A+ A A-

Проблема нравственного выбора человека в русской литературе XX в. (по произведению В. Распутина «Живи и помни»)

Итоговое сочинение о деградации личности

Человеческая жизнь... Она дарована нам свыше, поэтому дороже её ничего не может быть. Но весь парадокс состоит в том, что люди уходят из жиз­ни, выбрав смерть. Каковы причины и обстоятель­ства? Что же могло оказаться важнее на чаше весов бытия? Вопросы кажутся простыми, но ответить сложно. Трудность состоит в том, что чаще всего люди забывают христианские заповеди и утрачи­вают нравственные ориентиры, определяющим моментом которых является совесть. Именно она в основе наших действий, именно от неё исходит добро либо зло.

О моральном облике существа человеческого повествует Валентин Распутин в произведении «Живи и помни», где народные характеры постав­лены в испытание крайнее — испытание войной. Необычный сюжет — судьба дезертира Андрея Гуськова, нравственный выбор которого проти­воречив морали общества, заставляет задуматься о смысле жизни человека. Писатель шаг за ша­гом прослеживает, как его герой, однажды всту­пивший на путь предательства, совершая одну за другой незначительные, казалось бы, уступки, превратился в человека опустошенного, антиоб­щественного. Он, утратив чувство совести, ответ­ственности, стал причиной гибели своей жены На- стёны и неродившегося ребёнка.

Автор не спешит выносить приговор дезертиру. Он глубоко раскрывает его психологию. Пробира­ясь после госпиталя в свою деревню, Андрей внача­ле как будто не сомневается: вот он побудет дома, повидает близких, а дальше одна дорога — смерть, потому что убеждён, что на фронте он обязатель­но погибнет. Он уверен, что смерти он не боится, поэтому выбирает из двух смертей ту, которой сна­чала будет предшествовать хоть какая-то радость. Совершив заговор с самим собой, Андрей тайно прибыл в родную деревню, где впоследствии отчёт­ливо осознал, что всё, что он думал, не так и не то: смерти он боится, боится страшно и безудержно. И вовсе не между смертями выбирал он, а бежал от той и другой, не думая о своих близких, кров­ных и родных.

В произведении писатель показал две концеп­ции жизни, одна из которых, как видим, в корне противоречива законам нравственности. Что ка­сается второй, то, наверное, общего мнения может не быть, поскольку выбор героини не соответствует христианским догмам. Автор подробно повествует о том, как славно работала на победу жена Андрея Гуськова, Настёна. Всю свою жизнь она мечтала больше отдавать, чем принимать, — на то ей и дана эта удивительная сила.

С глубоким сочувствием рассказывает писатель о наполненной неразрешимыми противоречия­ми любви Настёны к её оборотню мужу, о борьбе противоположных чувств к нему: жалость и отвра­щение, нежность и брезгливость, доброта и нена­висть. Умом Настёна понимает, что прощения её мужу-дезертиру нет и быть не может, поэтому в её сердце рождается чувство глубокой вины, её соб­ственной вины, которое овладевает героиней и до­стигает трагической остроты в тот момент, когда она уже не могла скрывать результат тайной своей любви.

Настёна, всю жизнь мечтавшая о ребёнке, по­нимает, что преступила черту и оказалась одна против всех, стала в своей родной деревне чужой, посторонней. Она не жила, а «скрадывала» жизнь, и даже праздник Победы, праздник радости и муки людской, отмечала стесняясь и стыдясь. Герои­ня задумывается над судьбой будущего ребёнка, которому придётся вынести на своих плечах по­зор отца. Ей стыдно перед людьми, перед собой, перед будущей кровинкой. Противоречие между человеческим чувством любви и той социальной ситуацией достигает высшего накала. Внутренние переживания привели к тому, что она покончила с собой, потому что морально не имела права жить среди честных людей.

Самоубийство Настёны — это высший суд над дезертиром, ставшим виновником гибели сво­ей жены и своего родного ребёнка, принесшим позор старикам родителям и приблизившим им смерть. Но, к сожалению, его слабость и трусость так сильны, что даже смерть жены, собиравшейся родить ему малыша, не в состоянии вызвать в душе Андрея ни чувства раскаяния, ни жалости, ни са­моосуждения, абсолютно ничего, кроме еще более сильного, чем прежде, звериного желания жить.

В. Г. Распутин, живо откликающийся на запро­сы сегодняшней жизни, близко принимающий её радости и боли, философски осмысливающий яв­ления современности, с проблемой нравственности связывает развитие общества, его будущее. Автор показал, что постепенная деградация личности ведёт к озлобленности и жестокости. Эти качества могут погубить человеческий мир как таковой. На­звание повести — это крик наболевшей души, это обращение автора к человеку — жить по совести и помнить о нравственных ценностях, быть ответ­ственным не только за свою жизнь, но и за жизнь родных и близких.

