A+ A A-

Великий сын России (жизнь, деятельность, судьба)

Итоговое сочинение о М. В. Ломоносове.

Россия... Великая Россия! ... Кто тебя сделал такой?.. Разве не князь Игорь тебя сотворил?.. Не Ярослав ли Мудрый тебя просветил?.. Да и не Петр ли Первый «окно в Европу прорубил?.. Гордись, Русская земля, своими сынами! Во все времена природа-мать посылала тебе людей, предназначе­нием которых было служить тебе верой и правдой. В нужный момент всегда появлялась такая лич­ность, которая становилась магнитом притяжения, объединяя вокруг себя лучших и становясь центром передовых идей. Среди громких имён особое место принадлежит великому Ломоносову, посвятивше­му свою жизнь науке, просвещению и культуре, идеи и открытия которого обогнали время на целый век и сделали Русь научно независимой.

Время летит. Одно поколение сменяется другим. Многое кануло в Лету. Но имя Ломоносова будет жить вечно. В честь его назван выдающийся храм науки — Московский университет. Улицы и пло­щади носят его имя. На берегу Финского залива даже есть город Ломоносов. И это не случайно.

В 1912 году президент Американского химиче­ского общества профессор А. Смит сказал: «... в лице Ломоносова к ограниченному кругу великих людей всего мира прибавился химик первой величины, личность удивительной мощи и разносторонности». Не правда ли, как приятно и лестно слышать, что сын земли Русской всемирно признан, что слава его не имеет границ! И больше всего удивляешься тому, что этот исполин науки вышел из семьи рыбака-кре­стьянина. Жизнь мальчика была ничем не приме­чательна. С ранних лет он ходил с отцом на рыбный промысел. Только к двенадцати годам научился читать. Но говорят: ничто в жизни не проходит бес­следно. Именно тяжелый труд развил в нём физиче­скую силу, выносливость, находчивость и смелость; а плавание в дальние края, где он любовался север­ным сиянием и видел, как добывают соль и алмазы и как строят корабли, породило безмерную любо­знательность. Физическая и нравственная закалка помогла юноше впоследствии преодолеть бесчислен­ные трудности на жизненном пути.

Детская страсть к знаниям определила дальней­шую судьбу будущего учёного. Вопреки желанию отца, считавшего, что его сыну достаточно умения читать и писать, четырнадцатилетний подросток самостоятельно изучает грамматику и арифмети­ку. Какое упорство! Какая жажда знаний!

Стремление во что бы то ни стало овладеть наука­ми, дающими возможность господствовать над при­родой и управлять её законами, подтолкнуло моло­дого человека к бегству из родного гнезда и застави­ло пройти по тернистой дороге жизни, где он лицом к лицу встретился с нуждой и лишениями: жил на три копейки в день, питаясь только иногда хлебом и квасом, занимаясь без устали днём и ночью. Просто поражаешься целеустремлённости и настойчивости этого человека! За год учебы в духовной академии, куда он был принят благодаря врождённой смекалке (выдал себя за дворянского сына), прошёл курс трех классов и овладел латинским, греческим, церков­нославянским и древнерусским языками. И только через четыре года судьба «улыбнулась» ему. Ломо­носов справедливо был признан одним из способней­ших учеников и послан в Петербург в университет при Академии наук, а оттуда вскоре направлен был в Германию, где овладел всеми достижениями совре­менной ему научной мысли.

После возвращения на родину он работал в Ака­демии наук и был утверждён академиком, профес­сором химии. Необыкновенная природная одарен­ность, соединенная с титаническим трудом, во­плотилась в универсальности его таланта. К тому времени он блестяще развернул свою научную деятельность, многогранностью которой восхища­ются все до сих пор. Он химик и физик, историк и философ, поэт и художник, лингвист и литерату­ровед ... И кроме того, мудрый педагог!

Трудно перечислить все вопросы, исследова­нием которых занимался М. В. Ломоносов. Им на­писаны работы и по геологии, и по металлургии, и по метеорологии. Везде этот человек сказал своё слово, сделал важные открытия. Поразительны его широта, глубина и всесторонность научных интересов. Скажите, не в этом ли состоит гениаль­ность сына земли русской! Кто может перевесить чашу величия этого человека?.. Никто!.. И это лишь только в науке.

