По произведению А. Приставкина «Ночевала тучка золотая»
В народе говорят: время лечит раны. Может быть! Но, кажется, те, после которых остались рубцы, ему всё-таки неподвластно. Они постоянно напоминают о боли, которую перенёс человек. Память прошлого отзывается горечью в настоящем. Время и память — два абстрактных понятия. Но сочетания «память времени» и «время памяти» наполнены конкретным смыслом и представляют собой неразделимо важное звено в развитии человечества. Память времени — это урок. Время памяти — это предостережение.
История человечества помнит все уроки. Жаль, что люди забывают о них либо вспоминают не вовремя, а слишком поздно. Но, тем не менее, время памяти сегодня, как никогда, актуально. Война заставляет задуматься над вопросами: почему и зачем? Зачем нужно убивать друг друга, лишать крова и приносить страдания? Конечно, ответить точно и просто на это невозможно, потому что жизнь намного сложнее, чем она кажется на первый взгляд. Именно об этом повествует Анатолий Приставкин.
Поэтические строки М. Ю. Лермонтова «Ночевала тучка золотая», послужившие названием повести писателя-современника, наводят на вопросы: почему «ночевала», почему не ночует сейчас? Куда она исчезла? Какая туча явилась на смену той «золотой»?
Ответ всем ясен. Это туча войны, которая обрушивает на Землю железный град, уничтожая жизни и порождая всё новые страдания и месть. Как раз об этом нам сегодня напоминает данное произведение писателя, в котором представлена суровая проза жизни детей, сумевших выстоять во время Великой Отечественной войны и продолжить жизнь.
Голодное, жестокое детство — горький факт советской истории, нити которого тянутся в современность. Анатолий Приставкин рассказывает о невыносимых буднях детского дома, о братьях-близнецах Сашке и Кольке Кузьминых, по прозвищу Кузьмёныши, об их изобретательности и отзывчивости на малейшее сочувствие и доброту. Эти ребята героически ведут борьбу за жизнь. Их страстное желание — «вдохнуть не грудью, животом вдохнуть опьяняющий, дурманящий хлебный запах». Мальчики «прослышали» о том, что по интернатам собирают желающих поехать на тёплый хлебный Кавказ.
Кузьмёныши отправляются в это трудное путешествие, превозмогая голод и болезни. Они надеются, что придёт конец их мукам, потому что с этим местом связаны их большие мечты о жизни новой. Но судьба уготовила им жестокое испытание — пройти через позорную страницу истории национальной вражды.
Итак, что же было тогда?.. Богатый край предстал в виде пустых кавказских деревень, неубранных и брошенных полей, безлюдных домов, от которых веяло страхом. Какая беда поразила этот край? Что случилось с местными жителями — чеченцами и ингушами? А случилось то, что по правительственному приказу из-за нескольких предателей, пошедших в услужение к гитлеровцам, целый народ переселён с его родной, вековечной земли в другое место. А такие обиды горячий кавказский народ вряд ли мог простить и смириться с несправедливостью. Автор повести показывает нам войну в войне: война с немцами, с одной стороны, и война с чеченцами — с другой. Результатом этой военной кампании были смерти и страдания невинных людей. И маленьким героям из этой скорбной чаши пришлось хлебнуть немало горя. Сашка стал жертвой межнациональной политики. Его ужасная смерть заставила Кольку выжить. Выжить чудом! Выжить, чтобы показать взрослым «дядям» образец проявления истинного гуманизма. Символическая встреча мальчишек противоборствующих сторон, Кольки и Алхузура, не случайна, она уготована свыше.
Два одиноких существа встретились, чтобы выдержать выпавшие на их детскую нелёгкую долю все испытания: войну, болезни, голод, скитания и, наконец, межнациональную рознь. Колька потерял своего родного брата Сашку, долго искал, а когда нашёл, то «оцепенел». «Сашка не стоял, он висел, нацепленный на остриё забора, а из живота у него выпирал пучок жёлтой кукурузы. Один початок был засунут в рот». Потом он увидел, что у брата нет глаз, их выклевали вороны. Ошарашенный увиденным, Колька «заорал, завыл, закричал», разгоняя хищных птиц. Едва передвигаясь, он вернулся к телу брата, осторожно снял и спрятал в доме.
Боль, страдания, ужас увиденного заставляют Колку теперь самому думать и самому принимать решения (раньше мозговым центром был именно Сашка). Совсем незадолго до случившегося была у близнецов заветная мечта — уехать навсегда из этого края. Видимо, предчувствовали беду, поэтому и место в поезде себе определили — железный ящик, собачник. Итак, решение найдено. Колька отправляет мёртвого брата путешествовать, чтобы никто и никогда не мог больше глумиться над телом его брата.
