A+ A A-

Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза»

Нет, моего к тебе пристрастья Я скрыть не в силах, мать-земля!

Ф. И. Тютчев

Наверное, каждый человек задумывался над тем: что тленно, а что вечно в нашей жизни? И, по­жалуй, никто сразу не мог дать обстоятельный от­вет на такой, казалось бы, простой и в то же время необыкновенно сложный вопрос. И это, действи­тельно, так. Подобная проблема всегда занимала умы лучшей половины человечества: философов, художников, писателей и поэтов, в ряду которых и Ф. И. Тютчев, дающий абсолютно правильный ответ на данный вопрос в стихотворении «Весенняя гроза».

Как «верный сын» природы (так себя назы­вал поэт), он всегда стремился понять её «душу» и запечатлеть жизнь во всех проявлениях. С уди­вительной художественной наблюдательностью и любовью, очеловечивая жизнь природы, Тютчев создаёт незабываемые, поэтические картины, кото­рые заставляют принять природу в её целостности. Как кажется, не найдётся среди русских ни одного человека, который бы не знал знаменитых строчек «Люблю грозу в начале мая», непроизвольно иду­щие из души как откровенное признание. Удивля­ешься, как можно любить такое путающее атмос­ферное явление? Но, увы!.. Тютчевская гроза — это символ наступающей весны, это набат, пробуж­дающий природу, возвещающий о том, что жизнь продолжается, и заставляющий прийти все в дви­жение. А гром — постоянный спутник майской гро­зы, являясь олицетворением жизни человеческой, резвится, играет, грохочет. Миролюбие атмосфер­ного явления воссоздано звуковыми гаммами и цве­товыми красками. Часто повторяющийся звук [р] в словах «резвяся», «играя», «грохочет», «гремят», «раскаты» рождает игривое, радостное настроение на фоне неба голубого, воплощающего покой.

Каждое слово стихотворения наполняет душу читателя верой в жизнь. Автор не показывает, как «гремят раскаты», он вводит такое определе­ние, которое заключает в себе исчерпывающую ха­рактеристику. Раскаты у него просто «молодые», которым предстоит набраться сил, чтобы объеди­ниться в одно целое и продолжить своё природное предназначение. Именно молодости предоставле­но такое преимущественное право.

Картина звуковой игры «небесной пары» поэ­тично сменяется другой, на первый взгляд, проза­ичной: «дождик брызнул» и «пыль летит». Слово «брызнул» наполнено глубоким значением. Имен­но «брызнул», а не брызгал и не лил, и не хлестал. Однократность действия указанного глагола семан- тична глаголу «обмыл». Посмотрите, только лишь двумя словами нарисована картина очищения при­роды! А потом? Дождинки превратились в жемчу­жины, называемые автором «перлами», которые солнце, меняя окраску своих лучей, «золотит».

Динамика поэтической мысли настолько ори­гинальна, что не успеваешь переключиться на но­вый кадр, воссоздающий картину земной жизни. Она представлена по подобию небесной, но только с большей экспрессией: поток «бежит», а не течёт, да и бежит не просто, а проворно, а лесной гам, объединивший птичьи трели и крики животных, свидетельствует о пробуждении природы.

Как истинный художник, Тютчев при помощи языковых средств (собирательные существитель­ные, глаголы движения и говорения) воспроизво­дит процесс динамики как некий симптом жизни, полнота которой представлена в образе радостного эха, счастливого и резвого, как гром весенний.

И гам лесной, и шум нагорный —

Всё вторит весело громам.

Зарисовка природных явлений очаровательна и пленительна. Это прекрасный образец проник­новенного изображения мира с понятным «сердцу языком».

Кроме того, заключительным аккордом воссо­зданной картины являются мысли поэта о жиз­ни вообще, заставляющие призадуматься каждого о вечности природы и порождающие в душе читате­ля примерно'такой лирический настрой:

Земля и небо — всё едино —

Идейный центр стиха сего.

Богиня молодости Геба,

Как будто невзначай пролив вино,

Рождает гром, грозу

Для пробуждения всего.

Взаимосвязь небесного и земного — лейтмотив всего стихотворения, вселяющий надежду на бес­конечность жизни.

 

  • Итоговое сочинение по литературе

    • «Восславим женщину-Мать, чья любовь не знает преград» (М. Горький) (791)

      Итоговое сочинение о материнской доброте. Материнское сердце ... Сколько счастливых и горьких минут пришлось тебе пережить! Первый крик новорождённого, первое слово «мама», пер­вые шаги, первые радости и неудачи. Ты такое маленькое, но сильное, ранимое, но тер­пеливое и понимающее ... О судьбе матери, о её любящем сердце расска­зывается в повести В. Токаревой «Я...

