A+ A A-

Этапы и правила работы над выпускным сочинением

  1. Выбор темы на экзамене:

—    глубокое осмысление всех словесных компо­нентов в содержании темы (для этого надо проана­лизировать стержневые слова);

—   обозначение проблемы;

—      определение базового литературного мате­риала.

  1. Составление плана. Это своеобразный кар­кас будущего сочинения, представленный в виде перечня задач по каждой структурной части, т.е. следует предположить, что будет во вступлении, в основной части и в заключении.
  2. Черновое написание сочинения — создание текста на основе тезисов или пунктов плана и рас­положение материала в соответствии с композици­ей сочинения (вступление, основная часть, заклю­чение):

—    вступление — рассуждение о проблеме, при­чём либо на основе самостоятельно поставленного вопроса, либо использования мыслей, цитат выда­ющихся людей, а также пословиц и поговорок;

—     основная часть — выдвижение, как мини­мум, двух тезисов, соответствующих обозначенной проблеме, и присоединение к ним доказательного текстового материала с собственными мини-выво­дами;

—   заключение — подведение итогов о написан­ном в соотношении с выдвинутой проблемой.

4. Редактирование написанного сочинения:

а) сквозь призму поставленных себе вопросов:

—    существует ли взаимосвязь между названи­ем темы, номинацией обозначенной проблемы, вы­двинутыми тезисами и содержанием рассуждения;

—   понятно ли читающему написанное;

—  убедительны ли примеры по каждому тезису;

—   не присутствуют ли алогизмы и искажённые факты;

—    каковы средства связи между предложения­ми?

б)  посредством использования возможностей:

—   лексической и грамматической синонимии,

—      устранения неоправданных повторов слов и неуместного употребления отдельных слов и вы­ражений;

в)  наращивание объёма (или его уменьшение) по вышеуказанным позициям по принципу понят­ности и убедительности:

—      посредством пояснения, уточнения, встав­ных конструкций или сокращения;

—      путём сравнения, замечаний, констатации своего видения описанной реалии;

г)   устранение лексических и грамматических ошибок;

д)   совершенствование синтаксического строя предложений (использование в выразительных целях инверсии, обобщённо-личных, неопреде­лённо-личных, безличных предложений, присое­динительных, парцеллированных и вводных кон­струкций и т.п.).

  1. Переписывание на бланк:

—   попутная правка возможна при условии пред­варительного просмотра предложения в общей цепи речевого отрезка, причём на черновом варианте;

—   зачёркивание в бланке не приветствуется.

  1. Проверка сочинения:

—       пристальное внимание к написанию ино­странных слов и к орфограммам трудных тем (-нн- и -н-; написание частицы не с прилагатель­ными и причастиями, правописание производных предлогов, сложных прилагательных и др.);

—     необходимо перепроверить написание сою­зов тоже, также, потому что им созвучны сочета­ния то же (указательное местоимение и частица) и так же (наречие и частица);

—    перепроверить знаки препинания в сложных и в осложнённых предложениях (там, где причаст­ные и деепричастные обороты, приложение, ввод­ные слова и др.). Не забудьте, что обороты и при­ложение внутри осложнённого предложения выде­ляются с обеих сторон;

—     просмотрите конструкции с союзом как, по­скольку в сочинении используются не только срав­нительные обороты, но чаще всего на практике вы имеете дело с конструкциями, когда союз как употребляется в значении "в качестве', и тогда перед ним запятая не ставится;

—    обратите внимание на сложные подчинитель­ные союзы: для того чтобы, вместо того чтобы, несмотря на то что, благодаря тому что, ввиду того что, в то время как, после того как, так же как и др. (их почти все и всегда используют в сочи­нении), поскольку там возможны лишние запятые.

Имейте в виду, что:

—    сложные (составные) союзы в начале предло­жения никогда нельзя расчленять;

—      в сложных (составных) союзах внутри ста­вится запятая только в особых случаях: при нали­чии перед союзом вводного слова, частицы не (либо какой-то другой частицы), а также в однородных придаточных с повторением в каждом из прида­точных одного и того же союза.

  • Итоговое сочинение по литературе

    • «Восславим женщину-Мать, чья любовь не знает преград» (М. Горький) (410)

      Итоговое сочинение о материнской доброте. Материнское сердце ... Сколько счастливых и горьких минут пришлось тебе пережить! Первый крик новорождённого, первое слово «мама», пер­вые шаги, первые радости и неудачи. Ты такое маленькое, но сильное, ранимое, но тер­пеливое и понимающее ... О судьбе матери, о её любящем сердце расска­зывается в повести В. Токаревой «Я...

