A+ A A-

Итоговое сочинение об отношении человека к природе

Экологическая угроза... Можно ли предотвра­тить катастрофу?.. Этот вопрос волнует не только учёных, политиков, но и публицистов и писателей, которые бьют в набат, сообщая о безнравственном отношении к природе и призывая все человечество осознать свои действия.

Известно, что в словах «природа», «рождение», «родство» имеется одна общая часть — «род», т.е. мы связаны в единое целое. Однако человек не задумывается об этом и часто наносит удар по звеньям единой природной цепи. Более того, он уничтожает то, что является основой его жиз­ни. Именно об этом рассказывается в повести В. Распутина «Прощание с Матёрой». Автор пока­зал, как в результате погони за выгодой (решение построить гидроэлектростанцию) человек уничто­жает то, что им не было создано, т.е. землю, кото­рая несколько столетий кормила и поила не одно поколение человечества. Печально, но с этой не­справедливостью борются лишь старики, которым дорого абсолютно всё: и могилы, и избы, и память о предках. А их дети и внуки равнодушны к ма­тушке-земле.

Кто виноват, что сейчас в забвении традиция бе­режного отношения к тому, что породило и вскор­мило? Ответ, конечно, прост. В условиях цивили­зации мы теряем нравственные качества, мы в по­гоне за прибылью забываем о последствиях, ко­торые может преподнести нам природа. И будет очень обидно, если ресурсов в дальнейшем не хва­тит будущим поколениям. А ведь кощунство чело­века не имеет предела. В этом плане показательна картина уничтожения «царского лиственя». Че­ловек объявил ему настоящую войну, используя различные средства. И хотя дерево безуспешно сопротивлялось, человек все-таки его сжёг, забыв о том, что он под ним скрывался от жары, возмож­но, встречался с друзьями и объяснялся с люби­мой. Ему глаза затмила выгода от туризма (остров станет дном судоходной реки, а дерево этому, есте­ственно, мешает).

загрузка...

Стоит обратить внимание на то, что человек, сознательно разрушая природу, не хочет замечать ее «выстрелы» (пусть и точечные) в него самого. К примеру, страшная трагедия настигла киргиз­скую семью из романа Чингиза Айтматова «Пла­ха», которая на самом деле прямого отношения не имела к судьбе редкой породы волков. У них волчица Акбара выкрала младенца лишь потому, что трижды по вине человека она теряет своё по­томство. Первый раз, когда в связи с выполнени­ем продовольственной программы отстреливали сайгаков в саванне. Тогда и хищники, и их жерт­вы спасались в одном потоке бегства от снарядов с воздуха и земли. Во второй раз детенышам уни­кальных самца и самки (занесенных в Красную книгу) не удаётся спастись от пожара, который учинил человек в результате добычи полезного ископаемого на чудном озере, где росли дивные камыши. И, наконец, третья попытка, как знаем, не увенчалась успехом. Пьяница забрал волчонка у одинокой волчицы (самец погиб), а ей надо было утолить «жажду материнства». Но увы!.. Не су­ждено! Погибла волчица, поскольку отец ребёнка пытался отбить младенца, но стал убийцей своей кровиночки. Не правда ли, поистине, кажется, наступил конец света?.. Гибнут несмышлёныши по вине «разумного» человека, извилины которо­го, видимо, выпрямились, поскольку легко и про­сто можно обогатится за счет природы.

Не зря в народе говорят: люби природу и тебе воздастся. Хочется добавить, чтобы нам не погиб­нуть, нужно поменять в корне отношение к окру­жающему нас растительному и животному миру, да и к самой земле, воде, поскольку мы единая цепь, звенья которой разрушать нельзя. И не слу­чайно прогрессивное человечество призывает нас гуманно относиться к тому, что дает не только нам жизнь, но и, хочется надеяться, последующим по­колениям.