 

  • Итоговое сочинение по литературе

    • «Восславим женщину-Мать, чья любовь не знает преград» (М. Горький) (412)

      Итоговое сочинение о материнской доброте. Материнское сердце ... Сколько счастливых и горьких минут пришлось тебе пережить! Первый крик новорождённого, первое слово «мама», пер­вые шаги, первые радости и неудачи. Ты такое маленькое, но сильное, ранимое, но тер­пеливое и понимающее ... О судьбе матери, о её любящем сердце расска­зывается в повести В. Токаревой «Я...

      Подробнее...

    • «Ещё народу русскому пределов не поставлено — пред ним широкий путь» (Н. А. Некрасов) (533)

      Итоговое сочинение о жизненной силе русского народа, обусловившей правильный выбор героев в тяжёлых ситуациях. Жизненный путь... Каким он должен быть?.. Как кажется прямым и без ухабов. Однако такое встретишь нечасто. Как правило, человек подвер­жен всякого рода испытаниям и выбору. Кстати, русские люди чётко знают свою цель и видят доро­гу к её достижению, закаляя по...

      Подробнее...

    • «О времена, о нравы!» (Марк Туллий Цицерон) (398)

      Итоговое сочинение о проблеме зависимости личности от времени и существующих традиций. Время... Что это за сила, главенствующая над человеком и диктующая ему свои порядки? Мно­гим людям кажется, что имеют власть над ним. Но всё же практика показывает: время держит всех в «строгих» рамках, причём в соответствии с вековыми традициями. Оно неподвластно...

      Подробнее...

    • А.Н. Островский «Гроза». Проблема взаимоотношений родителей и детей (378)

      Конфликт поколений: Каба­ниха и Дикой (родители) — Тихон, Варвара, Кудряш, Борис, Катерина («дети»). Старшее поколение живёт по патриархальным, веками сложившимся устоям. Взгля­ды «тёмного царства»: —         основа семейных отноше­ний — страх младших перед старшими, жены перед му­жем;   - безропотное повиновение «детей» «родителям», соблю­дение домостроевских пра­вил,...

      Подробнее...

    • А.Н. Островский «Гроза». Проблема нравственного выбора (350)

      Катерина — сильная и яркая личность, способная пойти на открытый конфликт с «тёмным царством». Кате­рине претит насилие и ду­ховная несвобода, которая её окружает. Она стремится к свободе проявления лучших человеческих чувств. В отли­чие от Кабанихи и Дикого, Варвары и др., для Катерины слова «благочестие», «вера», «честь» не пустые звуки. Она...

      Подробнее...

    • А.П. Чехов и его творчество. Итоговое сочинение (431)

      А. П. Чехов... Это личность, значимость кото­рой признана не только у нас в стране, но и за рубе­жом. На протяжении многих десятков лет интерес к творчеству писателя имеет постоянный и устой­чивый характер, потому что изображенная им дей­ствительность и различные характеры — это прав­да жизни, воспроизведенная кратко, деликатно, образно, языком...

      Подробнее...

    • А.С. Грибоедов «Горе от ума». Проблема взаимоотношения поколений (431)

      В комедии изображаются два поколения — старшее (эпохи Екатерины II) и мо­лодое (эпохи Александра I). Старшее поколение — кон­серваторы, рисуются сатири­ческими красками (Фамусов, Хлёстова), им свойственны общественные пороки (бю­рократизм, кумовство, не­терпимость ко всему новому, чинопочитание). Молодое поколение изображается по-разному: с...

      Подробнее...

    • Анализ стихотворения А. С. Пушкина «...Вновь я посетил...». (370)

      И сам, покорный общему закону, Переменился я ... А. Пушкин Жизнь... Что это такое?.. Временна ли она на нашей Земле или бесконечна?.. Вот два глав­ных вопроса, которые интересовали человечество всегда. Оригинальное суждение о жизни как фило­софской категории мы находим в стихотворении А. С. Пушкина «...Вновь я посетил...», представля­ющем собой итоговое раздумье поэта о своей...

      Подробнее...

    • Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза» (533)

      Нет, моего к тебе пристрастья Я скрыть не в силах, мать-земля! Ф. И. Тютчев Наверное, каждый человек задумывался над тем: что тленно, а что вечно в нашей жизни? И, по­жалуй, никто сразу не мог дать обстоятельный от­вет на такой, казалось бы, простой и в то же время необыкновенно сложный вопрос. И это, действи­тельно, так. Подобная проблема всегда занимала умы...

      Подробнее...

    • Великий сын России (жизнь, деятельность, судьба) (393)

      Итоговое сочинение о М. В. Ломоносове. Россия... Великая Россия! ... Кто тебя сделал такой?.. Разве не князь Игорь тебя сотворил?.. Не Ярослав ли Мудрый тебя просветил?.. Да и не Петр ли Первый «окно в Европу прорубил?.. Гордись, Русская земля, своими сынами! Во все времена природа-мать посылала тебе людей, предназначе­нием которых было служить тебе верой и...

      Подробнее...