A+ A A-

Итоговое сочинение о Наташе Ростовой

Воззрение на внутренний мир у каждого из нас ассоциируется с понятием «душа». Духовное нача­ло в буквальном смысле означает то, чем «дышит» человек, чем занято его сознание, проявление ко­торого осуществляется в поступках и деяниях.

Проблема изображения внутреннего мира чело­века в русской литературе является одной из глав­ных. Кажется, что замечательные слова Ф. И. Тют­чева отражают состояние души самой пленитель­ной героини в отечественной литературе — Ната­ши Ростовой, внутренний мир которой понятен и близок каждому из нас:

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймет ли он, чем ты живешь? —

Порой мне кажется, Что мир души

Превыше нашей Окружающей среды...

В широкой картине общественной жизни, вос­созданной в «Войне и мире», Л. Н. Толстой, на­ряду со сложными социально-историческими, философскими проблемами, ставил и этические вопросы. «Кто больше человек?» — вот критерий оценки писателя, который в равной степени отно­сится и к историческим, и к вымышленным геро­ям романа. В каждом отдельном случае автор зада­ёт вопрос: какова сущность человека, что он несёт людям, есть ли в нём начало гармонии, созвучие, единодушие с окружающими? И ненавязчиво сам на него отвечает. Эти свойства души, эта человеч­ность присущи в высшей степени Наташе Росто­вой, поэтому образ её приобретает в романе особое эстетическое значение: в нём в наибольшей степе­ни выражена писателем вера в человека, в возмож­ность утверждения подлинно гуманных отноше­ний на земле.

Л. Н. Толстой показал все этапы духовного раз­вития Наташи: от полудетского возраста до пол­ной зрелости, замужества и материнства. В отли­чие от других героев (Пьера, Андрея) путь разви­тия младшей Ростовой проходит в сфере чувств, в непосредственном восприятии мира и отношении к нему. В её становлении нет той сложной духов­ной жизни, свойственной Пьеру и Андрею, кото­рая характеризуется философскими рассуждения­ми, поисками смысла жизни. Более того, она даже не удостаивает себя быть умной. Её нравственная сила заключается в природных свойствах характе­ра, в её даре любви к людям, к жизни, к природе, в интуитивном чувстве правды, в отзывчивости, в чуткости. Это натура богатая и щедрая, покоряю­щая своим внутренним обаянием не только тех лю­дей, которые были ей близки и любили её, но и нас, сегодняшних читателей.

Характер Наташи — это художественное от­крытие писателя, увидевшего в обыкновенной рус­ской девушке душевное богатство, подлинную че­ловечность, умение дарить тепло — всё то, что не­обходимо для достижения гармонии.

Вначале Наташа — живая, радостная, смею­щаяся, приковывающая внимание своей непо­средственностью, смелостью, эмоциональностью тринадцатилетняя девочка. Она привлекает экс­прессивностью, силой реакции на окружающее, чуткостью, отзывчивостью. Позже мы встречаем­ся с Наташей-девушкой, сохранившей все черты своего открытого мировосприятия, полноту жизни и чувств. В её духовной жизни большое место за­нимает безошибочное чутьё в отношении к людям. Несмотря на свою юность, Наташа судит об окру­жающем её обществе с большой проницательно­стью. Она чуть не поссорилась с братом из-за До- лохова, который понравился всем в доме, а герои­ня Толстого посчитала его злым. Чуть не един­ственная, она понимает, что Николай не женится на Соне. В преуспевающем Борисе она разглядит мелкого и тщеславного карьериста. Толстой объяс­нит читателю, что это идёт от чувства, а не от рас­суждения.

