Итоговое сочинение об отношению к природе.
Природа
И мудра, и терпелива,
Но, люди, люди,
Надо же понять:
Ей, как на фронте,
В случае прорыва
Приходится на флангах
Отступать...
В. Фёдоров
Люди, прислушайтесь!.. Стонет Земля! Вздыхает тяжело природа!..
Разумный человек, остановись! Ведь ты частичка окружающего мира. Всем известно, что человеческое общество может существовать только в постоянном взаимодействии с природой. Испокон веков наши предки заботились и о животных, и о растениях, бережно относились и к земле, и к лесу, но сегодня почему-то обращаются безнравственно и жестоко со всем, что окружает их. Наверное, забыли о том, что природа представляет собой единый комплекс взаимосвязанных явлений, что она живой организм, который ждёт внимания и милосердия к себе, а не презрения и равнодушия.
Повесть В. Распутина «Прощание с Матёрой» — призыв повернуться лицом к природе, быть её созидателем. Автор хочет пробудить в человеке разум и добрые чувства, заставить его задуматься о последствиях своих деяний. Ёмкое название произведения заключает в себе сложную метафору жизни: это не только прощание с конкретной землёй, но и возможное впоследствии расставание человечества с жизнью.
В основе повести конкретный бытовой сюжет. Старинная сибирская деревня Матёра, стоящая на острове посреди Ангары, попадает в зону затопления, так как на реке будут строить гидроэлектростанцию. Автор пишет, что наступила «в своём нескончаемом ряду» весна, но «последняя» для этой земли, кормившей людей несколько столетий (никто не помнит, как возник остров, но помнят, что всегда всего хватало всем). Природа пытается сопротивляться насилию человека. Борется за жизнь «царский листвень». Его пытались срубить — отскакивали топоры, как от железа, спилить — не брали пилы, поджечь — но и огонь долго не мог разгореться. «Царский листвень» продолжал властвовать над всем вокруг. Но вокруг было уже пусто: человек сильнее природы. И, как её господин, он сжигает величественное дерево. Остров должен быть очищен полностью: впоследствии он станет дном большого озера, по которому поплывут суда и теплоходы с иностранными туристами.
Всё просчитано: и любование красотами, и выгода от иностранного туризма. «Деловому» человеку не до того, что погибает земля-кормилица, ведь речь идёт о сиюминутной выгоде. И автор сокрушённо восклицает: «Какая земля будет затоплена! Самая лучшая, веками ухоженная и удобренная дедами и прадедами». После этих слов невольно делаешься участником событий далёкой сибирской деревни, возмущённо спрашивая: по какому праву уничтожается то, что создано Богом?
Распутин не противник научно-технического прогресса. Он сторонник серьёзного и вдумчивого отношения к природе. Позицию пассивного созерцателя автор не может занять, ведь на глазах исчезают с карты Сибири целые селения. И его героиня Дарья, убежденная в своей правоте, не молчит. Она борется с теми, кто разоряет кладбище, строго осуждает и суетность современных людей, и недальновидность администраторов-бюрократов, и безразличие молодежи к отцовским традициям. Но, очевидно, пережить «бандитский разгром» родного гнезда старуха никогда не сможет. Проплакавшись, она приказала себе не ронять больше ни одной слезы, решила умереть вместе с островом: «Пусть жгут вместе с избой».
Яркий, впечатляющий образ деревенской старухи заставляет задуматься о многом: о памяти, о совести, о жизни вообще.
Повесть Распутина «Прощание с Матёрой» — напоминание людям о том, что они дети природы, разрушение которой приведёт к гибели всего живого. И не случайно использовал автор одно и то же название и для деревни, и для острова. Слово «Матёра» имеет тот же корень, что и слово «мать». А уничтожить мать — это все равно, что уничтожить жизнь.
Как и Валентин Распутин, Виктор Астафьев в своей книге «Царь-рыба» надеется на гуманное отношение человека к природе.
Когда-нибудь придёт в тайгу землянин без ружья, Попробует дослушать и понять все песни И, может быть, узнает с горькой мукой, Как неразумен был и часто дик он ...
По мнению писателя, настоящий хозяин земли не должен убивать птиц. Для него они «мирные, безоружные посланцы», которые стараются «песнею своей внушить любовь и доброту ко всякому живому существу».
С горечью замечает автор о том, что потребительское отношение к природе может обернуться трагедией для самого человека, который даже и не предполагает:
... что там, в глуби небесных океанов,
В иных мирах, возьмут да нас, землян,
Вдруг глухарями посчитают
И встретят выстрелами в грудь ...
Известно, что содеянное зло не может оставаться безнаказанным, так как в природе всё взаимосвязано и взаимообусловлено.
В унисон размышлениям писателя Астафьева поведал страшную историю Чингиз Айтматов в романе «Плаха». Человек разрушил жизнь в саванне ради своих корыстных целей. Отстрел сайгаков ведется для выполнения плана мясосдачи. В ход пущены все разрушительные достижения разума человеческого. Вертолетами гнали стада сайгаков, с «вездеходов-уазиков» расстреливали их на ходу из автоматов.
Чрезвычайно редкая порода волков оказалась на пути всесокрушающего потока. Хищники спасались вместе со своими жертвами сайгаками, уходя бок о бок от общей опасности. Моюнкумская облава погубила первенцев редкой породы волков. Второй выводок снова постигло несчастье: загорелись камыши во время добычи дефицитного сырья вокруг озера Алдаш. Стереть с лица Земли прекрасное озеро и поджечь древние камыши для человека-потребителя всего лишь пустяк, ведь речь идёт о драгоценных залежах, и ради этого он выпотрошит весь земной шар.
На страницах романа история жизни этой уникальной пары животных трагична. Третья отчаянная попытка волков продолжить свой род завершилась ещё более страшной трагедией. Пьяница Базарбай разбил последнюю надежду волчицы Ак- бары, забрав её детёныша. И миг расплаты за содеянное зло для человека был ужасен. Неистраченное материнское начало волчицы привело её к краже человеческого дитяти. В отчаянной погоне за ней Бостон, отец ребёнка, стреляет в хищницу — и мир померк. Перед глазами ужасное зрелище: завалившаяся на бок волчица, а рядом с ней бездыханный, с простреленною грудью малыш.
Для Бостона наступил конец света...
Страшно воочию представить драматические картины судеб героев произведений. Разрушение природного мира обернулось катастрофой для самого человека.
Писатели-современники стараются достучаться до сердец людских, призывая беречь природу — мать всего живого на Земле. И Валентин Распутин (« Прощание с Матёрой », « Пожар »), и Виктор Астафьев («Царь-рыба»), и Чингиз Айтматов («Белый пароход», «Плаха»), и Борис Васильев («Не стреляйте в белых лебедей») уверены в том, что жизнь можно спасти. Надо только остановиться, посмотреть и увидеть красоту мира в его единстве и многообразии. И не нужно разрушать вековую гармонию природы с человеком. Не нужно губить землю-кормилицу, уничтожать леса: они «лёгкие планеты»; стрелять в «белых» лебедей: «они ведь украшение жизни». Нужно быть всегда добрыми и разумными, ибо зло порождает зло.