Итоговое сочинение о деградации личности
Человеческая жизнь... Она дарована нам свыше, поэтому дороже её ничего не может быть. Но весь парадокс состоит в том, что люди уходят из жизни, выбрав смерть. Каковы причины и обстоятельства? Что же могло оказаться важнее на чаше весов бытия? Вопросы кажутся простыми, но ответить сложно. Трудность состоит в том, что чаще всего люди забывают христианские заповеди и утрачивают нравственные ориентиры, определяющим моментом которых является совесть. Именно она в основе наших действий, именно от неё исходит добро либо зло.
О моральном облике существа человеческого повествует Валентин Распутин в произведении «Живи и помни», где народные характеры поставлены в испытание крайнее — испытание войной. Необычный сюжет — судьба дезертира Андрея Гуськова, нравственный выбор которого противоречив морали общества, заставляет задуматься о смысле жизни человека. Писатель шаг за шагом прослеживает, как его герой, однажды вступивший на путь предательства, совершая одну за другой незначительные, казалось бы, уступки, превратился в человека опустошенного, антиобщественного. Он, утратив чувство совести, ответственности, стал причиной гибели своей жены На- стёны и неродившегося ребёнка.
Автор не спешит выносить приговор дезертиру. Он глубоко раскрывает его психологию. Пробираясь после госпиталя в свою деревню, Андрей вначале как будто не сомневается: вот он побудет дома, повидает близких, а дальше одна дорога — смерть, потому что убеждён, что на фронте он обязательно погибнет. Он уверен, что смерти он не боится, поэтому выбирает из двух смертей ту, которой сначала будет предшествовать хоть какая-то радость. Совершив заговор с самим собой, Андрей тайно прибыл в родную деревню, где впоследствии отчётливо осознал, что всё, что он думал, не так и не то: смерти он боится, боится страшно и безудержно. И вовсе не между смертями выбирал он, а бежал от той и другой, не думая о своих близких, кровных и родных.
В произведении писатель показал две концепции жизни, одна из которых, как видим, в корне противоречива законам нравственности. Что касается второй, то, наверное, общего мнения может не быть, поскольку выбор героини не соответствует христианским догмам. Автор подробно повествует о том, как славно работала на победу жена Андрея Гуськова, Настёна. Всю свою жизнь она мечтала больше отдавать, чем принимать, — на то ей и дана эта удивительная сила.
С глубоким сочувствием рассказывает писатель о наполненной неразрешимыми противоречиями любви Настёны к её оборотню мужу, о борьбе противоположных чувств к нему: жалость и отвращение, нежность и брезгливость, доброта и ненависть. Умом Настёна понимает, что прощения её мужу-дезертиру нет и быть не может, поэтому в её сердце рождается чувство глубокой вины, её собственной вины, которое овладевает героиней и достигает трагической остроты в тот момент, когда она уже не могла скрывать результат тайной своей любви.
Настёна, всю жизнь мечтавшая о ребёнке, понимает, что преступила черту и оказалась одна против всех, стала в своей родной деревне чужой, посторонней. Она не жила, а «скрадывала» жизнь, и даже праздник Победы, праздник радости и муки людской, отмечала стесняясь и стыдясь. Героиня задумывается над судьбой будущего ребёнка, которому придётся вынести на своих плечах позор отца. Ей стыдно перед людьми, перед собой, перед будущей кровинкой. Противоречие между человеческим чувством любви и той социальной ситуацией достигает высшего накала. Внутренние переживания привели к тому, что она покончила с собой, потому что морально не имела права жить среди честных людей.
Самоубийство Настёны — это высший суд над дезертиром, ставшим виновником гибели своей жены и своего родного ребёнка, принесшим позор старикам родителям и приблизившим им смерть. Но, к сожалению, его слабость и трусость так сильны, что даже смерть жены, собиравшейся родить ему малыша, не в состоянии вызвать в душе Андрея ни чувства раскаяния, ни жалости, ни самоосуждения, абсолютно ничего, кроме еще более сильного, чем прежде, звериного желания жить.
В. Г. Распутин, живо откликающийся на запросы сегодняшней жизни, близко принимающий её радости и боли, философски осмысливающий явления современности, с проблемой нравственности связывает развитие общества, его будущее. Автор показал, что постепенная деградация личности ведёт к озлобленности и жестокости. Эти качества могут погубить человеческий мир как таковой. Название повести — это крик наболевшей души, это обращение автора к человеку — жить по совести и помнить о нравственных ценностях, быть ответственным не только за свою жизнь, но и за жизнь родных и близких.