Общественная деятельность Михаила Василье­вича Ломоносова представлена организаторской работой в просвещении. Огромные заслуги учёно­го сделали его великим сыном России. По его ини­циативе и по его проекту в 1755 году был основан Московский университет. Им же была составлена программа и разработана внутренняя структура университета. Неоценимый вклад внёс Ломоносов в дело подготовки кадров. Первыми профессорами этого учебного заведения были его же ученики.

Михаил Васильевич знал, что могущество госу­дарства определяется уровнем культуры. Как ре­форматор, он поставил перед собой задачу — очис­тить родной язык, раскрыть его богатства и развить русский литературный язык на народной основе. Его «Русская грамматика» стала первым учебни­ком науки о языке.

Велика также роль Ломоносова в развитии отече­ственной литературы. Именно он впервые выдвинул требования о единстве формы и содержания, обосно­вал принцип идейности и утвердил новую систему стихосложения. О величии Ломоносова-поэта сви­детельствует тематическое и жанровое разнообразие его произведений. Известны его оды и лирические стихотворения, басни и эпиграммы. В «Оде на взя­тие Хотина» он воздаёт хвалу войску русскому:

Шумит с ручьями бор и дол:

Победа, росская победа!

Летает слава в тьме ночной,

Звучит во всех землях трубой,

Коль росская ужасна сила.

В цикле стихов «Разговор с Анакреоном» под­водит итог своему поэтическому творчеству и заве­щает русским поэтам служить Отечеству:

Изобрази Россию мне,

Изобрази ей возраст зрелой

И вид в довольствии весёлой,

Отрады ясность по челу

И вознесённую главу.

Особое место в художественном наследии зани­мает тема процветания наук. В «Оде на день восше­ствия на престол императрицы Елисаветы Петров­ны» автор приветствует её как поборницу просве­щения, преемницу лучших традиций Великого Пе­тра. Поэт славит «тишину», т.е. мирное состояние государства, как лучшее время для развития наук, как залог народного счастья, обеспечить которое можно только упорным трудом, целеустремленно­стью и глубиной знаний. Ломоносов верит,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

Подумать только, какая вера в потенциал рус­ского народа!

Английский историк Д. Бернал отметил, что развитие науки в России, общий подъём рус­ской культуры стали «делом всей жизни интел­лектуального титана XVIII столетия Михаила Ло­моносова» . Добавим к этому, что яркость и незави­симость ума, бескорыстная и созидательная дея­тельность сделали его не только универсальным гением, но и любимым сыном русского народа.

Как ни парадоксально, но факт остаётся фак­том. Жизнь великих людей — это всегда борьба. Ломоносовская программа развития наук во благо народа вызвала ненависть царедворцев и реакци­онного духовенства. Эти силы однажды даже до­бились ареста учёного. Но и тогда он продолжал заниматься наукой.

Судьба Михаила Васильевича, как и всех ге­ниев, трагична. Жизненные трудности подорвали могучее здоровье ученого. Он умер в расцвете твор­ческих сил, в возрасте пятидесяти четырёх лет.

У каждого человека своя судьба. Она может быть трудной или лёгкой, яркой или бесцветной, счастливой или горькой. Так, какой же была судь­ба Ломоносова?.. Наверное, всё-таки счастливой. Он достиг того, чего хотел, к чему стремился.

Начало третьего тысячелетия... Россия! Где твоя былая мощь и слава?.. Назови достойных пре­емников, которые смогли бы поднять тебя с колен и вознести до небес. И чтоб величие твоё, завоёван­ное на ниве житейского бытия, было вечным и не­угасаемым, потому что во имя твоего процветания рождён был на русской земле твой преданный сын и гигант мировой науки. И сегодня, как никогда, актуально звучит призыв Михаила Васильевича Ломоносова к действию, к служению Отчизне:

О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Дерзайте...

 

  • Итоговое сочинение по литературе

    • «Восславим женщину-Мать, чья любовь не знает преград» (М. Горький) (791)

      Итоговое сочинение о материнской доброте. Материнское сердце ... Сколько счастливых и горьких минут пришлось тебе пережить! Первый крик новорождённого, первое слово «мама», пер­вые шаги, первые радости и неудачи. Ты такое маленькое, но сильное, ранимое, но тер­пеливое и понимающее ... О судьбе матери, о её любящем сердце расска­зывается в повести В. Токаревой «Я...

      Подробнее...

