A+ A A-

Итоговое сочинение об А. С. Пушкине

Пушкин — символ русской поэзии

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья избежит — И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит.

А. Пушкин

Слава и вечность — неразлучные спутники име­ни великого сына России — Александра Сергееви­ча Пушкина.

Издавна реальное творение человеческого ге­ния считалось дивом. Таковы всем известные семь чудес света, представляющие собой древние соору­жения и статуи. Необыкновенная и прекрасная по­эзия А.С. Пушкина так же, как и неподвластные времени памятники, стала подобным явлением.

Спросите у любого человека: с чего начинает­ся детство? И каждый ответит: «С сознательного осмысления услышанного о том, что «У лукомо­рья дуб зеленый», со страстного желания пови­дать «чудеса», где «леший бродит» и где «русалка на ветвях сидит», с заветной мечты — оказаться в той избушке, которая «на курьих ножках стоит без окон, без дверей», где живут сказки, атмосфера которых наполнена всепобеждающим добром, лю­бовью и справедливостью».

Величие русского поэта заключается, прежде всего, в его творческой деятельности, представлен­ной в литературе поэтическими и прозаическими произведениями, отражающими всесторонне рус­скую действительность во взаимосвязи с лично­стью человека. В наследии Пушкина есть всё: доб­ро и зло, порок и добродетель, измена и любовь, свобода и тирания, правдивость и фантастичность, история и современность, природа и душа.

Романтические образы, сильные характеры, любовь, готовая на жертвы, не могут не увлечь любого человека в путешествие по его творческо­му наследию, где пушкинский обзор жизни шире и глубже. Искренность его лирики — магнит, при­тягивающий всех независимо от возраста, пола и социального статуса. Девушкам невозможно не прочесть поэму «Руслан и Людмила», потому что строки посвящения:

Для вас, души моей царицы, Красавицы, для вас одних... ставят их на высокий пьедестал, а содержание всей поэмы очаровывает красочностью картин, живо­стью повествования и изяществом стиля.

«Кавказский пленник» не может не увлечь юношескую пылкость, где гордая и мятежная лич­ность романтического героя презирает всё лживое и порочное.

Прими с улыбкою, мой друг,

Тебе я посвятил изгнанной лиры пенье

И вдохновенный свой досуг,

Когда я погибал, безвинный, безотрадный,

И шёпот клеветы внимал со всех сторон,

Когда кинжал измены хладный,

Когда любви тяжелый сон

Меня терзали и мертвили.

Популярность поэмы обеспечена правдивостью изображения местных нравов и стремлением про­славления свободы как великой ценности в жиз­ни человека. Образ черкешенки, пожертвовавшей собой ради освобождения от цепей любимого ею пленника, — правдивое отражение женской пси­хологии любви.

Людей, разочаровавшихся и перенёсших уда­ры судьбы, пушкинские строки заставят поверить в жизнь, убедительно докажут, что философская категория времени сделает своё дело:

Если жизнь тебя обманет, Не печалься, не сердись!

В день уныния смирись:

День веселья, верь, настанет.

Светлая полоса обязательно прибудет на смену тёмной: «Всё мгновенно, всё пройдет». И в самом деле, мудрый совет поэта — спасательный круг в мире, где рядом царит добро и зло, правда и ложь, счастье и горе.

Каждый русский человек готов искренне при­знаться в том, что любовь к родной природе на­чинала своё развитие с пушкинских стихов, изя­щество и выразительность которых обусловлены живыми красками. Когда видишь пейзаж золотой осени, непроизвольно в памяти всплывают строки:

Унылая пора! Очей очарованья!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Они придают ощущение душевной бодрости и полноты жизни. Созданная великолепная карти­на осени — обобщённый характер русской приро­ды. А другие пейзажные строки, где небо и земля отражают блеск зимы рождают в душе чувство по­коя, чистоты, тепла и гармонии:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами;

Блестя на солнце, снег лежит.

