A+ A A-

Проблема нравственного выбора человека в русской литературе XX в. (по произведению В. Распутина «Живи и помни»)

Итоговое сочинение о деградации личности

Человеческая жизнь... Она дарована нам свыше, поэтому дороже её ничего не может быть. Но весь парадокс состоит в том, что люди уходят из жиз­ни, выбрав смерть. Каковы причины и обстоятель­ства? Что же могло оказаться важнее на чаше весов бытия? Вопросы кажутся простыми, но ответить сложно. Трудность состоит в том, что чаще всего люди забывают христианские заповеди и утрачи­вают нравственные ориентиры, определяющим моментом которых является совесть. Именно она в основе наших действий, именно от неё исходит добро либо зло.

О моральном облике существа человеческого повествует Валентин Распутин в произведении «Живи и помни», где народные характеры постав­лены в испытание крайнее — испытание войной. Необычный сюжет — судьба дезертира Андрея Гуськова, нравственный выбор которого проти­воречив морали общества, заставляет задуматься о смысле жизни человека. Писатель шаг за ша­гом прослеживает, как его герой, однажды всту­пивший на путь предательства, совершая одну за другой незначительные, казалось бы, уступки, превратился в человека опустошенного, антиоб­щественного. Он, утратив чувство совести, ответ­ственности, стал причиной гибели своей жены На- стёны и неродившегося ребёнка.

загрузка...

Автор не спешит выносить приговор дезертиру. Он глубоко раскрывает его психологию. Пробира­ясь после госпиталя в свою деревню, Андрей внача­ле как будто не сомневается: вот он побудет дома, повидает близких, а дальше одна дорога — смерть, потому что убеждён, что на фронте он обязатель­но погибнет. Он уверен, что смерти он не боится, поэтому выбирает из двух смертей ту, которой сна­чала будет предшествовать хоть какая-то радость. Совершив заговор с самим собой, Андрей тайно прибыл в родную деревню, где впоследствии отчёт­ливо осознал, что всё, что он думал, не так и не то: смерти он боится, боится страшно и безудержно. И вовсе не между смертями выбирал он, а бежал от той и другой, не думая о своих близких, кров­ных и родных.

В произведении писатель показал две концеп­ции жизни, одна из которых, как видим, в корне противоречива законам нравственности. Что ка­сается второй, то, наверное, общего мнения может не быть, поскольку выбор героини не соответствует христианским догмам. Автор подробно повествует о том, как славно работала на победу жена Андрея Гуськова, Настёна. Всю свою жизнь она мечтала больше отдавать, чем принимать, — на то ей и дана эта удивительная сила.

С глубоким сочувствием рассказывает писатель о наполненной неразрешимыми противоречия­ми любви Настёны к её оборотню мужу, о борьбе противоположных чувств к нему: жалость и отвра­щение, нежность и брезгливость, доброта и нена­висть. Умом Настёна понимает, что прощения её мужу-дезертиру нет и быть не может, поэтому в её сердце рождается чувство глубокой вины, её соб­ственной вины, которое овладевает героиней и до­стигает трагической остроты в тот момент, когда она уже не могла скрывать результат тайной своей любви.

Настёна, всю жизнь мечтавшая о ребёнке, по­нимает, что преступила черту и оказалась одна против всех, стала в своей родной деревне чужой, посторонней. Она не жила, а «скрадывала» жизнь, и даже праздник Победы, праздник радости и муки людской, отмечала стесняясь и стыдясь. Герои­ня задумывается над судьбой будущего ребёнка, которому придётся вынести на своих плечах по­зор отца. Ей стыдно перед людьми, перед собой, перед будущей кровинкой. Противоречие между человеческим чувством любви и той социальной ситуацией достигает высшего накала. Внутренние переживания привели к тому, что она покончила с собой, потому что морально не имела права жить среди честных людей.

Самоубийство Настёны — это высший суд над дезертиром, ставшим виновником гибели сво­ей жены и своего родного ребёнка, принесшим позор старикам родителям и приблизившим им смерть. Но, к сожалению, его слабость и трусость так сильны, что даже смерть жены, собиравшейся родить ему малыша, не в состоянии вызвать в душе Андрея ни чувства раскаяния, ни жалости, ни са­моосуждения, абсолютно ничего, кроме еще более сильного, чем прежде, звериного желания жить.

В. Г. Распутин, живо откликающийся на запро­сы сегодняшней жизни, близко принимающий её радости и боли, философски осмысливающий яв­ления современности, с проблемой нравственности связывает развитие общества, его будущее. Автор показал, что постепенная деградация личности ведёт к озлобленности и жестокости. Эти качества могут погубить человеческий мир как таковой. На­звание повести — это крик наболевшей души, это обращение автора к человеку — жить по совести и помнить о нравственных ценностях, быть ответ­ственным не только за свою жизнь, но и за жизнь родных и близких.