В Наташе нет особой склонности к самопожерт­вованию, потому что она в полной мере живёт для себя и своей жизнью. Когда Николай Ростов приходит домой, проиграв большую сумму денег, сестра видит его тяжёлое состояние, но она занята только собой. «Нет, мне слишком весело теперь, чтобы портить своё веселье сочувствием к чужому горю», — думает она. Однако в эту жизнь органи­чески входит её отзывчивость, чуткость, внима­тельность к людям, стремление быть счастливой не только самой, но и видеть счастливыми всех во­круг себя. Как ни была счастлива Наташа на ново­годнем балу, как ни была переполнена радостью, как ни казалось ей, что нет в мире зла, несчастий и горя, она всё же разглядела угрюмость Пьера. «Ей хотелось ему помочь, передать ему излишек своего счастья».

Эта способность — проникнуться чувством к дру­гому человеку, понять его, откликнуться на него всем своим существом — приносит людям успоко­ение и обогащает внутренний мир самой Наташи, расширяет сферу её эмоциональной жизни, подни­мает её до подлинного гуманизма.

Внутренний мир героини сформировался под воздействием семьи, где царили свобода, про­стодушие и доброта. Кроме того, весь быт семьи Ростовых был тесно связан с русской природой, русскими обычаями, традициями и нравами на­родной жизни. Это более всего проявляется в го­стях у дядюшки, где пляшет молодая Ростова.

Толстой не ограничивается показом природных свойств характера своей героини. Он раскрывает её внутренний мир в борьбе с жизненными испы­таниями. Таков смысл эпизода увлечения Наташи Анатолем. Сталкивая Ростову с новыми, неизвест­ными ей ранее сторонами жизни, он рисует неза­щищенность Наташи, отсутствие стойкости и вы­держки в её характере.

Болезнь и пережитые страдания делают герои­ню другой, она тяготится жизнью без жизни, ста­раясь никого не обременять. Но её сердце не оже­сточилось, оно также открыто для окружающих, для добра, для любви. Во время войны 1812 года героиню охватывает глубокое и сильное чувство тревоги за родину, за судьбу людей, сражающихся с врагом. Прилив душевных сил, патриотическое начало наполняют её жизнь новым содержанием. Её порыв имеет стихийный характер, но именно в этой стихийности её внутренняя сила и красо­та, в восторг от которой приходят окружающие: «...доктор должен был признаться, что он не ожи­дал от девицы ни такой твердости, ни такого ис­кусства ходить за раненым».

В конце романа Наташа — жена Пьера, мать четверых детей. Быть женой и матерью — это по­требность её души. И в этом высокое предназначе­ние, по мысли Л. Н. Толстого, любой женщины. Пьер гордится её умом и красотой, сознает «своё ничтожество перед нею в мире духовном» и раду­ется тому, «что она со своей душой не только при^ надлежала ему, но и составляла часть его самого».

Внутренний мир Наташи — это этическая сто­рона её взаимоотношений с действительностью, выраженной в форме понятий добра и зла, справед­ливости и несправедливости, долга и ответствен­ности. Главное свойство её души — человечность.

Именно эта черта придаёт героине особое эстетиче­ское обрамление. Её внутренний мир — это боль­ше, чем вся окружающая среда.

 

  • Итоговое сочинение по литературе

    • «Восславим женщину-Мать, чья любовь не знает преград» (М. Горький) (412)

      Итоговое сочинение о материнской доброте. Материнское сердце ... Сколько счастливых и горьких минут пришлось тебе пережить! Первый крик новорождённого, первое слово «мама», пер­вые шаги, первые радости и неудачи. Ты такое маленькое, но сильное, ранимое, но тер­пеливое и понимающее ... О судьбе матери, о её любящем сердце расска­зывается в повести В. Токаревой «Я...

      Подробнее...

    • «Ещё народу русскому пределов не поставлено — пред ним широкий путь» (Н. А. Некрасов) (533)

      Итоговое сочинение о жизненной силе русского народа, обусловившей правильный выбор героев в тяжёлых ситуациях. Жизненный путь... Каким он должен быть?.. Как кажется прямым и без ухабов. Однако такое встретишь нечасто. Как правило, человек подвер­жен всякого рода испытаниям и выбору. Кстати, русские люди чётко знают свою цель и видят доро­гу к её достижению, закаляя по...