Пушкинское описание природы — живое виде­ние. Каждая строфа ведёт к неторопливому, сво­бодному раздумью и воспринимается как знаме­ние вечного обновления жизни. Воссозданные им пейзажные картины словно полотно художника, на котором запечатлены «в багрец и золото одетые леса», «последние листы с нагих своих ветвей», «журча ещё бежит за мельницу ручей».

Жизненная сила природы показана поэтом в её спокойном, неторопливом начале, в гармоничной динамике, пышной красоте и царственной мас­штабности:

Пришла, рассыпалась клоками,

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов.

Сказочность и реальность в его стихах словно два крыла, поднимающих душу человека для обо­зрения всего великолепия жизни. Такое мог со­здать только великий гений! И, кажется, никто лучше этого никогда не напишет. Его творение бес­смертно! О жизненности Пушкина, поэзия которо­го — символ русской культуры, правдиво сказал Михаил Кузьмин:

Он жив! У всех душа нетленна,

Но он особенно живёт,

Благоговейно и блаженно

Вкушает вечной жизни мёд.

Душа человеческая — лейтмотив всей лирики А. С. Пушкина, которая сосредоточена на внутрен­ней красоте умеющего любить.

Я вас люблю — хоть я бешусь, Хоть это труд и стыд напрасный,

И в этой глупости несчастной У ваших ног я признаюсь!

Пушкинская сила любви всегда благословляла это чувство и давала жизненный заряд:

Я верю: я любим; для сердца нужно верить.

Нет, милая моя не может лицемерить.

Поэт, вдохновлённый любовью, создал стихот­ворение, которое стало гимном, прославляющим великое чувство.

Я вас любил: любовь ещё, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит:

Я не хочу печалить вас ничем.

В этом стихотворении отражена история любви поэта, которая, казалось бы, имеет частный харак­тер, но тем не менее налицо типичная зарисовка психологии познавших это чувство.

Какое ни возьми стихотворение, в нём ощуща­ется не только чистота, но и высокая духовность, отражающаяся в виде добрых советов, звучащих как заповедь для всех: чистая любовь есть символ жизни:

Храни, храни святую чистоту

Невинности и гордую стыдливость.

Все люди устроены по-разному. У каждого свой вкус, воззрение и интересы. Одно и то же не может нравиться всем. Но, как ни парадоксально, к стихам Пушкина все неравнодушны, поскольку они затрагивают самое сокровенное.

Пред ней задумчиво стою,

Свести очей с неё нет силы;

И говорю ей: как вы милы!

И мыслю: как тебя люблю!

Не правда ли, как точно подмечено!.. Расстоя­ние между «вы» и «ты» сокращает только истин­ное чувство, спрятанное глубоко от окружающих. Любовь в стихах Пушкина делает человека чище, благороднее, помогает увидеть истинную красоту человеческих чувств, обогащает его внутренний мир, освобождает от предрассудков.

Русская жизнь, воспроизведённая так правди­во и полно, заставляет каждого задуматься о судь­бе пушкинских героев как типичном явлении дей­ствительности. И не случайно, роман «Евгений Онегин» В. Г. Белинский назвал «энциклопедией русской жизни», потому что

В его стихах — начало всех начал:

Свободолюбие, гармония и идеал!

Онегин, дороживший так свободой,

В конечном счёте «лишним стал» —

Татьяна «милая» — природы совершенство.

Признаётся потом:

Любовь не стала для неё блаженством.

Их счастье было «так близко» и «так возможно»...

 

Увы! Но жизнь устроена так сложно.

(Пожалуйста, не будьте очень строги:

Мои стихи — раздумье о судьбе,

О выборе в ней правильной дороги).

Познать жизнь во всей её полноте без пушкинско­го наследия просто невозможно: в нём все уроки на­лицо. Так, представив психологию скупости и нена­сытного стяжательства, воплощённую в образе Ску­пого рыцаря, ужасаешься сознанию жестокости власти золота, разрушающей любовь, семью, честь.

