A+ A A-

Писатели поистине защитники природы

 

Итоговое сочинение об отношению к природе.

Природа

загрузка...

И мудра, и терпелива,

Но, люди, люди,

Надо же понять:

Ей, как на фронте,

В случае прорыва

Приходится на флангах

Отступать...

В. Фёдоров

Люди, прислушайтесь!.. Стонет Земля! Вздыха­ет тяжело природа!..

Разумный человек, остановись! Ведь ты частич­ка окружающего мира. Всем известно, что челове­ческое общество может существовать только в по­стоянном взаимодействии с природой. Испокон ве­ков наши предки заботились и о животных, и о рас­тениях, бережно относились и к земле, и к лесу, но сегодня почему-то обращаются безнравственно и жестоко со всем, что окружает их. Наверное, за­были о том, что природа представляет собой еди­ный комплекс взаимосвязанных явлений, что она живой организм, который ждёт внимания и мило­сердия к себе, а не презрения и равнодушия.

Повесть В. Распутина «Прощание с Матёрой» — призыв повернуться лицом к природе, быть её сози­дателем. Автор хочет пробудить в человеке разум и добрые чувства, заставить его задуматься о по­следствиях своих деяний. Ёмкое название произ­ведения заключает в себе сложную метафору жиз­ни: это не только прощание с конкретной землёй, но и возможное впоследствии расставание челове­чества с жизнью.

В основе повести конкретный бытовой сюжет. Старинная сибирская деревня Матёра, стоящая на острове посреди Ангары, попадает в зону за­топления, так как на реке будут строить гидро­электростанцию. Автор пишет, что наступила «в своём нескончаемом ряду» весна, но «послед­няя» для этой земли, кормившей людей несколь­ко столетий (никто не помнит, как возник остров, но помнят, что всегда всего хватало всем). Природа пытается сопротивляться насилию человека. Бо­рется за жизнь «царский листвень». Его пытались срубить — отскакивали топоры, как от железа, спилить — не брали пилы, поджечь — но и огонь долго не мог разгореться. «Царский листвень» продолжал властвовать над всем вокруг. Но во­круг было уже пусто: человек сильнее природы. И, как её господин, он сжигает величественное де­рево. Остров должен быть очищен полностью: впо­следствии он станет дном большого озера, по кото­рому поплывут суда и теплоходы с иностранными туристами.

Всё просчитано: и любование красотами, и вы­года от иностранного туризма. «Деловому» челове­ку не до того, что погибает земля-кормилица, ведь речь идёт о сиюминутной выгоде. И автор сокру­шённо восклицает: «Какая земля будет затоплена! Самая лучшая, веками ухоженная и удобренная дедами и прадедами». После этих слов невольно делаешься участником событий далёкой сибир­ской деревни, возмущённо спрашивая: по какому праву уничтожается то, что создано Богом?

Распутин не противник научно-технического прогресса. Он сторонник серьёзного и вдумчивого отношения к природе. Позицию пассивного созер­цателя автор не может занять, ведь на глазах исче­зают с карты Сибири целые селения. И его герои­ня Дарья, убежденная в своей правоте, не мол­чит. Она борется с теми, кто разоряет кладбище, строго осуждает и суетность современных людей, и недальновидность администраторов-бюрокра­тов, и безразличие молодежи к отцовским тради­циям. Но, очевидно, пережить «бандитский разг­ром» родного гнезда старуха никогда не сможет. Проплакавшись, она приказала себе не ронять больше ни одной слезы, решила умереть вместе с островом: «Пусть жгут вместе с избой».

Яркий, впечатляющий образ деревенской ста­рухи заставляет задуматься о многом: о памяти, о совести, о жизни вообще.

Повесть Распутина «Прощание с Матёрой» — напоминание людям о том, что они дети приро­ды, разрушение которой приведёт к гибели всего живого. И не случайно использовал автор одно и то же название и для деревни, и для острова. Слово «Матёра» имеет тот же корень, что и сло­во «мать». А уничтожить мать — это все равно, что уничтожить жизнь.

Как и Валентин Распутин, Виктор Астафьев в своей книге «Царь-рыба» надеется на гуманное отношение человека к природе.

Когда-нибудь придёт в тайгу землянин без ружья, Попробует дослушать и понять все песни И, может быть, узнает с горькой мукой, Как неразумен был и часто дик он ...

По мнению писателя, настоящий хозяин земли не должен убивать птиц. Для него они «мирные, безоружные посланцы», которые стараются «пес­нею своей внушить любовь и доброту ко всякому живому существу».

С горечью замечает автор о том, что потреби­тельское отношение к природе может обернуть­ся трагедией для самого человека, который даже и не предполагает:

... что там, в глуби небесных океанов,

В иных мирах, возьмут да нас, землян,

Вдруг глухарями посчитают

И встретят выстрелами в грудь ...

Известно, что содеянное зло не может оставать­ся безнаказанным, так как в природе всё взаимос­вязано и взаимообусловлено.

В унисон размышлениям писателя Астафьева поведал страшную историю Чингиз Айтматов в ро­мане «Плаха». Человек разрушил жизнь в саван­не ради своих корыстных целей. Отстрел сайгаков ведется для выполнения плана мясосдачи. В ход пущены все разрушительные достижения разума человеческого. Вертолетами гнали стада сайгаков, с «вездеходов-уазиков» расстреливали их на ходу из автоматов.

Чрезвычайно редкая порода волков оказалась на пути всесокрушающего потока. Хищники спа­сались вместе со своими жертвами сайгаками, ухо­дя бок о бок от общей опасности. Моюнкумская облава погубила первенцев редкой породы волков. Второй выводок снова постигло несчастье: загоре­лись камыши во время добычи дефицитного сырья вокруг озера Алдаш. Стереть с лица Земли прек­расное озеро и поджечь древние камыши для че­ловека-потребителя всего лишь пустяк, ведь речь идёт о драгоценных залежах, и ради этого он выпо­трошит весь земной шар.

На страницах романа история жизни этой уни­кальной пары животных трагична. Третья отчаян­ная попытка волков продолжить свой род завер­шилась ещё более страшной трагедией. Пьяница Базарбай разбил последнюю надежду волчицы Ак- бары, забрав её детёныша. И миг расплаты за соде­янное зло для человека был ужасен. Неистраченное материнское начало волчицы привело её к краже человеческого дитяти. В отчаянной погоне за ней Бостон, отец ребёнка, стреляет в хищницу — и мир померк. Перед глазами ужасное зрелище: завалив­шаяся на бок волчица, а рядом с ней бездыханный, с простреленною грудью малыш.

Для Бостона наступил конец света...

Страшно воочию представить драматические картины судеб героев произведений. Разрушение природного мира обернулось катастрофой для са­мого человека.

Писатели-современники стараются достучать­ся до сердец людских, призывая беречь природу — мать всего живого на Земле. И Валентин Распутин (« Прощание с Матёрой », « Пожар »), и Виктор Аста­фьев («Царь-рыба»), и Чингиз Айтматов («Белый пароход», «Плаха»), и Борис Васильев («Не стре­ляйте в белых лебедей») уверены в том, что жизнь можно спасти. Надо только остановиться, по­смотреть и увидеть красоту мира в его единстве и многообразии. И не нужно разрушать вековую гармонию природы с человеком. Не нужно губить землю-кормилицу, уничтожать леса: они «лёгкие планеты»; стрелять в «белых» лебедей: «они ведь украшение жизни». Нужно быть всегда добрыми и разумными, ибо зло порождает зло.