A+ A A-

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «...Вновь я посетил...».

И сам, покорный общему закону, Переменился я ...

А. Пушкин

Жизнь... Что это такое?.. Временна ли она на нашей Земле или бесконечна?.. Вот два глав­ных вопроса, которые интересовали человечество всегда. Оригинальное суждение о жизни как фило­софской категории мы находим в стихотворении А. С. Пушкина «...Вновь я посетил...», представля­ющем собой итоговое раздумье поэта о своей судь­бе, о будущем, о смысле жизни и её неизменном круговороте.

Данное произведение написано поэтом в нелёг­кое для него время. Тягостное и двусмысленное положение Пушкина при дворе, нелепое в его воз­расте камер-юнкерское звание, неоплатные долги и расстройство хозяйственных дел — всё это шаг за шагом сужало круг его жизненного простран­ства. Александр Сергеевич пытался разорвать его, решив отказаться от столичной жизни и поселить­ся в деревне. Вырваться из оков великосветского общества ему помогла поездка в Михайловское в 1835 году, в результате чего появилось поэтичес­кое рассуждение о прошлом и будущем.

Это стихотворение производит необычное впечатление: во-первых, разговорной естествен­ностью, во-вторых, тоской по родному уголку и прошлому. Хорошо понимаешь переживания поэта, его состояние в момент встречи с Михай­ловским, где он провёл долгие месяцы ссылки, где встречался с А. П. Керн, где оставил свою старень­кую няню.

В произведении всё конкретно, соответствует фактам биографии А. С. Пушкина, и в то же вре­мя это не механическое отражение действительно­сти, не фотография. Чувствуется, что поэтом был сделан тщательный отбор жизненного материала. Мы видим точность пейзажа, представленного в динамике:

Все тот же их, знакомый уху шорох — Но около корней их устарелых (Где некогда всё было пусто, голо) Теперь младая роща разрослась.

Пребывание в Михайловском не только возро­дило воспоминание о днях молодости, но и явилось толчком к переоценке всей жизни. Именно возвра­щение к прошлому заставило поэта увидеть пере­мены как факт общего закона развития жизни. Та­ков философский смысл стихотворения.

Одно из первых воспоминаний, тревожащих душу поэта, — любимая няня, облик которой те­перь, в годы душевных потерь, в обстановке обо­стрившегося конфликта со «светом», становится особенно дорогим и близким.

Вот опальный домик,

Где жил я с бедной нянею моей.

Уже старушки нет — уж за стеною

Не слышу я шагов её тяжелых,

Ни кропотливого её дозора...

Благодарная память — свидетельство нежной признательности поэта «родной* женщине, которая скрашивала его долгие зимние вечера, заботилась о нём и любила его. ♦Кропотливый дозор» Арины Родионовны ранее был и приятен, и докучал ему, но после смерти няни он стал крайне необходим.

Описывая знакомый Михайловский пейзаж, Александр Сергеевич отказался от всего, что от­влекало его внимание от неброской, но милой при­роды русского севера. Зелёные «пажити», «убогий невод» рыбака, скривившаяся мельница, изрытая дождями дорога — пейзаж неяркий, вряд ли тро­гающий душу человека, впервые увидевшего его, но согревающий поэта теплом родного гнезда.

Центральное место в стихотворении занима­ет описание любимых поэтом трёх сосен, которые в былые времена встречали его знакомым шоро­хом колючих вершин. Именно эти вечнозеленые деревья явились отправным моментом в создании произведения, лейтмотив которого заключается в непрерывном обновлении природы.

Изображение деревьев необычайно просто, лишено поэтических прикрас; воспроизведено то, что увидел поэт на самом деле:

... три сосны Стоят — одна поодаль, две другие Друг к дружке близко...

А вдали

Стоит один угрюмый их товарищ,

Как старый холостяк, и вкруг него

По-прежнему всё пусто.

Колорит в описании любимого уголка дости­гается Пушкиным с помощью использования сравнений и метафор. Так, угрюмое дерево есть не что иное, как «старый холостяк», лишенный радости семейного общения и детского лепета. Всё стихотворение как бы подготавливает появление нового образа — молодой зеленеющей рощицы, оли­цетворяющей вечное движение жизни и великую надежду на её продолжение. Этот образ не услов­ный, а выхваченный из жизни, очень наглядный и естественный. Именно он даёт поэту возможность воскликнуть: «Здравствуй, племя младое, незнако­мое! ». Для Пушкина жизнь — непрерывная смена поколений, прекрасных в каждом своём проявле­нии и представляющих само развитие жизни. Эти строки, пожалуй, самые значимые. Они находят отклик в читательской душе, сближают человека с поэтом, и кажется, что обращены непосредствен­но к нам, к нашему поколению.

Связь с Пушкиным чувствуется как реально су­ществующая. Проникновенные слова полны опти­мизма и глубокого философского значения. Поэт преодолевает тревогу, грусть, индивидуалисти­ческие настроения, понимая, что молодость уже ушла. Он приветствует новые поколения, которые придут ему на смену.

Заключительная строфа раскрывает идею лири­ческого произведения, его философский подтекст. Вечное обновление природы — это её бессмертие. И так как человек — часть природы, то его предна­значение заключается в продолжении рода.

Произведение «...Вновь я посетил...» во многих отношениях характерно для последнего периода творчества А. С. Пушкина. В нём есть всё: и пре­дельная простота, и естественность, и непринуж­дённый рассказ самого автора, в котором изобра­жение, начиная с пейзажа и заканчивая душевны­ми переживаниями поэта, очень точно и лаконич­но. Всё у него сочетается с выражением основной идеи, определяющей построение художественного образа. Пушкин не просто описывает впечатление своего пребывания в Михайловском, он философ­ски обосновывает своё понимание жизни, неиз­менности закона вечного обновления.