      Подробнее...

    • «Ещё народу русскому пределов не поставлено — пред ним широкий путь» (Н. А. Некрасов) (952)

      Итоговое сочинение о жизненной силе русского народа, обусловившей правильный выбор героев в тяжёлых ситуациях. Жизненный путь... Каким он должен быть?.. Как кажется прямым и без ухабов. Однако такое встретишь нечасто. Как правило, человек подвер­жен всякого рода испытаниям и выбору. Кстати, русские люди чётко знают свою цель и видят доро­гу к её достижению, закаляя по...

      Подробнее...

    • «О времена, о нравы!» (Марк Туллий Цицерон) (638)

      Итоговое сочинение о проблеме зависимости личности от времени и существующих традиций. Время... Что это за сила, главенствующая над человеком и диктующая ему свои порядки? Мно­гим людям кажется, что имеют власть над ним. Но всё же практика показывает: время держит всех в «строгих» рамках, причём в соответствии с вековыми традициями. Оно неподвластно...

      Подробнее...

    • А.Н. Островский «Гроза». Проблема взаимоотношений родителей и детей (789)

      Конфликт поколений: Каба­ниха и Дикой (родители) — Тихон, Варвара, Кудряш, Борис, Катерина («дети»). Старшее поколение живёт по патриархальным, веками сложившимся устоям. Взгля­ды «тёмного царства»: —         основа семейных отноше­ний — страх младших перед старшими, жены перед му­жем;   - безропотное повиновение «детей» «родителям», соблю­дение домостроевских пра­вил,...

      Подробнее...

    • А.Н. Островский «Гроза». Проблема нравственного выбора (1213)

      Катерина — сильная и яркая личность, способная пойти на открытый конфликт с «тёмным царством». Кате­рине претит насилие и ду­ховная несвобода, которая её окружает. Она стремится к свободе проявления лучших человеческих чувств. В отли­чие от Кабанихи и Дикого, Варвары и др., для Катерины слова «благочестие», «вера», «честь» не пустые звуки. Она...

      Подробнее...

    • А.П. Чехов и его творчество. Итоговое сочинение (909)

      А. П. Чехов... Это личность, значимость кото­рой признана не только у нас в стране, но и за рубе­жом. На протяжении многих десятков лет интерес к творчеству писателя имеет постоянный и устой­чивый характер, потому что изображенная им дей­ствительность и различные характеры — это прав­да жизни, воспроизведенная кратко, деликатно, образно, языком...

      Подробнее...

    • А.С. Грибоедов «Горе от ума». Проблема взаимоотношения поколений (839)

      В комедии изображаются два поколения — старшее (эпохи Екатерины II) и мо­лодое (эпохи Александра I). Старшее поколение — кон­серваторы, рисуются сатири­ческими красками (Фамусов, Хлёстова), им свойственны общественные пороки (бю­рократизм, кумовство, не­терпимость ко всему новому, чинопочитание). Молодое поколение изображается по-разному: с...

      Подробнее...

    • Анализ стихотворения А. С. Пушкина «...Вновь я посетил...». (652)

      И сам, покорный общему закону, Переменился я ... А. Пушкин Жизнь... Что это такое?.. Временна ли она на нашей Земле или бесконечна?.. Вот два глав­ных вопроса, которые интересовали человечество всегда. Оригинальное суждение о жизни как фило­софской категории мы находим в стихотворении А. С. Пушкина «...Вновь я посетил...», представля­ющем собой итоговое раздумье поэта о своей...

      Подробнее...

    • Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза» (884)

      Нет, моего к тебе пристрастья Я скрыть не в силах, мать-земля! Ф. И. Тютчев Наверное, каждый человек задумывался над тем: что тленно, а что вечно в нашей жизни? И, по­жалуй, никто сразу не мог дать обстоятельный от­вет на такой, казалось бы, простой и в то же время необыкновенно сложный вопрос. И это, действи­тельно, так. Подобная проблема всегда занимала умы...

      Подробнее...

    • Великий сын России (жизнь, деятельность, судьба) (725)

      Итоговое сочинение о М. В. Ломоносове. Россия... Великая Россия! ... Кто тебя сделал такой?.. Разве не князь Игорь тебя сотворил?.. Не Ярослав ли Мудрый тебя просветил?.. Да и не Петр ли Первый «окно в Европу прорубил?.. Гордись, Русская земля, своими сынами! Во все времена природа-мать посылала тебе людей, предназначе­нием которых было служить тебе верой и...

      Подробнее...