      Подробнее...

    • «О времена, о нравы!» (Марк Туллий Цицерон) (398)

      Итоговое сочинение о проблеме зависимости личности от времени и существующих традиций. Время... Что это за сила, главенствующая над человеком и диктующая ему свои порядки? Мно­гим людям кажется, что имеют власть над ним. Но всё же практика показывает: время держит всех в «строгих» рамках, причём в соответствии с вековыми традициями. Оно неподвластно...

      Подробнее...

    • А.Н. Островский «Гроза». Проблема взаимоотношений родителей и детей (378)

      Конфликт поколений: Каба­ниха и Дикой (родители) — Тихон, Варвара, Кудряш, Борис, Катерина («дети»). Старшее поколение живёт по патриархальным, веками сложившимся устоям. Взгля­ды «тёмного царства»: —         основа семейных отноше­ний — страх младших перед старшими, жены перед му­жем;   - безропотное повиновение «детей» «родителям», соблю­дение домостроевских пра­вил,...

      Подробнее...

    • А.Н. Островский «Гроза». Проблема нравственного выбора (350)

      Катерина — сильная и яркая личность, способная пойти на открытый конфликт с «тёмным царством». Кате­рине претит насилие и ду­ховная несвобода, которая её окружает. Она стремится к свободе проявления лучших человеческих чувств. В отли­чие от Кабанихи и Дикого, Варвары и др., для Катерины слова «благочестие», «вера», «честь» не пустые звуки. Она...

      Подробнее...

    • А.П. Чехов и его творчество. Итоговое сочинение (431)

      А. П. Чехов... Это личность, значимость кото­рой признана не только у нас в стране, но и за рубе­жом. На протяжении многих десятков лет интерес к творчеству писателя имеет постоянный и устой­чивый характер, потому что изображенная им дей­ствительность и различные характеры — это прав­да жизни, воспроизведенная кратко, деликатно, образно, языком...

      Подробнее...

    • А.С. Грибоедов «Горе от ума». Проблема взаимоотношения поколений (431)

      В комедии изображаются два поколения — старшее (эпохи Екатерины II) и мо­лодое (эпохи Александра I). Старшее поколение — кон­серваторы, рисуются сатири­ческими красками (Фамусов, Хлёстова), им свойственны общественные пороки (бю­рократизм, кумовство, не­терпимость ко всему новому, чинопочитание). Молодое поколение изображается по-разному: с...

      Подробнее...

    • Анализ стихотворения А. С. Пушкина «...Вновь я посетил...». (370)

      И сам, покорный общему закону, Переменился я ... А. Пушкин Жизнь... Что это такое?.. Временна ли она на нашей Земле или бесконечна?.. Вот два глав­ных вопроса, которые интересовали человечество всегда. Оригинальное суждение о жизни как фило­софской категории мы находим в стихотворении А. С. Пушкина «...Вновь я посетил...», представля­ющем собой итоговое раздумье поэта о своей...

      Подробнее...

    • Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза» (533)

      Нет, моего к тебе пристрастья Я скрыть не в силах, мать-земля! Ф. И. Тютчев Наверное, каждый человек задумывался над тем: что тленно, а что вечно в нашей жизни? И, по­жалуй, никто сразу не мог дать обстоятельный от­вет на такой, казалось бы, простой и в то же время необыкновенно сложный вопрос. И это, действи­тельно, так. Подобная проблема всегда занимала умы...

      Подробнее...

    • Великий сын России (жизнь, деятельность, судьба) (393)

      Итоговое сочинение о М. В. Ломоносове. Россия... Великая Россия! ... Кто тебя сделал такой?.. Разве не князь Игорь тебя сотворил?.. Не Ярослав ли Мудрый тебя просветил?.. Да и не Петр ли Первый «окно в Европу прорубил?.. Гордись, Русская земля, своими сынами! Во все времена природа-мать посылала тебе людей, предназначе­нием которых было служить тебе верой и...

      Подробнее...