      Подробнее...

    • «Ещё народу русскому пределов не поставлено — пред ним широкий путь» (Н. А. Некрасов) (530)

      Итоговое сочинение о жизненной силе русского народа, обусловившей правильный выбор героев в тяжёлых ситуациях. Жизненный путь... Каким он должен быть?.. Как кажется прямым и без ухабов. Однако такое встретишь нечасто. Как правило, человек подвер­жен всякого рода испытаниям и выбору. Кстати, русские люди чётко знают свою цель и видят доро­гу к её достижению, закаляя по...

      Подробнее...

    • «О времена, о нравы!» (Марк Туллий Цицерон) (397)

      Итоговое сочинение о проблеме зависимости личности от времени и существующих традиций. Время... Что это за сила, главенствующая над человеком и диктующая ему свои порядки? Мно­гим людям кажется, что имеют власть над ним. Но всё же практика показывает: время держит всех в «строгих» рамках, причём в соответствии с вековыми традициями. Оно неподвластно...

      Подробнее...

    • А.Н. Островский «Гроза». Проблема взаимоотношений родителей и детей (377)

      Конфликт поколений: Каба­ниха и Дикой (родители) — Тихон, Варвара, Кудряш, Борис, Катерина («дети»). Старшее поколение живёт по патриархальным, веками сложившимся устоям. Взгля­ды «тёмного царства»: —         основа семейных отноше­ний — страх младших перед старшими, жены перед му­жем;   - безропотное повиновение «детей» «родителям», соблю­дение домостроевских пра­вил,...

      Подробнее...

    • А.Н. Островский «Гроза». Проблема нравственного выбора (349)

      Катерина — сильная и яркая личность, способная пойти на открытый конфликт с «тёмным царством». Кате­рине претит насилие и ду­ховная несвобода, которая её окружает. Она стремится к свободе проявления лучших человеческих чувств. В отли­чие от Кабанихи и Дикого, Варвары и др., для Катерины слова «благочестие», «вера», «честь» не пустые звуки. Она...

      Подробнее...

    • А.П. Чехов и его творчество. Итоговое сочинение (429)

      А. П. Чехов... Это личность, значимость кото­рой признана не только у нас в стране, но и за рубе­жом. На протяжении многих десятков лет интерес к творчеству писателя имеет постоянный и устой­чивый характер, потому что изображенная им дей­ствительность и различные характеры — это прав­да жизни, воспроизведенная кратко, деликатно, образно, языком...

      Подробнее...

    • А.С. Грибоедов «Горе от ума». Проблема взаимоотношения поколений (430)

      В комедии изображаются два поколения — старшее (эпохи Екатерины II) и мо­лодое (эпохи Александра I). Старшее поколение — кон­серваторы, рисуются сатири­ческими красками (Фамусов, Хлёстова), им свойственны общественные пороки (бю­рократизм, кумовство, не­терпимость ко всему новому, чинопочитание). Молодое поколение изображается по-разному: с...

      Подробнее...

    • Анализ стихотворения А. С. Пушкина «...Вновь я посетил...». (368)

      И сам, покорный общему закону, Переменился я ... А. Пушкин Жизнь... Что это такое?.. Временна ли она на нашей Земле или бесконечна?.. Вот два глав­ных вопроса, которые интересовали человечество всегда. Оригинальное суждение о жизни как фило­софской категории мы находим в стихотворении А. С. Пушкина «...Вновь я посетил...», представля­ющем собой итоговое раздумье поэта о своей...

      Подробнее...

    • Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза» (532)

      Нет, моего к тебе пристрастья Я скрыть не в силах, мать-земля! Ф. И. Тютчев Наверное, каждый человек задумывался над тем: что тленно, а что вечно в нашей жизни? И, по­жалуй, никто сразу не мог дать обстоятельный от­вет на такой, казалось бы, простой и в то же время необыкновенно сложный вопрос. И это, действи­тельно, так. Подобная проблема всегда занимала умы...

      Подробнее...

    • Великий сын России (жизнь, деятельность, судьба) (392)

      Итоговое сочинение о М. В. Ломоносове. Россия... Великая Россия! ... Кто тебя сделал такой?.. Разве не князь Игорь тебя сотворил?.. Не Ярослав ли Мудрый тебя просветил?.. Да и не Петр ли Первый «окно в Европу прорубил?.. Гордись, Русская земля, своими сынами! Во все времена природа-мать посылала тебе людей, предназначе­нием которых было служить тебе верой и...

      Подробнее...