A+ A A-

Итоговое сочинение о высоком жизненном предназначении человека

«Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чём-то более разумном и великом. Делайте добро!» (А. П. Чехов)

Разумное и великое... Что включают в себя эти два понятия?.. Как кажется, это две стороны од­ной и той же медали под названием «доброта», где разумные действия человека направлены чаще всего на реализацию благих намерений. На самом деле доброта не возникает на пустом месте, её фор­мирующим началом является жизненная позиция человека и его нравственные ориентиры, что и со­ставляет смысл жизни. В этом плане примечатель­ны произведения писателей Л. Бородина «Третья правда» и В. Токаревой «Я есть. Ты есть. Он есть».

Известно, что каждый человек хочет обрести счастье, однако не у всех это получается, потому что оно включает в себя все стороны нашего бытия. В жизни каждый из нас намечает какую-либо цель и выбирает путь к её осуществлению, т.е. опреде­ляет для себя смысл жизни. Так, герой Леонида Бородина Андриан Селиванов в результате долгого одиночества, хотя хулиганскими средствами (от­стреливая пушных зверей, ранил Рябинина), обре­тает друга, судьба которого становится всем смыс­лом жизни нашего героя.

Андриан Селиванов разумно подходит к реше­нию каждой проблемы Рябинина. Когда Рябини­на арестовали, он увозит в город его жену и дочку, спасая тем самым семью от возможных последую­щих репрессий. Более того, все двадцать пять лет (в период каторги Ивана Рябинина) он воспитывал его дочку, как свою собственную. Вот это уже и есть настоящее добро!.. Спас ребёнка и помог сироте. Кстати, на этом добрые дела Андриана не заканчи­ваются. Он, будучи раненным, понимает, что ему надо встать и поспешить на помощь еще и сыну Ря­бинина, который оказался на неправильном пути (он пьяница).

Как видим, смысл жизни человека состоит не в том, чтобы жить для себя, а в том, чтобы быть нужным другим, делая им добро.

Интересно заметить, что доброта включает в себя милосердие и сострадание. Именно эти каче­ства являют собой то «великое» и «разумное», бла­годаря которому люди живы. К примеру, главная героиня повести В. Токаревой «Я есть. Ты есть. Он есть» (мать Анна), несмотря на все несправед­ливые действия своей невестки Ирочки, в труд­ное время для неё (Ирочка после аварии в состоя­нии комы) становится и сиделкой, и спасителем, т.е. больной нужны были не руки врача, а руки заботливой матери. И свекровь сумела забыть все обиды, нанесенные ей невесткой, поскольку они ничто по сравнению с человеческой жизнью. В данном случае включенный во время разум ма­тери и её заботливое отношение вернули человека к жизни. Кроме того, сама Анна, пережив разлуку с сыном и его отдаление от больной жены, поняла, что заботиться надо не только о кровных родных, но и о тех, кто в этом нуждается, т.е. быть нужной и востребованной, быть опорой и стержнем семей­ного очага.

Таким образом, предназначение человека за­ключается не в удовлетворении каких-то собствен­ных интересов, а в нечто большем: в сочувствии и милосердии окружающим людям, в реальной по­мощи нуждающимся. Именно в этом и есть смысл жизни человека.

 

  • Итоговое сочинение по литературе

    • «Восславим женщину-Мать, чья любовь не знает преград» (М. Горький) (412)

      Итоговое сочинение о материнской доброте. Материнское сердце ... Сколько счастливых и горьких минут пришлось тебе пережить! Первый крик новорождённого, первое слово «мама», пер­вые шаги, первые радости и неудачи. Ты такое маленькое, но сильное, ранимое, но тер­пеливое и понимающее ... О судьбе матери, о её любящем сердце расска­зывается в повести В. Токаревой «Я...

      Подробнее...

    • «Ещё народу русскому пределов не поставлено — пред ним широкий путь» (Н. А. Некрасов) (533)

      Итоговое сочинение о жизненной силе русского народа, обусловившей правильный выбор героев в тяжёлых ситуациях. Жизненный путь... Каким он должен быть?.. Как кажется прямым и без ухабов. Однако такое встретишь нечасто. Как правило, человек подвер­жен всякого рода испытаниям и выбору. Кстати, русские люди чётко знают свою цель и видят доро­гу к её достижению, закаляя по...