До глубины души потрясает разговор Кольки с мёртвым братом. Он убеждает покойного, что за него отомстят: «<...> бойцы говорили <...> Едут чеченов убивать. И того, кто тебя распял, тоже убьют. А вот если бы он мне попался, я, знаешь, Сашка, не стал бы его губить. <...> спросил бы его, зачем он разбойничает? Зачем он кругом всех убивает? <...> Разве ты не видишь, что мы с Сашкой против тебя не воюем! <...> Ты нас с Сашкой убил, а солдаты пришли тебя убьют <...> А ты солдат станешь убивать, и все: и они, и мы — погибнем». Волосы встают дыбом, сердце останавливается, когда читаешь эти не по-детски серьёзные размышления. Посмотрите, сколько безысходности в каждой мысли ребёнка! Каждое предложение наполнено смертью, исходящей от глагола «убить» и его синонимов. И как набат звучат его риторические вопросы, обращённые к мыслящим людям: «А разве не лучше было бы то, чтобы ты жил, и они жили, и мы с Сашкой тоже, чтоб жили?». Конечно, лучше! Но какой-то кучке людей война и национальные распри выгодны. Для них человеческая жизнь ничто. Горе и боль им чужды, потому что их жизненные принципы сводятся к удовлетворению собственного «эго». Детской же натуре присуще сопереживание, и поэтому страдания Алхузура, у которого погибли все родственники, близки Коль- киным. Его отчаянное «зачем, зачем я?» рождает клятву — не брать оружие в руки.
Мальчишки понимают, что во всём виновата война, что именно она обрекла их на все мучения и страдания. И только миролюбие обоих объединит их навеки (Алхузур жестами, указывая на пистолет, и ломаным русским языком подтверждает свои мысли о виновнице случившегося. А Колька в своём монологе, обращённом к истерзанному брату, говорит: «Я, знаешь, Сашка, не стал бы его губить...»), а истинный гуманизм ребят поможет пройти через все испытания. Так, Кольке, умирающему от горя и отчаяния, для возрождения к жизни был послан небом Алхузур. Всё время, пока тот был в беспамятстве, за ним ухаживал незнакомец, поил водой, накрывал чем-то тёплым и исчезал, чтобы снова возникнуть со своей кружкой, а потом кормил его по одной ягоде виноградом и разжёванными кусочками орехов. Дело пошло на поправку.
Алхузур был согласен, чтобы его называли Сашкой. В знак благодарности за всё Колька доверил ему тайну о кладе, и Алхузур оправдал это доверие. А потом мы узнаем, что наступила Колькина очередь экзаменовки на верность и дружбу. От случайно зашедшего русского солдата он прячет Ал- хузура, убеждая того, что это его родной брат.
Колька своим детским умом сам дошёл до того, что солдат, озлобленный и одержимый чувством мести, убьет мальчика, потому что тот чеченец. Полученные от солдата хлеб, таблетки, кашу Колька делит на две части и заставляет есть своего спасителя.
Взаимовыручка определяет их дальнейшую дружбу. Во время путешествия к станции Колька чуть не погиб от руки чеченца, но Алхузур вступился за него, со слезами умолял земляка не убивать русского мальчика. Перепуганный до смерти, Колька долго не мог прийти в себя, а когда очнулся, они скрепили своё братство кровью. Теперь они родные. Родные до конца дней своей жизни.
Войне и национальным распрям не удалось расставить этих маленьких людей по разным берегам, потому что они оказались друг для друга одновременно и плотом, и кормчим в этой бурлящей реке жизни, благодаря чему и «выплыли». Их случайно поймали. Они, обнявшись, спали в кустах. Когда их стали разнимать, оба одновременно закричали. Врач констатировала, что у них дистрофия и нарушение психики. Дети разлучать себя не позволяли и поднимали крик, если одного из них уводили на медосмотр. А потом детдом... И никому из взрослых не удалось разлучить их. Они выдержали проверку на преданность тяжёлыми жизненными обстоятельствами. Их души не стали чёрствыми и не породили месть, а, напротив, воскресили взаимопомощь и любовь. Эти беззащитные ростки способны были выстоять и продолжить жизнь. Им не нужна политика, им нужны искренние человеческие отношения. Они живут по великим принципам морали. Живут так, как живут родные братья. Один — светлый, другой — чёрный; светлый — русский, чёрный — чеченец, причём для них такое сравнение неуместно.
Мальчишки на самом деле уверены, что они настоящие братья, родные, потому что специально смешали кровь, сделав каждый себе надрез на руке.
Война прошла, но боль осталась, потому что её хранит память времени, времени страшных сороковых годов. Она хранит эту боль лишь для того, чтобы уничтожить вирус войны, который собирает тучи не в золотые, приносящие дожди добра и счастья, а в чёрные, рождающие гром, который способен разрушить долгую дружбу и братство народов.
Сегодня, как никогда, все сожалеют о том, что клятва о братстве двух маленьких представителей разных народов разрушена, что её хватило только на юность и зрелость наших отцов, а до внуков она не дошла. Им пришлось воевать и погибать на той земле, где раньше «ночевала тучка золотая». И пока ещё не совсем поздно, в эфир надо включить время памяти как предостережение от третьей мировой.