.е. выдвигается тезис, к нему даётся доказательство и делается вывод. В качестве тезиса можно взять просто всем известную аксиому или пословицу, поговорку, крылатое выражение. А доказательной частью должна стать линия пове­дения героя (или его поступок) из литературного произведения с обязательным указанием его автора и названия.

Например: Интересно заметить: доброта рус ской души не знает границ. Об этом свидетель­ствует повесть современного писателя Викто­рии Токаревой «Я есть. Ты есть. Он есть». Глав­ная героиня Анна — человеку который умеет за­быть обиды и простить, поддержать добрым сло­вом и помочь физически ... (описание конкретных действий героини). Как видим, на такой граж­данский подвиг — ухаживать за больной, причём ранее доставившей много горестей, — способен только человек широкой русской души, доброй и скромной, любящей и бескорыстной.

Благодатный перспективный материал содер­жится во многих литературных произведениях периода середины ХХ-ХХ1 вв., в которых герои показаны в различных ситуациях, их линия пове­дения заставит задуматься над обстоятельствами и сделанным ими выбором, что, собственно говоря, может стать либо предметом размышлений сквозь призму поставленной вами проблемы (или вопро­са) по избранной теме итогового выпускного сочи­нения, либо аргументами в сочинении-рассужде­нии по предложенному тексту ЕГЭ.

Предлагаем краткий перечень произведений писателей указанного периода для использования на экзаменах в качестве литературной базы:

—   Айтматов Ч. Роман «Плаха»;

—   Астафьев В. Рассказ «Людочка»;

—   Бородин Л. Повесть «Третья правда»;

—   Быков В. Повесть «Обелиск»;

—    Васильев Б. Романы «В списках не значил­ся» , «Не стреляйте белых лебедей»;

—     Полевой Б. Повесть «Повесть о настоящем человеке»;

—    Приставкин А. Повесть «Ночевала тучка зо­лотая»;

—   Распутин В. Рассказ «Уроки французского», повести «Прощание с Матёрой», «Живи и помни»;

—   Солженицын А. Рассказы «Матрёнин двор», «Один день Ивана Денисовича»;

—  Токарева В. Повесть «Я есть. Ты есть. Он есть»;

—   Толстой А. Рассказ «Русский характер;

—   Шолохов М. Рассказ «Судьбачеловека».

Критерий МЗ «Композиция». Рассуждения выпускника на предложенную тему должны быть точны, логичны и доказательны в соотношении с выдвинутым тезисом.

«Незачёт» ставят при условии наличия гру­бых логических нарушений, мешающих понима­нию смысла сказанного, а также при отсутствии тезисно-доказательной базы.

Методические рекомендации. Чтобы продемон­стрировать общую культуру речи, умение грамотно излагать собственные мысли и собственный взгляд на проблему, необходимо чётко структурировать сочинение, т.е. содержание должно быть в соот­ветствующей форме. Сконцентрируйте внимание на логике. Между предложениями, как и абзаца­ми, должна быть смысловая связь, соответствую­щая основной идее.

Способы связи предложений: цепной и параллель­ный. Цепной способ, когда мысль движется от одно­го предложения к другому, осуществляется обычно в повторе слова из предыдущего предложения и раз­вертывании его в последующем предложении. Парал­лельный способ — употребление предложений таким образом, чтобы в них был одинаковый порядок слов, однотипные грамматические формы выражения чле­нов предложения, видовременная соотнесенность.

Связующими элементами между предложения­ми в абзаце часто являются союзы (и, однако, но, причём и др.), местоимения (личные: он, она, они; указательные: это, эти, этот; определительные: весь, всякий, каждый и др.), вводные слова и пред­ложения ( итак, следовательно, значит, кстати, кстати сказать, к слову сказать, с одной сторо­ны, с другой стороны, между прочим, в общем ), ча­стицы (а ведь, кгатсраз и др.) и др.

Критерий М4 «Качество речи » — это речевое оформление мыслей в сочинении с помощью ис­пользования разнообразной лексики и различных грамматических конструкций.

«Незачёт» ставят за низкое качество речи, су­щественно затрудняющее понимание изложенного в сочинении.

Методические рекомендации. Качество речи — показатель эрудиции. В сочинении важно проде­монстрировать разнообразие лексических средств и богатство словарного запаса и различных синтак­сических конструкций, а также навыки свободно­го использования изобразительно-выразительных средств.

Сочинение должно быть красивым. Его укра­шают не только экспрессивные слова, синонимы, антонимы, фразеологизмы, пословицы, поговор­ки, но и синтаксическая структура речи (использо­вание обособленных распространённых приложе­ний, несогласованного определения выраженного инфинитивом, бессоюзных сложных предложений и др.). Совершенствованию точности и вырази­тельности вашей речи поможет повторение язы­кового материала, размещённого в данной книге в параграфе «Функциональные аспекты изобрази- тельно-выразительных средств», а также «Особен­ности трудной пунктуации».

Критерий №5 «Грамотность». Языковая грамотность — это знание выпускником орфогра­фических, пунктуационных, речевых и граммати­ческих норм.

«Незачёт» ставят, если в сочинении допущен­ные ошибки различного характера в сумме более 5 на 100 слов препятствуют чтению и пониманию написанного текста.

Методические рекомендации. Во избежание неблагозвучия и механических ошибок во время проверки необходимо прочитать текст сочинения про себя, проговаривая все слоги. Следует просмот­реть и перепроверить орфограммы трудных тем и пунктуацию в сложных и осложнённых предло­жениях (см. раздел «Типичные ошибки в сочине­ниях»: «Особенности трудной орфографии», «Осо­бенности трудной пунктуации», «Типичные лек­сические ошибки», «Типичные грамматические ошибки»).