      Подробнее...

    • «О времена, о нравы!» (Марк Туллий Цицерон) (398)

      Итоговое сочинение о проблеме зависимости личности от времени и существующих традиций. Время... Что это за сила, главенствующая над человеком и диктующая ему свои порядки? Мно­гим людям кажется, что имеют власть над ним. Но всё же практика показывает: время держит всех в «строгих» рамках, причём в соответствии с вековыми традициями. Оно неподвластно...

      Подробнее...

    • А.Н. Островский «Гроза». Проблема взаимоотношений родителей и детей (378)

      Конфликт поколений: Каба­ниха и Дикой (родители) — Тихон, Варвара, Кудряш, Борис, Катерина («дети»). Старшее поколение живёт по патриархальным, веками сложившимся устоям. Взгля­ды «тёмного царства»: —         основа семейных отноше­ний — страх младших перед старшими, жены перед му­жем;   - безропотное повиновение «детей» «родителям», соблю­дение домостроевских пра­вил,...

      Подробнее...

    • А.Н. Островский «Гроза». Проблема нравственного выбора (350)

      Катерина — сильная и яркая личность, способная пойти на открытый конфликт с «тёмным царством». Кате­рине претит насилие и ду­ховная несвобода, которая её окружает. Она стремится к свободе проявления лучших человеческих чувств. В отли­чие от Кабанихи и Дикого, Варвары и др., для Катерины слова «благочестие», «вера», «честь» не пустые звуки. Она...

      Подробнее...

    • А.П. Чехов и его творчество. Итоговое сочинение (431)

      А. П. Чехов... Это личность, значимость кото­рой признана не только у нас в стране, но и за рубе­жом. На протяжении многих десятков лет интерес к творчеству писателя имеет постоянный и устой­чивый характер, потому что изображенная им дей­ствительность и различные характеры — это прав­да жизни, воспроизведенная кратко, деликатно, образно, языком...

      Подробнее...

    • А.С. Грибоедов «Горе от ума». Проблема взаимоотношения поколений (431)

      В комедии изображаются два поколения — старшее (эпохи Екатерины II) и мо­лодое (эпохи Александра I). Старшее поколение — кон­серваторы, рисуются сатири­ческими красками (Фамусов, Хлёстова), им свойственны общественные пороки (бю­рократизм, кумовство, не­терпимость ко всему новому, чинопочитание). Молодое поколение изображается по-разному: с...

      Подробнее...

    • Анализ стихотворения А. С. Пушкина «...Вновь я посетил...». (370)

      И сам, покорный общему закону, Переменился я ... А. Пушкин Жизнь... Что это такое?.. Временна ли она на нашей Земле или бесконечна?.. Вот два глав­ных вопроса, которые интересовали человечество всегда. Оригинальное суждение о жизни как фило­софской категории мы находим в стихотворении А. С. Пушкина «...Вновь я посетил...», представля­ющем собой итоговое раздумье поэта о своей...

      Подробнее...

    • Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза» (533)

      Нет, моего к тебе пристрастья Я скрыть не в силах, мать-земля! Ф. И. Тютчев Наверное, каждый человек задумывался над тем: что тленно, а что вечно в нашей жизни? И, по­жалуй, никто сразу не мог дать обстоятельный от­вет на такой, казалось бы, простой и в то же время необыкновенно сложный вопрос. И это, действи­тельно, так. Подобная проблема всегда занимала умы...

      Подробнее...

    • Великий сын России (жизнь, деятельность, судьба) (393)

      Итоговое сочинение о М. В. Ломоносове. Россия... Великая Россия! ... Кто тебя сделал такой?.. Разве не князь Игорь тебя сотворил?.. Не Ярослав ли Мудрый тебя просветил?.. Да и не Петр ли Первый «окно в Европу прорубил?.. Гордись, Русская земля, своими сынами! Во все времена природа-мать посылала тебе людей, предназначе­нием которых было служить тебе верой и...

      Подробнее...