Стихотворение «...Вновь я посетил...» представ­ляет собой своеобразный монолог, обращённый к молодому поколению, и одновременно является гимном всепобеждающей жизни. Александр Сер­геевич видит возвышенное и прекрасное в её реаль­ном начале и естественном продолжении:

... пусть мой внук

Пройдёт он мимо вас во мраке ночи

И обо мне вспомянет.

 

 

  • Итоговое сочинение по литературе

    • «Восславим женщину-Мать, чья любовь не знает преград» (М. Горький) (500)

      Итоговое сочинение о материнской доброте. Материнское сердце ... Сколько счастливых и горьких минут пришлось тебе пережить! Первый крик новорождённого, первое слово «мама», пер­вые шаги, первые радости и неудачи. Ты такое маленькое, но сильное, ранимое, но тер­пеливое и понимающее ... О судьбе матери, о её любящем сердце расска­зывается в повести В. Токаревой «Я...

      Подробнее...

    • «Ещё народу русскому пределов не поставлено — пред ним широкий путь» (Н. А. Некрасов) (606)

      Итоговое сочинение о жизненной силе русского народа, обусловившей правильный выбор героев в тяжёлых ситуациях. Жизненный путь... Каким он должен быть?.. Как кажется прямым и без ухабов. Однако такое встретишь нечасто. Как правило, человек подвер­жен всякого рода испытаниям и выбору. Кстати, русские люди чётко знают свою цель и видят доро­гу к её достижению, закаляя по...

      Подробнее...

    • «О времена, о нравы!» (Марк Туллий Цицерон) (443)

      Итоговое сочинение о проблеме зависимости личности от времени и существующих традиций. Время... Что это за сила, главенствующая над человеком и диктующая ему свои порядки? Мно­гим людям кажется, что имеют власть над ним. Но всё же практика показывает: время держит всех в «строгих» рамках, причём в соответствии с вековыми традициями. Оно неподвластно...

      Подробнее...

    • А.Н. Островский «Гроза». Проблема взаимоотношений родителей и детей (437)

      Конфликт поколений: Каба­ниха и Дикой (родители) — Тихон, Варвара, Кудряш, Борис, Катерина («дети»). Старшее поколение живёт по патриархальным, веками сложившимся устоям. Взгля­ды «тёмного царства»: —         основа семейных отноше­ний — страх младших перед старшими, жены перед му­жем;   - безропотное повиновение «детей» «родителям», соблю­дение домостроевских пра­вил,...

      Подробнее...

    • А.Н. Островский «Гроза». Проблема нравственного выбора (404)

      Катерина — сильная и яркая личность, способная пойти на открытый конфликт с «тёмным царством». Кате­рине претит насилие и ду­ховная несвобода, которая её окружает. Она стремится к свободе проявления лучших человеческих чувств. В отли­чие от Кабанихи и Дикого, Варвары и др., для Катерины слова «благочестие», «вера», «честь» не пустые звуки. Она...

      Подробнее...

    • А.П. Чехов и его творчество. Итоговое сочинение (503)

      А. П. Чехов... Это личность, значимость кото­рой признана не только у нас в стране, но и за рубе­жом. На протяжении многих десятков лет интерес к творчеству писателя имеет постоянный и устой­чивый характер, потому что изображенная им дей­ствительность и различные характеры — это прав­да жизни, воспроизведенная кратко, деликатно, образно, языком...

      Подробнее...

    • А.С. Грибоедов «Горе от ума». Проблема взаимоотношения поколений (510)

      В комедии изображаются два поколения — старшее (эпохи Екатерины II) и мо­лодое (эпохи Александра I). Старшее поколение — кон­серваторы, рисуются сатири­ческими красками (Фамусов, Хлёстова), им свойственны общественные пороки (бю­рократизм, кумовство, не­терпимость ко всему новому, чинопочитание). Молодое поколение изображается по-разному: с...

      Подробнее...

    • Анализ стихотворения А. С. Пушкина «...Вновь я посетил...». (434)

      И сам, покорный общему закону, Переменился я ... А. Пушкин Жизнь... Что это такое?.. Временна ли она на нашей Земле или бесконечна?.. Вот два глав­ных вопроса, которые интересовали человечество всегда. Оригинальное суждение о жизни как фило­софской категории мы находим в стихотворении А. С. Пушкина «...Вновь я посетил...», представля­ющем собой итоговое раздумье поэта о своей...

      Подробнее...

    • Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза» (596)

      Нет, моего к тебе пристрастья Я скрыть не в силах, мать-земля! Ф. И. Тютчев Наверное, каждый человек задумывался над тем: что тленно, а что вечно в нашей жизни? И, по­жалуй, никто сразу не мог дать обстоятельный от­вет на такой, казалось бы, простой и в то же время необыкновенно сложный вопрос. И это, действи­тельно, так. Подобная проблема всегда занимала умы...

      Подробнее...

    • Великий сын России (жизнь, деятельность, судьба) (463)

      Итоговое сочинение о М. В. Ломоносове. Россия... Великая Россия! ... Кто тебя сделал такой?.. Разве не князь Игорь тебя сотворил?.. Не Ярослав ли Мудрый тебя просветил?.. Да и не Петр ли Первый «окно в Европу прорубил?.. Гордись, Русская земля, своими сынами! Во все времена природа-мать посылала тебе людей, предназначе­нием которых было служить тебе верой и...

      Подробнее...