А. П. Чехов... Это личность, значимость которой признана не только у нас в стране, но и за рубежом. На протяжении многих десятков лет интерес к творчеству писателя имеет постоянный и устойчивый характер, потому что изображенная им действительность и различные характеры — это правда жизни, воспроизведенная кратко, деликатно, образно, языком народным, понятным каждому представителю общества.
Жизнь движется вперёд и совершенствуется всё, однако в развитии человека до сих пор не искоренены низменные черты характера: лживость, лицемерие, чванство и многие другие, — наверное, потому, что люди не видят себя со стороны, поскольку не читают классику, которая представляет собой зеркальное отражение каждого из нас.
Герои произведений Чехова — это представители разных социальных групп (извозчики, кухарки, учителя, врачи и др.), т.е. писателю были интересны люди всей России, особенно средней её полосы. Однако хочется обратить внимание на произведения, действия которых происходили на Дону. Это рассказы «Печенег» и «Казак».
Кстати, Чехов обычно публично не высказывался о казаках, но в различных беседах касался этого вопроса, критически оценивая уровень их культуры. Ему было больно видеть, что на донской земле, где созданы все условия для широкой культуры, царило полное невежество, причём оно исходило из правящей офицерской среды. Рассказ «Печенег» именно об этом.
Главный герой рассказа — отставной казачий офицер Жмухин. Это нудный, замкнутый в себе, доморощенный философ, который от безделья размышляет по пустякам. Он равнодушен к окружающему миру, в воспитании своих сыновей не принимает никакого участия, а женщину, вообще говоря, не считает за человека. А ведь для этнической культуры донского казачество, казачка — это мать и жена, являвшаяся стержнем семьи, на котором держится дом. Именно такой и была жена Жмухина.
Как видим, Чехов бичует такие пороки, как безделье, презрительное отношение к женщине, даже к собственной жене, бескультурье, дикость и грубость.
Всем известно: бездушие и несправедливость — главные показатели низкого уровня развитости совести, а ведь совесть — это основа построения добрых и уважительных отношений между людьми. Так, в рассказе «Казак» главным героем является бердянский мещанин Максим Торчаков (арендатор донской земли), который переживает по поводу свершившейся несправедливости к больному казаку. Дело в том, что жена Торчакова не позволила отрезать кусок кулича, чтобы в светлый день Пасхи разговелся раненый служивый человек, встретившийся им в степи. Низкий поступок женщины обусловлен её ограниченностью и царящими предрассудками (по её мнению, не дело в степи разговляться, это «грех» и «не порядок»). А ведь на самом деле грех — не поделиться куском хлеба с больным. Любопытно, как бы себя повела эта женщин, если на месте служивого оказался кто-то из её близких? Наверное, точно так же.
Чехов констатирует, что Максим Торчаков так и не смог пережить случившегося, он стал укорять свою жену в недобром отношении к людям. Он был уверен в том, что отсутствие в ней милосердия явилось главной причиной дальнейшего разорения их хозяйства.
Итак, из-за мелочного поступка, который высветил негативные качества характера женщины, разрушен семейный очаг.
Таким образом, данные рассказы А. П. Чехова заставляют обратить внимание, прежде всего, на себя с целью контроля за собственным поведением и выработки человеческого достоинства. И не случайно М. Горький говорил о великом писателе, что это лучший друг, поскольку он «умный», «беспристрастный» и «правдивый».