A+ A A-

Функциональная характеристика языковых средств выразительности

Языковые средства:

Назначение в тексте:

анафора

— для усиления, подчеркивания предше­ствующего слова;

антонимы

— как выразительное средство создания контраста;

бессоюзие

— для создания впечатления быстрой сме­ны картин;

вводные слова

—  для выражения отношения говорящего к высказываемому;

—  выражение эмоциональной оценки сооб­щаемого;

—  указание на экспрессивный характер высказывания;

—  указание на последовательность изложе­ния;

—  указание на способ оформления мыслей;

—   призыв к читателю с целью привлечь его внимание

к излагаемым фактам, т.е. вид коммуника­тивного контакта;

 

Продолжение табл. 1

Языковые средства:

Назначение в тексте:

вопроси­тельные предложе­ния

—   служат собственно вопросом, вопросом- размышлением ;

—  подчеркивают нужную мысль;

—  выражают предположение;

—  являются эмоциональным откликом на ситуацию;

восклица­ние

—  выражение сильного чувства, волнения;

—   выражение отношения автора (возмуще­ние, ирония);

—   выражение эмоциональной прерывисто­сти речи;

вставная конструк­ция

—  дополнительное пояснение, уточнение;

—  поправка, оговорка;

—  попутное замечание;

—  добавочное сведение;

гипербола

— с целью преувеличения какого-либо явления;

дееприча­стие и деепр. обороты

— для выражения краткости и динамично­сти;

диалектиз­мы

—  в качестве средства выразительности:

—  для реалистического изображения быта, т.е. для создания местного колорита;

—   для передачи особенностей речи жителей определённой местности;

игра слов

— привлечь внимание, сделать акцент на что-либо;

инверсия

— для создания добавочных смысловых и выразительных оттенков;

метафора

—  для создания образности и компактности в плане языковых средств, т.е. о многом можно сказать одним словом;

—   особая выразительность и эмоциональ­ность речи;

 

Языковые средства:

Назначение в тексте:

метонимия

—     предельно краткое выражение мысли;

—     источник образности;

многосою- зие

—     для логического и интонационного под­чёркивания соединяемых союзами членов предложения;

—     для усиления выразительности речи;

неологизмы

— для создания оттенка необычности, но­визны;

неполные предложе­ния

— с целью экономии языковых средств;

обобщен­но-личное предложе­ние

— для образного выражения общих суж­дений, сентенций, часто воплощаемых в пословицах и поговорках;

образные выраже­ния

— с целью сделать изложение живым, лег­ким для восприятия;

однород­ные члены (конструк­ции)

—     показ динамики действий;

—     зарисовка общей картины как единого целого;

—     создание гаммы красок, звуков и т.д.;

—     создание ряда эпитетов, обладающих экспрессивностью, живописностью;

—     создание ритмического рисунка;

—     создание выразительной смысловой соот­несенности и своеобразной симметрии;

олицетво­рение

— для создания образности, выразительно­сти;

парцелля­ция

— как средство изобразительности, позво­ляющее усилить смысловые и экспрессив­ные оттенки значений;

 

Продолжение табл. 1

Языковые средства:

Назначение в тексте:

побуди­тельное предложе­ние

— для выражения волеизъявления говоря­щего;

повтор лек­сический

—  для обозначения большого числа предме­тов, явлений;

—  для усиления признака, степени качес­тва или действия;

—  для указания на длительность действия;

повтор стилисти­ческий

—  для подчеркивания каких-либо деталей;

—  для создания экспрессивной окраски;

присоеди­нительные конструк­ции

—  для дополнительных замечаний или разъяснений, создающих экспрессивность;

—   присоединительные конструкции прида­ют характер разговорности, непринужден­ности;

профессио­нализмы

— в качестве показателя образованности в определённой сфере.

прямая речь

—  дословная передача чужого высказыва­ния;

—  средство характеристики говорящего;

—  средство создания художественного образа;

разговор­ная лекси­ка

— для создания атмосферы непринужден­ности, непосредственности;

ритори­ческий вопрос

— для привлечения внимания читателя;

риториче­ское обра­щение

— чтобы выразить отношение к тому или иному объекту, дать его характеристи­ку, усилить выразительность речи;

 

Языковые средства:

Назначение в тексте:

ряды од­нородных членов

— для создания своеобразного ритмическо­го рисунка текста;

ряды сино­нимов

—     с целью указания смысловых оттенков;

—     для характеристики экспрессии или эмо­ций;

синекдоха

— чтобы усилить экспрессию речи и при­дать ей глубокий обобщающий смысл;

синонимы

—   сделать речь точной, яркой, художе­ственной;

—     чтобы избежать повторений;

—     как отражение высокого профессиональ­ного мастерства;

—     как показатель высокой речевой культу­ры;

сложные синтакси­ческие конструк­ции

— как характеристика авторского стиля;

сравнение

— для создания художественной вырази­тельности;

стилисти­чески окра­шенные слова

—     для выражения отношения к предметам, поступкам;

—     для выражения различных чувств;

—     в качестве комического средства при неу­местности;

термины

— несут в себе информацию значительно большую, чем другие лексические едини­цы;

фразеоло­гизмы

—  для придания высказыванию вырази­тельности;

—     для создания образности;

цитирова­ние

—     в целях дословной передачи чужих слов;

—     в качестве достоверности;

 

Раздел I ____________________________________________________________

Окончание табл. 1

Языковые средства:

Назначение в тексте:

эллипсис

— для придания высказыванию динамич­ности, интонации живой речи, художе­ственной выразительности;

эпитеты

— с целью художественной выразительности.