Кроме того, глубоко и правдиво отражён и другой порок человечества — зависть, способная на убийство преданного красоте художника-гения. И не случайно, в конце трагедии «Моцарт и Салье­ри» заключительным аккордом звучат слова на­родной мудрости: «Гений и злодейство — две вещи несовместимые».

Пожалуй, не найдется ни одной стороны чело­веческой жизни, которой бы ни коснулось перо поэта. В его творчестве отражены и вечные проб­лемы бытия, и внутренний мир души, и картины природы, и история России. В прошлом Пушкин видит героическое и трагическое, созидательное и разрушительное («Медный всадник», «Борис Го­дунов»), а в настоящем центральное место отводит судьбе Родины и русскому народу, неистребимому в своём стремлении к свободе, к борьбе с тиранией.

Как истинный патриот, поэт с ненавистью би­чует и проклинает «самовластительного злодея»:

Тираны мира! трепещите,

А вы, мужайтесь и внемлите,

Восстаньте, падшие рабы!

Всё творчество поэта пронизано высоким оп­тимизмом, верой в справедливость и надеждой на счастье:

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

Великая миссия Пушкина была предопределе­на свыше:

Исполнись волею моей

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

Выполняя волю Всевышнего, А. С. Пушкин стал величайшим гуманистом, так как относился с глубоким уважением к личности и высоко ценил достоинство человека. В. Г. Белинский сказал, что «этой трагической натуре ничего не стоило быть гражданином всего мира и в каждой сфере жизни быть как у себя дома». И это на самом деле так.

Обидно и больно, что царская Россия не ста­ла для него той крепостью, где можно было жить и творить. И не превратности судьбы сыграли злую шутку над поэтом, а тот злодей, чей «трон» он с са­мой молодости так жгуче ненавидел, с которым мужественно вёл борьбу всю свою столь короткую жизнь. Но, увы! Силы неравны! И чувствуя свою обреченность, ранний уход из жизни, поэт-про­рок с прозорливой уверенностью констатиро­вал, что «памятник воздвиг себе нерукотворный. К нему не зарастёт народная тропа», потому что:

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.

А. С. Пушкин — гордость русского народа, сим­вол национальной поэзии. Уже более 200 лет его имя живет и, как сказал Е. Евтушенко, будет жить вечно:

Мы чтить тебя привыкли с детских лет,

И дорог нам твой образ благородный,

Ты рано смолк; но в памяти народной

Ты не умрёшь, возлюбленный поэт.

И это на самом деле так, потому что Пушкин изобразил личность человека в неразрывной свя­зи с общественной средой в процессе её развития и вдохновил на пламенные порывы своих собрать­ев по перу.

Пушкин! Тайную свободу

Пели мы вослед тебе!

Дай нам руку в непогоду,

Помоги в немой борьбе!

Не твоих мне звуков сладость

Вдохновляла в те года?

Не твоя ли, Пушкин, радость

Окрыляла нас тогда.

Возвышенные слова Александра Блока о ве­личии этого человека не случайны: его поэзия — восьмое чудо света, воплотившее в себе огонь души российского поэта и мировой восторг.

 

 

 

  • Итоговое сочинение по литературе

    • «Восславим женщину-Мать, чья любовь не знает преград» (М. Горький) (462)

      Итоговое сочинение о материнской доброте. Материнское сердце ... Сколько счастливых и горьких минут пришлось тебе пережить! Первый крик новорождённого, первое слово «мама», пер­вые шаги, первые радости и неудачи. Ты такое маленькое, но сильное, ранимое, но тер­пеливое и понимающее ... О судьбе матери, о её любящем сердце расска­зывается в повести В. Токаревой «Я...

      Подробнее...

    • «Ещё народу русскому пределов не поставлено — пред ним широкий путь» (Н. А. Некрасов) (578)

      Итоговое сочинение о жизненной силе русского народа, обусловившей правильный выбор героев в тяжёлых ситуациях. Жизненный путь... Каким он должен быть?.. Как кажется прямым и без ухабов. Однако такое встретишь нечасто. Как правило, человек подвер­жен всякого рода испытаниям и выбору. Кстати, русские люди чётко знают свою цель и видят доро­гу к её достижению, закаляя по...

