Итоговое сочинение о М. В. Ломоносове.
Россия... Великая Россия! ... Кто тебя сделал такой?.. Разве не князь Игорь тебя сотворил?.. Не Ярослав ли Мудрый тебя просветил?.. Да и не Петр ли Первый «окно в Европу прорубил?.. Гордись, Русская земля, своими сынами! Во все времена природа-мать посылала тебе людей, предназначением которых было служить тебе верой и правдой. В нужный момент всегда появлялась такая личность, которая становилась магнитом притяжения, объединяя вокруг себя лучших и становясь центром передовых идей. Среди громких имён особое место принадлежит великому Ломоносову, посвятившему свою жизнь науке, просвещению и культуре, идеи и открытия которого обогнали время на целый век и сделали Русь научно независимой.
Время летит. Одно поколение сменяется другим. Многое кануло в Лету. Но имя Ломоносова будет жить вечно. В честь его назван выдающийся храм науки — Московский университет. Улицы и площади носят его имя. На берегу Финского залива даже есть город Ломоносов. И это не случайно.
В 1912 году президент Американского химического общества профессор А. Смит сказал: «... в лице Ломоносова к ограниченному кругу великих людей всего мира прибавился химик первой величины, личность удивительной мощи и разносторонности». Не правда ли, как приятно и лестно слышать, что сын земли Русской всемирно признан, что слава его не имеет границ! И больше всего удивляешься тому, что этот исполин науки вышел из семьи рыбака-крестьянина. Жизнь мальчика была ничем не примечательна. С ранних лет он ходил с отцом на рыбный промысел. Только к двенадцати годам научился читать. Но говорят: ничто в жизни не проходит бесследно. Именно тяжелый труд развил в нём физическую силу, выносливость, находчивость и смелость; а плавание в дальние края, где он любовался северным сиянием и видел, как добывают соль и алмазы и как строят корабли, породило безмерную любознательность. Физическая и нравственная закалка помогла юноше впоследствии преодолеть бесчисленные трудности на жизненном пути.
Детская страсть к знаниям определила дальнейшую судьбу будущего учёного. Вопреки желанию отца, считавшего, что его сыну достаточно умения читать и писать, четырнадцатилетний подросток самостоятельно изучает грамматику и арифметику. Какое упорство! Какая жажда знаний!
Стремление во что бы то ни стало овладеть науками, дающими возможность господствовать над природой и управлять её законами, подтолкнуло молодого человека к бегству из родного гнезда и заставило пройти по тернистой дороге жизни, где он лицом к лицу встретился с нуждой и лишениями: жил на три копейки в день, питаясь только иногда хлебом и квасом, занимаясь без устали днём и ночью. Просто поражаешься целеустремлённости и настойчивости этого человека! За год учебы в духовной академии, куда он был принят благодаря врождённой смекалке (выдал себя за дворянского сына), прошёл курс трех классов и овладел латинским, греческим, церковнославянским и древнерусским языками. И только через четыре года судьба «улыбнулась» ему. Ломоносов справедливо был признан одним из способнейших учеников и послан в Петербург в университет при Академии наук, а оттуда вскоре направлен был в Германию, где овладел всеми достижениями современной ему научной мысли.
После возвращения на родину он работал в Академии наук и был утверждён академиком, профессором химии. Необыкновенная природная одаренность, соединенная с титаническим трудом, воплотилась в универсальности его таланта. К тому времени он блестяще развернул свою научную деятельность, многогранностью которой восхищаются все до сих пор. Он химик и физик, историк и философ, поэт и художник, лингвист и литературовед ... И кроме того, мудрый педагог!
Трудно перечислить все вопросы, исследованием которых занимался М. В. Ломоносов. Им написаны работы и по геологии, и по металлургии, и по метеорологии. Везде этот человек сказал своё слово, сделал важные открытия. Поразительны его широта, глубина и всесторонность научных интересов. Скажите, не в этом ли состоит гениальность сына земли русской! Кто может перевесить чашу величия этого человека?.. Никто!.. И это лишь только в науке.
Общественная деятельность Михаила Васильевича Ломоносова представлена организаторской работой в просвещении. Огромные заслуги учёного сделали его великим сыном России. По его инициативе и по его проекту в 1755 году был основан Московский университет. Им же была составлена программа и разработана внутренняя структура университета. Неоценимый вклад внёс Ломоносов в дело подготовки кадров. Первыми профессорами этого учебного заведения были его же ученики.
Михаил Васильевич знал, что могущество государства определяется уровнем культуры. Как реформатор, он поставил перед собой задачу — очистить родной язык, раскрыть его богатства и развить русский литературный язык на народной основе. Его «Русская грамматика» стала первым учебником науки о языке.
Велика также роль Ломоносова в развитии отечественной литературы. Именно он впервые выдвинул требования о единстве формы и содержания, обосновал принцип идейности и утвердил новую систему стихосложения. О величии Ломоносова-поэта свидетельствует тематическое и жанровое разнообразие его произведений. Известны его оды и лирические стихотворения, басни и эпиграммы. В «Оде на взятие Хотина» он воздаёт хвалу войску русскому:
Шумит с ручьями бор и дол:
Победа, росская победа!
Летает слава в тьме ночной,
Звучит во всех землях трубой,
Коль росская ужасна сила.
В цикле стихов «Разговор с Анакреоном» подводит итог своему поэтическому творчеству и завещает русским поэтам служить Отечеству:
Изобрази Россию мне,
Изобрази ей возраст зрелой
И вид в довольствии весёлой,
Отрады ясность по челу
И вознесённую главу.
Особое место в художественном наследии занимает тема процветания наук. В «Оде на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны» автор приветствует её как поборницу просвещения, преемницу лучших традиций Великого Петра. Поэт славит «тишину», т.е. мирное состояние государства, как лучшее время для развития наук, как залог народного счастья, обеспечить которое можно только упорным трудом, целеустремленностью и глубиной знаний. Ломоносов верит,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
Подумать только, какая вера в потенциал русского народа!
Английский историк Д. Бернал отметил, что развитие науки в России, общий подъём русской культуры стали «делом всей жизни интеллектуального титана XVIII столетия Михаила Ломоносова» . Добавим к этому, что яркость и независимость ума, бескорыстная и созидательная деятельность сделали его не только универсальным гением, но и любимым сыном русского народа.
Как ни парадоксально, но факт остаётся фактом. Жизнь великих людей — это всегда борьба. Ломоносовская программа развития наук во благо народа вызвала ненависть царедворцев и реакционного духовенства. Эти силы однажды даже добились ареста учёного. Но и тогда он продолжал заниматься наукой.
Судьба Михаила Васильевича, как и всех гениев, трагична. Жизненные трудности подорвали могучее здоровье ученого. Он умер в расцвете творческих сил, в возрасте пятидесяти четырёх лет.
У каждого человека своя судьба. Она может быть трудной или лёгкой, яркой или бесцветной, счастливой или горькой. Так, какой же была судьба Ломоносова?.. Наверное, всё-таки счастливой. Он достиг того, чего хотел, к чему стремился.
Начало третьего тысячелетия... Россия! Где твоя былая мощь и слава?.. Назови достойных преемников, которые смогли бы поднять тебя с колен и вознести до небес. И чтоб величие твоё, завоёванное на ниве житейского бытия, было вечным и неугасаемым, потому что во имя твоего процветания рождён был на русской земле твой преданный сын и гигант мировой науки. И сегодня, как никогда, актуально звучит призыв Михаила Васильевича Ломоносова к действию, к служению Отчизне:
О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Дерзайте...