Нет, моего к тебе пристрастья Я скрыть не в силах, мать-земля!
Ф. И. Тютчев
Наверное, каждый человек задумывался над тем: что тленно, а что вечно в нашей жизни? И, пожалуй, никто сразу не мог дать обстоятельный ответ на такой, казалось бы, простой и в то же время необыкновенно сложный вопрос. И это, действительно, так. Подобная проблема всегда занимала умы лучшей половины человечества: философов, художников, писателей и поэтов, в ряду которых и Ф. И. Тютчев, дающий абсолютно правильный ответ на данный вопрос в стихотворении «Весенняя гроза».
Как «верный сын» природы (так себя называл поэт), он всегда стремился понять её «душу» и запечатлеть жизнь во всех проявлениях. С удивительной художественной наблюдательностью и любовью, очеловечивая жизнь природы, Тютчев создаёт незабываемые, поэтические картины, которые заставляют принять природу в её целостности. Как кажется, не найдётся среди русских ни одного человека, который бы не знал знаменитых строчек «Люблю грозу в начале мая», непроизвольно идущие из души как откровенное признание. Удивляешься, как можно любить такое путающее атмосферное явление? Но, увы!.. Тютчевская гроза — это символ наступающей весны, это набат, пробуждающий природу, возвещающий о том, что жизнь продолжается, и заставляющий прийти все в движение. А гром — постоянный спутник майской грозы, являясь олицетворением жизни человеческой, резвится, играет, грохочет. Миролюбие атмосферного явления воссоздано звуковыми гаммами и цветовыми красками. Часто повторяющийся звук [р] в словах «резвяся», «играя», «грохочет», «гремят», «раскаты» рождает игривое, радостное настроение на фоне неба голубого, воплощающего покой.
Каждое слово стихотворения наполняет душу читателя верой в жизнь. Автор не показывает, как «гремят раскаты», он вводит такое определение, которое заключает в себе исчерпывающую характеристику. Раскаты у него просто «молодые», которым предстоит набраться сил, чтобы объединиться в одно целое и продолжить своё природное предназначение. Именно молодости предоставлено такое преимущественное право.
Картина звуковой игры «небесной пары» поэтично сменяется другой, на первый взгляд, прозаичной: «дождик брызнул» и «пыль летит». Слово «брызнул» наполнено глубоким значением. Именно «брызнул», а не брызгал и не лил, и не хлестал. Однократность действия указанного глагола семан- тична глаголу «обмыл». Посмотрите, только лишь двумя словами нарисована картина очищения природы! А потом? Дождинки превратились в жемчужины, называемые автором «перлами», которые солнце, меняя окраску своих лучей, «золотит».
Динамика поэтической мысли настолько оригинальна, что не успеваешь переключиться на новый кадр, воссоздающий картину земной жизни. Она представлена по подобию небесной, но только с большей экспрессией: поток «бежит», а не течёт, да и бежит не просто, а проворно, а лесной гам, объединивший птичьи трели и крики животных, свидетельствует о пробуждении природы.
Как истинный художник, Тютчев при помощи языковых средств (собирательные существительные, глаголы движения и говорения) воспроизводит процесс динамики как некий симптом жизни, полнота которой представлена в образе радостного эха, счастливого и резвого, как гром весенний.
И гам лесной, и шум нагорный —
Всё вторит весело громам.
Зарисовка природных явлений очаровательна и пленительна. Это прекрасный образец проникновенного изображения мира с понятным «сердцу языком».
Кроме того, заключительным аккордом воссозданной картины являются мысли поэта о жизни вообще, заставляющие призадуматься каждого о вечности природы и порождающие в душе читателя примерно'такой лирический настрой:
Земля и небо — всё едино —
Идейный центр стиха сего.
Богиня молодости Геба,
Как будто невзначай пролив вино,
Рождает гром, грозу
Для пробуждения всего.
Взаимосвязь небесного и земного — лейтмотив всего стихотворения, вселяющий надежду на бесконечность жизни.