      Подробнее...

    • «О времена, о нравы!» (Марк Туллий Цицерон) (428)

      Итоговое сочинение о проблеме зависимости личности от времени и существующих традиций. Время... Что это за сила, главенствующая над человеком и диктующая ему свои порядки? Мно­гим людям кажется, что имеют власть над ним. Но всё же практика показывает: время держит всех в «строгих» рамках, причём в соответствии с вековыми традициями. Оно неподвластно...

      Подробнее...

    • А.Н. Островский «Гроза». Проблема взаимоотношений родителей и детей (417)

      Конфликт поколений: Каба­ниха и Дикой (родители) — Тихон, Варвара, Кудряш, Борис, Катерина («дети»). Старшее поколение живёт по патриархальным, веками сложившимся устоям. Взгля­ды «тёмного царства»: —         основа семейных отноше­ний — страх младших перед старшими, жены перед му­жем;   - безропотное повиновение «детей» «родителям», соблю­дение домостроевских пра­вил,...

      Подробнее...

    • А.Н. Островский «Гроза». Проблема нравственного выбора (386)

      Катерина — сильная и яркая личность, способная пойти на открытый конфликт с «тёмным царством». Кате­рине претит насилие и ду­ховная несвобода, которая её окружает. Она стремится к свободе проявления лучших человеческих чувств. В отли­чие от Кабанихи и Дикого, Варвары и др., для Катерины слова «благочестие», «вера», «честь» не пустые звуки. Она...

      Подробнее...

    • А.П. Чехов и его творчество. Итоговое сочинение (481)

      А. П. Чехов... Это личность, значимость кото­рой признана не только у нас в стране, но и за рубе­жом. На протяжении многих десятков лет интерес к творчеству писателя имеет постоянный и устой­чивый характер, потому что изображенная им дей­ствительность и различные характеры — это прав­да жизни, воспроизведенная кратко, деликатно, образно, языком...

      Подробнее...

    • А.С. Грибоедов «Горе от ума». Проблема взаимоотношения поколений (490)

      В комедии изображаются два поколения — старшее (эпохи Екатерины II) и мо­лодое (эпохи Александра I). Старшее поколение — кон­серваторы, рисуются сатири­ческими красками (Фамусов, Хлёстова), им свойственны общественные пороки (бю­рократизм, кумовство, не­терпимость ко всему новому, чинопочитание). Молодое поколение изображается по-разному: с...

      Подробнее...

    • Анализ стихотворения А. С. Пушкина «...Вновь я посетил...». (412)

      И сам, покорный общему закону, Переменился я ... А. Пушкин Жизнь... Что это такое?.. Временна ли она на нашей Земле или бесконечна?.. Вот два глав­ных вопроса, которые интересовали человечество всегда. Оригинальное суждение о жизни как фило­софской категории мы находим в стихотворении А. С. Пушкина «...Вновь я посетил...», представля­ющем собой итоговое раздумье поэта о своей...

      Подробнее...

    • Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза» (579)

      Нет, моего к тебе пристрастья Я скрыть не в силах, мать-земля! Ф. И. Тютчев Наверное, каждый человек задумывался над тем: что тленно, а что вечно в нашей жизни? И, по­жалуй, никто сразу не мог дать обстоятельный от­вет на такой, казалось бы, простой и в то же время необыкновенно сложный вопрос. И это, действи­тельно, так. Подобная проблема всегда занимала умы...

      Подробнее...

    • Великий сын России (жизнь, деятельность, судьба) (439)

      Итоговое сочинение о М. В. Ломоносове. Россия... Великая Россия! ... Кто тебя сделал такой?.. Разве не князь Игорь тебя сотворил?.. Не Ярослав ли Мудрый тебя просветил?.. Да и не Петр ли Первый «окно в Европу прорубил?.. Гордись, Русская земля, своими сынами! Во все времена природа-мать посылала тебе людей, предназначе­нием которых было служить тебе верой и...

      Подробнее...