- Выбор темы на экзамене:
— глубокое осмысление всех словесных компонентов в содержании темы (для этого надо проанализировать стержневые слова);
— обозначение проблемы;
— определение базового литературного материала.
- Составление плана. Это своеобразный каркас будущего сочинения, представленный в виде перечня задач по каждой структурной части, т.е. следует предположить, что будет во вступлении, в основной части и в заключении.
- Черновое написание сочинения — создание текста на основе тезисов или пунктов плана и расположение материала в соответствии с композицией сочинения (вступление, основная часть, заключение):
— вступление — рассуждение о проблеме, причём либо на основе самостоятельно поставленного вопроса, либо использования мыслей, цитат выдающихся людей, а также пословиц и поговорок;
— основная часть — выдвижение, как минимум, двух тезисов, соответствующих обозначенной проблеме, и присоединение к ним доказательного текстового материала с собственными мини-выводами;
— заключение — подведение итогов о написанном в соотношении с выдвинутой проблемой.
4. Редактирование написанного сочинения:
а) сквозь призму поставленных себе вопросов:
— существует ли взаимосвязь между названием темы, номинацией обозначенной проблемы, выдвинутыми тезисами и содержанием рассуждения;
— понятно ли читающему написанное;
— убедительны ли примеры по каждому тезису;
— не присутствуют ли алогизмы и искажённые факты;
— каковы средства связи между предложениями?
б) посредством использования возможностей:
— лексической и грамматической синонимии,
— устранения неоправданных повторов слов и неуместного употребления отдельных слов и выражений;
в) наращивание объёма (или его уменьшение) по вышеуказанным позициям по принципу понятности и убедительности:
— посредством пояснения, уточнения, вставных конструкций или сокращения;
— путём сравнения, замечаний, констатации своего видения описанной реалии;
г) устранение лексических и грамматических ошибок;
д) совершенствование синтаксического строя предложений (использование в выразительных целях инверсии, обобщённо-личных, неопределённо-личных, безличных предложений, присоединительных, парцеллированных и вводных конструкций и т.п.).
- Переписывание на бланк:
— попутная правка возможна при условии предварительного просмотра предложения в общей цепи речевого отрезка, причём на черновом варианте;
— зачёркивание в бланке не приветствуется.
- Проверка сочинения:
— пристальное внимание к написанию иностранных слов и к орфограммам трудных тем (-нн- и -н-; написание частицы не с прилагательными и причастиями, правописание производных предлогов, сложных прилагательных и др.);
— необходимо перепроверить написание союзов тоже, также, потому что им созвучны сочетания то же (указательное местоимение и частица) и так же (наречие и частица);
— перепроверить знаки препинания в сложных и в осложнённых предложениях (там, где причастные и деепричастные обороты, приложение, вводные слова и др.). Не забудьте, что обороты и приложение внутри осложнённого предложения выделяются с обеих сторон;
— просмотрите конструкции с союзом как, поскольку в сочинении используются не только сравнительные обороты, но чаще всего на практике вы имеете дело с конструкциями, когда союз как употребляется в значении "в качестве', и тогда перед ним запятая не ставится;
— обратите внимание на сложные подчинительные союзы: для того чтобы, вместо того чтобы, несмотря на то что, благодаря тому что, ввиду того что, в то время как, после того как, так же как и др. (их почти все и всегда используют в сочинении), поскольку там возможны лишние запятые.
Имейте в виду, что:
— сложные (составные) союзы в начале предложения никогда нельзя расчленять;
— в сложных (составных) союзах внутри ставится запятая только в особых случаях: при наличии перед союзом вводного слова, частицы не (либо какой-то другой частицы), а также в однородных придаточных с повторением в каждом из придаточных одного и того же союза.