A+ A A-

Этапы и правила работы над выпускным сочинением

  1. Выбор темы на экзамене:

—    глубокое осмысление всех словесных компо­нентов в содержании темы (для этого надо проана­лизировать стержневые слова);

—   обозначение проблемы;

—      определение базового литературного мате­риала.

загрузка...
  1. Составление плана. Это своеобразный кар­кас будущего сочинения, представленный в виде перечня задач по каждой структурной части, т.е. следует предположить, что будет во вступлении, в основной части и в заключении.
  2. Черновое написание сочинения — создание текста на основе тезисов или пунктов плана и рас­положение материала в соответствии с композици­ей сочинения (вступление, основная часть, заклю­чение):

—    вступление — рассуждение о проблеме, при­чём либо на основе самостоятельно поставленного вопроса, либо использования мыслей, цитат выда­ющихся людей, а также пословиц и поговорок;

—     основная часть — выдвижение, как мини­мум, двух тезисов, соответствующих обозначенной проблеме, и присоединение к ним доказательного текстового материала с собственными мини-выво­дами;

—   заключение — подведение итогов о написан­ном в соотношении с выдвинутой проблемой.

4. Редактирование написанного сочинения:

а) сквозь призму поставленных себе вопросов:

—    существует ли взаимосвязь между названи­ем темы, номинацией обозначенной проблемы, вы­двинутыми тезисами и содержанием рассуждения;

—   понятно ли читающему написанное;

—  убедительны ли примеры по каждому тезису;

—   не присутствуют ли алогизмы и искажённые факты;

—    каковы средства связи между предложения­ми?

б)  посредством использования возможностей:

—   лексической и грамматической синонимии,

—      устранения неоправданных повторов слов и неуместного употребления отдельных слов и вы­ражений;

в)  наращивание объёма (или его уменьшение) по вышеуказанным позициям по принципу понят­ности и убедительности:

—      посредством пояснения, уточнения, встав­ных конструкций или сокращения;

—      путём сравнения, замечаний, констатации своего видения описанной реалии;

г)   устранение лексических и грамматических ошибок;

д)   совершенствование синтаксического строя предложений (использование в выразительных целях инверсии, обобщённо-личных, неопреде­лённо-личных, безличных предложений, присое­динительных, парцеллированных и вводных кон­струкций и т.п.).

  1. Переписывание на бланк:

—   попутная правка возможна при условии пред­варительного просмотра предложения в общей цепи речевого отрезка, причём на черновом варианте;

—   зачёркивание в бланке не приветствуется.

  1. Проверка сочинения:

—       пристальное внимание к написанию ино­странных слов и к орфограммам трудных тем (-нн- и -н-; написание частицы не с прилагатель­ными и причастиями, правописание производных предлогов, сложных прилагательных и др.);

—     необходимо перепроверить написание сою­зов тоже, также, потому что им созвучны сочета­ния то же (указательное местоимение и частица) и так же (наречие и частица);

—    перепроверить знаки препинания в сложных и в осложнённых предложениях (там, где причаст­ные и деепричастные обороты, приложение, ввод­ные слова и др.). Не забудьте, что обороты и при­ложение внутри осложнённого предложения выде­ляются с обеих сторон;

—     просмотрите конструкции с союзом как, по­скольку в сочинении используются не только срав­нительные обороты, но чаще всего на практике вы имеете дело с конструкциями, когда союз как употребляется в значении "в качестве', и тогда перед ним запятая не ставится;

—    обратите внимание на сложные подчинитель­ные союзы: для того чтобы, вместо того чтобы, несмотря на то что, благодаря тому что, ввиду того что, в то время как, после того как, так же как и др. (их почти все и всегда используют в сочи­нении), поскольку там возможны лишние запятые.

Имейте в виду, что:

—    сложные (составные) союзы в начале предло­жения никогда нельзя расчленять;

—      в сложных (составных) союзах внутри ста­вится запятая только в особых случаях: при нали­чии перед союзом вводного слова, частицы не (либо какой-то другой частицы), а также в однородных придаточных с повторением в каждом из прида­точных одного и того же союза.