A+ A A-

Спор поколений: вместе и врозь

Итоговое сочинение на тему отцы и дети.

Отцы и дети... Дети и внуки... Данная проблема всегда интересовала людей, потому что она касается каждого независимо от его расовой, национальной или социальной принадлежности. И не случайно пи­сатели во все времена размышляли об этой насущной проблеме мировоззренческих противоречий между поколениями. Этой теме посвящены произведения многих писателей, например, И. Тургенева «Отцы и дети», В. Распутина «Прощание с Матёрой», В. То­каревой «Я есть. Ты есть. Он есть» и др.

Независимо от времени между поколениями всегда существовали споры, потому что общество не стоит на месте. И всё появляющееся новое лег­че воспринимается молодежью, а взрослые люди более консервативны, поскольку у них уже есть опыт, а «принять на веру» им просто сложно. Ро­дители порой чересчур боятся за своих детей, пы­таются оберегать их всю жизнь. А это раздражает их, поскольку они давно выросли и имеют свою сложившуюся систему взглядов, которая, конеч­но, по некоторым жизненным позициям отлича­ется от представителей предыдущего поколения. И чтобы оценить существующие противоречия, нужно знать подробные обстоятельства, характер человека и его жизненные ценности. Так, в повести В. Токаревой «Я есть. Ты есть. Он есть» мать чрез­мерно опекала сына, который, впрочем, уже давно был не маленький мальчик, а взрослый мужчина.

На первый взгляд, это счастливая семья. Мать и сын, казалось бы, представляют собой домашнюю идиллию. Такой сказочной казалась жизнь Анне. Однако её сын Олег, уставший от постоянной заботы матери, в свои двадцать восемь лет впервые прини­мает самостоятельное решение — жениться без ка­кого-либо её участия. Это был удар для Анны. Она могла бы устроить молодоженам скандал, выгнать их и просто затаить обиду навсегда. Однако, поняв, что можно лишиться сына, Анна старается быть «удобной всем», помогает вести хозяйство, посколь­ку невестка — студентка, а сын — оперирующий хи­рург. Как мы знаем, излишнее старание порой может привести к недопониманию. К примеру, Анне хоте­лось быть духовно ближе к своим детям, участвовать с ними в «посиделках», которые устраивались каж­дый вечер на кухне сокурсниками Ирочки. Но мать для них стара. И ещё один шаг: женщина стремит­ся установить дружественный мост с невесткой (хо­тела познакомиться с её родителями). В результате девушка не пожелала вообще вести разговор со све­кровью, она собрала вещи и ушла вместе с Олегом. Анна пытается разобраться в себе. Однако вопросы «за что?» и «почему?» остаются открытыми, пото­му что налицо нестыковка двух мировоззренческих систем. Дети не могут оценить родительский вклад в их жизнь в силу своего эгоизма, а родители порой забывают о личных интересах своих детей. Итак, се­мейная конструкция рухнула.

Интересно заметить, что линия поведения Анны была абсолютно правильной. Когда случи­лась беда в семье Олега (в связи с аварией Ирочка стала инвалидом), он решил, что мать молодая, что у неё хватит сил ухаживать за его женой. И Олег не ошибся. Анна берёт на себя тяжёлую ношу, бо­рется за жизнь той, которая нанесла ей психоло­гическую травму. Примечательно то, что она за­бывает обиду, поскольку знает: жизнь и здоровье ценнее всего на свете.

Известно, что взаимоотношения между людьми проявляются в критических ситуациях. Не хочет­ся думать, что Ирочка повела бы себя по-другому, окажись она на месте Анны. Но всё-таки так бы оно и было, потому что эта девушка привыкла никому ничего не давать, а только брать. Ей не было приви­то навыка уважительного отношения к возрасту, чувство компромисса полностью отсутствовало.

К сожалению, в этом ей Олег не помог, а, наобо­рот, принял её правила игры. И только тогда, когда у него возникла безвыходная ситуация, он возвра­щается к матери. Не для того, чтобы реконструи­ровать семью, а всего лишь для того, что ему так выгодно. Прагматизм Олега (вроде бы неплохого парня, выросшего, хотя и в неполной, но в интел­лигентной семье), как потом выяснилось, не име­ет тормозов. Он так и не оценил вклад матери, которая (хочется надеяться) сделает всё, для того чтобы семья сохранилась, потому что, несмотря ни на что, она всё-таки любит сына и уже полюби­ла Ирочку как родную дочь.

Таким образом, мы видим, конфликт поколе­ний (по большому счёту) исчерпан. Семья вместе, в силу того что мудрость матери, её жизненный опыт, уровень образованности не дали вспыхнуть огню. Естественно, есть такие вещи, которые свя­заны лишь с одной личностью, но это жизненные мелочи, которые отодвигают человека на корот­кий временной отрезок, т.е. отличают от других, для того чтобы поразмыслить, проанализировать свои поступки.

