A+ A A-

Итоговое сочинение о высоком жизненном предназначении человека

«Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чём-то более разумном и великом. Делайте добро!» (А. П. Чехов)

Разумное и великое... Что включают в себя эти два понятия?.. Как кажется, это две стороны од­ной и той же медали под названием «доброта», где разумные действия человека направлены чаще всего на реализацию благих намерений. На самом деле доброта не возникает на пустом месте, её фор­мирующим началом является жизненная позиция человека и его нравственные ориентиры, что и со­ставляет смысл жизни. В этом плане примечатель­ны произведения писателей Л. Бородина «Третья правда» и В. Токаревой «Я есть. Ты есть. Он есть».

Известно, что каждый человек хочет обрести счастье, однако не у всех это получается, потому что оно включает в себя все стороны нашего бытия. В жизни каждый из нас намечает какую-либо цель и выбирает путь к её осуществлению, т.е. опреде­ляет для себя смысл жизни. Так, герой Леонида Бородина Андриан Селиванов в результате долгого одиночества, хотя хулиганскими средствами (от­стреливая пушных зверей, ранил Рябинина), обре­тает друга, судьба которого становится всем смыс­лом жизни нашего героя.

загрузка...

Андриан Селиванов разумно подходит к реше­нию каждой проблемы Рябинина. Когда Рябини­на арестовали, он увозит в город его жену и дочку, спасая тем самым семью от возможных последую­щих репрессий. Более того, все двадцать пять лет (в период каторги Ивана Рябинина) он воспитывал его дочку, как свою собственную. Вот это уже и есть настоящее добро!.. Спас ребёнка и помог сироте. Кстати, на этом добрые дела Андриана не заканчи­ваются. Он, будучи раненным, понимает, что ему надо встать и поспешить на помощь еще и сыну Ря­бинина, который оказался на неправильном пути (он пьяница).

Как видим, смысл жизни человека состоит не в том, чтобы жить для себя, а в том, чтобы быть нужным другим, делая им добро.

Интересно заметить, что доброта включает в себя милосердие и сострадание. Именно эти каче­ства являют собой то «великое» и «разумное», бла­годаря которому люди живы. К примеру, главная героиня повести В. Токаревой «Я есть. Ты есть. Он есть» (мать Анна), несмотря на все несправед­ливые действия своей невестки Ирочки, в труд­ное время для неё (Ирочка после аварии в состоя­нии комы) становится и сиделкой, и спасителем, т.е. больной нужны были не руки врача, а руки заботливой матери. И свекровь сумела забыть все обиды, нанесенные ей невесткой, поскольку они ничто по сравнению с человеческой жизнью. В данном случае включенный во время разум ма­тери и её заботливое отношение вернули человека к жизни. Кроме того, сама Анна, пережив разлуку с сыном и его отдаление от больной жены, поняла, что заботиться надо не только о кровных родных, но и о тех, кто в этом нуждается, т.е. быть нужной и востребованной, быть опорой и стержнем семей­ного очага.

Таким образом, предназначение человека за­ключается не в удовлетворении каких-то собствен­ных интересов, а в нечто большем: в сочувствии и милосердии окружающим людям, в реальной по­мощи нуждающимся. Именно в этом и есть смысл жизни человека.