    • «Ещё народу русскому пределов не поставлено — пред ним широкий путь» (Н. А. Некрасов) (952)

      Итоговое сочинение о жизненной силе русского народа, обусловившей правильный выбор героев в тяжёлых ситуациях. Жизненный путь... Каким он должен быть?.. Как кажется прямым и без ухабов. Однако такое встретишь нечасто. Как правило, человек подвер­жен всякого рода испытаниям и выбору. Кстати, русские люди чётко знают свою цель и видят доро­гу к её достижению, закаляя по...

      Подробнее...

    • «О времена, о нравы!» (Марк Туллий Цицерон) (638)

      Итоговое сочинение о проблеме зависимости личности от времени и существующих традиций. Время... Что это за сила, главенствующая над человеком и диктующая ему свои порядки? Мно­гим людям кажется, что имеют власть над ним. Но всё же практика показывает: время держит всех в «строгих» рамках, причём в соответствии с вековыми традициями. Оно неподвластно...

      Подробнее...

    • А.Н. Островский «Гроза». Проблема взаимоотношений родителей и детей (789)

      Конфликт поколений: Каба­ниха и Дикой (родители) — Тихон, Варвара, Кудряш, Борис, Катерина («дети»). Старшее поколение живёт по патриархальным, веками сложившимся устоям. Взгля­ды «тёмного царства»: —         основа семейных отноше­ний — страх младших перед старшими, жены перед му­жем;   - безропотное повиновение «детей» «родителям», соблю­дение домостроевских пра­вил,...

      Подробнее...

    • А.Н. Островский «Гроза». Проблема нравственного выбора (1212)

      Катерина — сильная и яркая личность, способная пойти на открытый конфликт с «тёмным царством». Кате­рине претит насилие и ду­ховная несвобода, которая её окружает. Она стремится к свободе проявления лучших человеческих чувств. В отли­чие от Кабанихи и Дикого, Варвары и др., для Катерины слова «благочестие», «вера», «честь» не пустые звуки. Она...

      Подробнее...

    • А.П. Чехов и его творчество. Итоговое сочинение (909)

      А. П. Чехов... Это личность, значимость кото­рой признана не только у нас в стране, но и за рубе­жом. На протяжении многих десятков лет интерес к творчеству писателя имеет постоянный и устой­чивый характер, потому что изображенная им дей­ствительность и различные характеры — это прав­да жизни, воспроизведенная кратко, деликатно, образно, языком...

      Подробнее...

    • А.С. Грибоедов «Горе от ума». Проблема взаимоотношения поколений (839)

      В комедии изображаются два поколения — старшее (эпохи Екатерины II) и мо­лодое (эпохи Александра I). Старшее поколение — кон­серваторы, рисуются сатири­ческими красками (Фамусов, Хлёстова), им свойственны общественные пороки (бю­рократизм, кумовство, не­терпимость ко всему новому, чинопочитание). Молодое поколение изображается по-разному: с...

      Подробнее...

    • Анализ стихотворения А. С. Пушкина «...Вновь я посетил...». (652)

      И сам, покорный общему закону, Переменился я ... А. Пушкин Жизнь... Что это такое?.. Временна ли она на нашей Земле или бесконечна?.. Вот два глав­ных вопроса, которые интересовали человечество всегда. Оригинальное суждение о жизни как фило­софской категории мы находим в стихотворении А. С. Пушкина «...Вновь я посетил...», представля­ющем собой итоговое раздумье поэта о своей...

      Подробнее...

    • Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза» (883)

      Нет, моего к тебе пристрастья Я скрыть не в силах, мать-земля! Ф. И. Тютчев Наверное, каждый человек задумывался над тем: что тленно, а что вечно в нашей жизни? И, по­жалуй, никто сразу не мог дать обстоятельный от­вет на такой, казалось бы, простой и в то же время необыкновенно сложный вопрос. И это, действи­тельно, так. Подобная проблема всегда занимала умы...

      Подробнее...

    • Великий сын России (жизнь, деятельность, судьба) (725)

      Итоговое сочинение о М. В. Ломоносове. Россия... Великая Россия! ... Кто тебя сделал такой?.. Разве не князь Игорь тебя сотворил?.. Не Ярослав ли Мудрый тебя просветил?.. Да и не Петр ли Первый «окно в Европу прорубил?.. Гордись, Русская земля, своими сынами! Во все времена природа-мать посылала тебе людей, предназначе­нием которых было служить тебе верой и...

      Подробнее...