 

  • Итоговое сочинение по литературе

    • «Восславим женщину-Мать, чья любовь не знает преград» (М. Горький) (412)

      Итоговое сочинение о материнской доброте. Материнское сердце ... Сколько счастливых и горьких минут пришлось тебе пережить! Первый крик новорождённого, первое слово «мама», пер­вые шаги, первые радости и неудачи. Ты такое маленькое, но сильное, ранимое, но тер­пеливое и понимающее ... О судьбе матери, о её любящем сердце расска­зывается в повести В. Токаревой «Я...

      Подробнее...

    • «Ещё народу русскому пределов не поставлено — пред ним широкий путь» (Н. А. Некрасов) (534)

      Итоговое сочинение о жизненной силе русского народа, обусловившей правильный выбор героев в тяжёлых ситуациях. Жизненный путь... Каким он должен быть?.. Как кажется прямым и без ухабов. Однако такое встретишь нечасто. Как правило, человек подвер­жен всякого рода испытаниям и выбору. Кстати, русские люди чётко знают свою цель и видят доро­гу к её достижению, закаляя по...

      Подробнее...

    • «О времена, о нравы!» (Марк Туллий Цицерон) (398)

      Итоговое сочинение о проблеме зависимости личности от времени и существующих традиций. Время... Что это за сила, главенствующая над человеком и диктующая ему свои порядки? Мно­гим людям кажется, что имеют власть над ним. Но всё же практика показывает: время держит всех в «строгих» рамках, причём в соответствии с вековыми традициями. Оно неподвластно...

      Подробнее...

    • А.Н. Островский «Гроза». Проблема взаимоотношений родителей и детей (379)

      Конфликт поколений: Каба­ниха и Дикой (родители) — Тихон, Варвара, Кудряш, Борис, Катерина («дети»). Старшее поколение живёт по патриархальным, веками сложившимся устоям. Взгля­ды «тёмного царства»: —         основа семейных отноше­ний — страх младших перед старшими, жены перед му­жем;   - безропотное повиновение «детей» «родителям», соблю­дение домостроевских пра­вил,...

      Подробнее...

    • А.Н. Островский «Гроза». Проблема нравственного выбора (350)

      Катерина — сильная и яркая личность, способная пойти на открытый конфликт с «тёмным царством». Кате­рине претит насилие и ду­ховная несвобода, которая её окружает. Она стремится к свободе проявления лучших человеческих чувств. В отли­чие от Кабанихи и Дикого, Варвары и др., для Катерины слова «благочестие», «вера», «честь» не пустые звуки. Она...

      Подробнее...

    • А.П. Чехов и его творчество. Итоговое сочинение (431)

      А. П. Чехов... Это личность, значимость кото­рой признана не только у нас в стране, но и за рубе­жом. На протяжении многих десятков лет интерес к творчеству писателя имеет постоянный и устой­чивый характер, потому что изображенная им дей­ствительность и различные характеры — это прав­да жизни, воспроизведенная кратко, деликатно, образно, языком...

      Подробнее...

    • А.С. Грибоедов «Горе от ума». Проблема взаимоотношения поколений (431)

      В комедии изображаются два поколения — старшее (эпохи Екатерины II) и мо­лодое (эпохи Александра I). Старшее поколение — кон­серваторы, рисуются сатири­ческими красками (Фамусов, Хлёстова), им свойственны общественные пороки (бю­рократизм, кумовство, не­терпимость ко всему новому, чинопочитание). Молодое поколение изображается по-разному: с...

      Подробнее...

    • Анализ стихотворения А. С. Пушкина «...Вновь я посетил...». (370)

      И сам, покорный общему закону, Переменился я ... А. Пушкин Жизнь... Что это такое?.. Временна ли она на нашей Земле или бесконечна?.. Вот два глав­ных вопроса, которые интересовали человечество всегда. Оригинальное суждение о жизни как фило­софской категории мы находим в стихотворении А. С. Пушкина «...Вновь я посетил...», представля­ющем собой итоговое раздумье поэта о своей...

      Подробнее...

    • Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза» (533)

      Нет, моего к тебе пристрастья Я скрыть не в силах, мать-земля! Ф. И. Тютчев Наверное, каждый человек задумывался над тем: что тленно, а что вечно в нашей жизни? И, по­жалуй, никто сразу не мог дать обстоятельный от­вет на такой, казалось бы, простой и в то же время необыкновенно сложный вопрос. И это, действи­тельно, так. Подобная проблема всегда занимала умы...

      Подробнее...

    • Великий сын России (жизнь, деятельность, судьба) (393)

      Итоговое сочинение о М. В. Ломоносове. Россия... Великая Россия! ... Кто тебя сделал такой?.. Разве не князь Игорь тебя сотворил?.. Не Ярослав ли Мудрый тебя просветил?.. Да и не Петр ли Первый «окно в Европу прорубил?.. Гордись, Русская земля, своими сынами! Во все времена природа-мать посылала тебе людей, предназначе­нием которых было служить тебе верой и...

      Подробнее...