  • Итоговое сочинение по литературе

    • «Восславим женщину-Мать, чья любовь не знает преград» (М. Горький) (847)

      Итоговое сочинение о материнской доброте. Материнское сердце ... Сколько счастливых и горьких минут пришлось тебе пережить! Первый крик новорождённого, первое слово «мама», пер­вые шаги, первые радости и неудачи. Ты такое маленькое, но сильное, ранимое, но тер­пеливое и понимающее ... О судьбе матери, о её любящем сердце расска­зывается в повести В. Токаревой «Я...

      Подробнее...

    • «Ещё народу русскому пределов не поставлено — пред ним широкий путь» (Н. А. Некрасов) (1028)

      Итоговое сочинение о жизненной силе русского народа, обусловившей правильный выбор героев в тяжёлых ситуациях. Жизненный путь... Каким он должен быть?.. Как кажется прямым и без ухабов. Однако такое встретишь нечасто. Как правило, человек подвер­жен всякого рода испытаниям и выбору. Кстати, русские люди чётко знают свою цель и видят доро­гу к её достижению, закаляя по...

      Подробнее...

    • «О времена, о нравы!» (Марк Туллий Цицерон) (662)

      Итоговое сочинение о проблеме зависимости личности от времени и существующих традиций. Время... Что это за сила, главенствующая над человеком и диктующая ему свои порядки? Мно­гим людям кажется, что имеют власть над ним. Но всё же практика показывает: время держит всех в «строгих» рамках, причём в соответствии с вековыми традициями. Оно неподвластно...

      Подробнее...

    • А.Н. Островский «Гроза». Проблема взаимоотношений родителей и детей (861)

      Конфликт поколений: Каба­ниха и Дикой (родители) — Тихон, Варвара, Кудряш, Борис, Катерина («дети»). Старшее поколение живёт по патриархальным, веками сложившимся устоям. Взгля­ды «тёмного царства»: —         основа семейных отноше­ний — страх младших перед старшими, жены перед му­жем;   - безропотное повиновение «детей» «родителям», соблю­дение домостроевских пра­вил,...

      Подробнее...

    • А.Н. Островский «Гроза». Проблема нравственного выбора (1303)

      Катерина — сильная и яркая личность, способная пойти на открытый конфликт с «тёмным царством». Кате­рине претит насилие и ду­ховная несвобода, которая её окружает. Она стремится к свободе проявления лучших человеческих чувств. В отли­чие от Кабанихи и Дикого, Варвары и др., для Катерины слова «благочестие», «вера», «честь» не пустые звуки. Она...

      Подробнее...

    • А.П. Чехов и его творчество. Итоговое сочинение (994)

      А. П. Чехов... Это личность, значимость кото­рой признана не только у нас в стране, но и за рубе­жом. На протяжении многих десятков лет интерес к творчеству писателя имеет постоянный и устой­чивый характер, потому что изображенная им дей­ствительность и различные характеры — это прав­да жизни, воспроизведенная кратко, деликатно, образно, языком...

      Подробнее...

    • А.С. Грибоедов «Горе от ума». Проблема взаимоотношения поколений (902)

      В комедии изображаются два поколения — старшее (эпохи Екатерины II) и мо­лодое (эпохи Александра I). Старшее поколение — кон­серваторы, рисуются сатири­ческими красками (Фамусов, Хлёстова), им свойственны общественные пороки (бю­рократизм, кумовство, не­терпимость ко всему новому, чинопочитание). Молодое поколение изображается по-разному: с...

      Подробнее...

    • Анализ стихотворения А. С. Пушкина «...Вновь я посетил...». (711)

      И сам, покорный общему закону, Переменился я ... А. Пушкин Жизнь... Что это такое?.. Временна ли она на нашей Земле или бесконечна?.. Вот два глав­ных вопроса, которые интересовали человечество всегда. Оригинальное суждение о жизни как фило­софской категории мы находим в стихотворении А. С. Пушкина «...Вновь я посетил...», представля­ющем собой итоговое раздумье поэта о своей...

      Подробнее...

    • Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза» (949)

      Нет, моего к тебе пристрастья Я скрыть не в силах, мать-земля! Ф. И. Тютчев Наверное, каждый человек задумывался над тем: что тленно, а что вечно в нашей жизни? И, по­жалуй, никто сразу не мог дать обстоятельный от­вет на такой, казалось бы, простой и в то же время необыкновенно сложный вопрос. И это, действи­тельно, так. Подобная проблема всегда занимала умы...

      Подробнее...

    • Великий сын России (жизнь, деятельность, судьба) (762)

      Итоговое сочинение о М. В. Ломоносове. Россия... Великая Россия! ... Кто тебя сделал такой?.. Разве не князь Игорь тебя сотворил?.. Не Ярослав ли Мудрый тебя просветил?.. Да и не Петр ли Первый «окно в Европу прорубил?.. Гордись, Русская земля, своими сынами! Во все времена природа-мать посылала тебе людей, предназначе­нием которых было служить тебе верой и...

      Подробнее...