И сам, покорный общему закону, Переменился я ...
А. Пушкин
Жизнь... Что это такое?.. Временна ли она на нашей Земле или бесконечна?.. Вот два главных вопроса, которые интересовали человечество всегда. Оригинальное суждение о жизни как философской категории мы находим в стихотворении А. С. Пушкина «...Вновь я посетил...», представляющем собой итоговое раздумье поэта о своей судьбе, о будущем, о смысле жизни и её неизменном круговороте.
Данное произведение написано поэтом в нелёгкое для него время. Тягостное и двусмысленное положение Пушкина при дворе, нелепое в его возрасте камер-юнкерское звание, неоплатные долги и расстройство хозяйственных дел — всё это шаг за шагом сужало круг его жизненного пространства. Александр Сергеевич пытался разорвать его, решив отказаться от столичной жизни и поселиться в деревне. Вырваться из оков великосветского общества ему помогла поездка в Михайловское в 1835 году, в результате чего появилось поэтическое рассуждение о прошлом и будущем.
Это стихотворение производит необычное впечатление: во-первых, разговорной естественностью, во-вторых, тоской по родному уголку и прошлому. Хорошо понимаешь переживания поэта, его состояние в момент встречи с Михайловским, где он провёл долгие месяцы ссылки, где встречался с А. П. Керн, где оставил свою старенькую няню.
В произведении всё конкретно, соответствует фактам биографии А. С. Пушкина, и в то же время это не механическое отражение действительности, не фотография. Чувствуется, что поэтом был сделан тщательный отбор жизненного материала. Мы видим точность пейзажа, представленного в динамике:
Все тот же их, знакомый уху шорох — Но около корней их устарелых (Где некогда всё было пусто, голо) Теперь младая роща разрослась.
Пребывание в Михайловском не только возродило воспоминание о днях молодости, но и явилось толчком к переоценке всей жизни. Именно возвращение к прошлому заставило поэта увидеть перемены как факт общего закона развития жизни. Таков философский смысл стихотворения.
Одно из первых воспоминаний, тревожащих душу поэта, — любимая няня, облик которой теперь, в годы душевных потерь, в обстановке обострившегося конфликта со «светом», становится особенно дорогим и близким.
Вот опальный домик,
Где жил я с бедной нянею моей.
Уже старушки нет — уж за стеною
Не слышу я шагов её тяжелых,
Ни кропотливого её дозора...
Благодарная память — свидетельство нежной признательности поэта «родной* женщине, которая скрашивала его долгие зимние вечера, заботилась о нём и любила его. ♦Кропотливый дозор» Арины Родионовны ранее был и приятен, и докучал ему, но после смерти няни он стал крайне необходим.
Описывая знакомый Михайловский пейзаж, Александр Сергеевич отказался от всего, что отвлекало его внимание от неброской, но милой природы русского севера. Зелёные «пажити», «убогий невод» рыбака, скривившаяся мельница, изрытая дождями дорога — пейзаж неяркий, вряд ли трогающий душу человека, впервые увидевшего его, но согревающий поэта теплом родного гнезда.
Центральное место в стихотворении занимает описание любимых поэтом трёх сосен, которые в былые времена встречали его знакомым шорохом колючих вершин. Именно эти вечнозеленые деревья явились отправным моментом в создании произведения, лейтмотив которого заключается в непрерывном обновлении природы.
Изображение деревьев необычайно просто, лишено поэтических прикрас; воспроизведено то, что увидел поэт на самом деле:
... три сосны Стоят — одна поодаль, две другие Друг к дружке близко...
А вдали
Стоит один угрюмый их товарищ,
Как старый холостяк, и вкруг него
По-прежнему всё пусто.
Колорит в описании любимого уголка достигается Пушкиным с помощью использования сравнений и метафор. Так, угрюмое дерево есть не что иное, как «старый холостяк», лишенный радости семейного общения и детского лепета. Всё стихотворение как бы подготавливает появление нового образа — молодой зеленеющей рощицы, олицетворяющей вечное движение жизни и великую надежду на её продолжение. Этот образ не условный, а выхваченный из жизни, очень наглядный и естественный. Именно он даёт поэту возможность воскликнуть: «Здравствуй, племя младое, незнакомое! ». Для Пушкина жизнь — непрерывная смена поколений, прекрасных в каждом своём проявлении и представляющих само развитие жизни. Эти строки, пожалуй, самые значимые. Они находят отклик в читательской душе, сближают человека с поэтом, и кажется, что обращены непосредственно к нам, к нашему поколению.
Связь с Пушкиным чувствуется как реально существующая. Проникновенные слова полны оптимизма и глубокого философского значения. Поэт преодолевает тревогу, грусть, индивидуалистические настроения, понимая, что молодость уже ушла. Он приветствует новые поколения, которые придут ему на смену.
Заключительная строфа раскрывает идею лирического произведения, его философский подтекст. Вечное обновление природы — это её бессмертие. И так как человек — часть природы, то его предназначение заключается в продолжении рода.
Произведение «...Вновь я посетил...» во многих отношениях характерно для последнего периода творчества А. С. Пушкина. В нём есть всё: и предельная простота, и естественность, и непринуждённый рассказ самого автора, в котором изображение, начиная с пейзажа и заканчивая душевными переживаниями поэта, очень точно и лаконично. Всё у него сочетается с выражением основной идеи, определяющей построение художественного образа. Пушкин не просто описывает впечатление своего пребывания в Михайловском, он философски обосновывает своё понимание жизни, неизменности закона вечного обновления.
Стихотворение «...Вновь я посетил...» представляет собой своеобразный монолог, обращённый к молодому поколению, и одновременно является гимном всепобеждающей жизни. Александр Сергеевич видит возвышенное и прекрасное в её реальном начале и естественном продолжении:
... пусть мой внук
Пройдёт он мимо вас во мраке ночи
И обо мне вспомянет.