Известно, жизнь человека настолько сложна и противоречива, что порой «раздваивает» его. Как правило, о таких людях говорят, что у них ум с сердцем не в ладу. Примерно о такой личности, внутренний мир которой представляет собой синтез мысли и анализ поступков, повествует в своём романе Ф. М. Достоевский.
Основная идея произведения «Преступление и наказание» — развенчание безнравственной «теории сильной личности», так как в обществе 60-х годов XIX века появилось множество реакционных течений. Разрыв между противоречиями социальной действительности и гуманистическими идеалами в данный период резко обострил отношения между нищими и богатыми, что заставило честных людей искать пути преобразования общества. Именно в это время появились всевозможные теории, далёкие от демократических принципов, одну из которых осветил в своём романе писатель.
Мир, в котором живёт Родион Раскольников, страшен, принять его и примириться с ним он не может, герой не верит ни в какие изменения. И молодой человек решается на жестокий эксперимент — убить старуху-процентщицу. Техническая сторона преступления удалась, но нравственная шла вразрез с ранее выточенной логикой. Он оказался «тварью дрожащей», поэтому не имел права разрешить себе этот шаг, в силу того что в характере было заложено сострадание к людям (первый сон о жестоко забитой лошади). Раскольников понимает, что виноват, но не в том, что убил, а в том, что не вынес душевных пыток и явился с повинною. И не страшна была ему каторга, и не пугали тяжёлые работы, и не смущал вид арестанта. Выше мук и истязаний был крах его «идеи». Его гордость, «тщеславие бешеное» были растоптаны. Именно от этого он заболел.
Раскрывая сложное и противоречивое сознание главного героя, автор романа показывает сквозь призму снов несостоятельность «идеи» о разделении людей на «право имеющих» и «тварей дрожащих» (сны на каторге).
Суть «идеи» Раскольникова предстаёт в снах (картина гибели человечества). И уже потом, в момент выздоровления, возвращаясь к прошлым чудовищным видениям, он чувствует свою причастность к этим ужасам.
«Каторжные сны» Раскольникова — это своего рода аллегория. Это триптих, представляющий собой три страшные зарисовки, объединённые общим сюжетом. «Моровая язва», как «добрый тиран», спасающий мир, является, очевидно, для Раскольникова воплощением распространённой теории «сильной личности». «Существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей», — это и есть его «идея» деления общества на людей обыкновенных, составляющих большинство, и людей необыкновенных, считающих себя «непоколебимыми в истине». А спасённые «несколько человек, чистые и избранные», — это, скорее всего, те, кто почувствовал бесчеловечность укоренившейся в обществе «идеи» и не позволил себя запятнать кровью людской.
Следствием наивысшего умственного напряжения героя являются сны на каторге. Они послужили своеобразным знаком к дальнейшему перерождению и обновлению его мировоззрения, а также ключом к разгадке поступков, совершённых под воздействием аморальной идеи, временно пленившей разум молодого человека.
Раскольникову тяжело осмыслить своё прошлое, и только благодаря символическим снам он понял, что его теория противоестественна миру человеческому, а избранный путь оказался ложным, заведшим в тупик, выйти из которого возможно только через долгих семь лет посредством очищения. И, кроме того, он уже точно знал, что связующей нитью его раздвоенности станет любовь, которая установит гармонию между сердцем и разумом.
Не случайно Ф. М. Достоевский вводит в роман эпизоды снов. Они представляют собой символическую динамику этой зловещей теории, её последствий и закономерное крушение.
Таким образом, сны Раскольникова на каторге в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» сыграли важную роль не только в обновлении личности героя, но и показали ложность теории, возникшей в России более века назад, и её несовместимость с человеческим бытием.