«Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чём-то более разумном и великом. Делайте добро!» (А. П. Чехов)
Разумное и великое... Что включают в себя эти два понятия?.. Как кажется, это две стороны одной и той же медали под названием «доброта», где разумные действия человека направлены чаще всего на реализацию благих намерений. На самом деле доброта не возникает на пустом месте, её формирующим началом является жизненная позиция человека и его нравственные ориентиры, что и составляет смысл жизни. В этом плане примечательны произведения писателей Л. Бородина «Третья правда» и В. Токаревой «Я есть. Ты есть. Он есть».
Известно, что каждый человек хочет обрести счастье, однако не у всех это получается, потому что оно включает в себя все стороны нашего бытия. В жизни каждый из нас намечает какую-либо цель и выбирает путь к её осуществлению, т.е. определяет для себя смысл жизни. Так, герой Леонида Бородина Андриан Селиванов в результате долгого одиночества, хотя хулиганскими средствами (отстреливая пушных зверей, ранил Рябинина), обретает друга, судьба которого становится всем смыслом жизни нашего героя.
Андриан Селиванов разумно подходит к решению каждой проблемы Рябинина. Когда Рябинина арестовали, он увозит в город его жену и дочку, спасая тем самым семью от возможных последующих репрессий. Более того, все двадцать пять лет (в период каторги Ивана Рябинина) он воспитывал его дочку, как свою собственную. Вот это уже и есть настоящее добро!.. Спас ребёнка и помог сироте. Кстати, на этом добрые дела Андриана не заканчиваются. Он, будучи раненным, понимает, что ему надо встать и поспешить на помощь еще и сыну Рябинина, который оказался на неправильном пути (он пьяница).
Как видим, смысл жизни человека состоит не в том, чтобы жить для себя, а в том, чтобы быть нужным другим, делая им добро.
Интересно заметить, что доброта включает в себя милосердие и сострадание. Именно эти качества являют собой то «великое» и «разумное», благодаря которому люди живы. К примеру, главная героиня повести В. Токаревой «Я есть. Ты есть. Он есть» (мать Анна), несмотря на все несправедливые действия своей невестки Ирочки, в трудное время для неё (Ирочка после аварии в состоянии комы) становится и сиделкой, и спасителем, т.е. больной нужны были не руки врача, а руки заботливой матери. И свекровь сумела забыть все обиды, нанесенные ей невесткой, поскольку они ничто по сравнению с человеческой жизнью. В данном случае включенный во время разум матери и её заботливое отношение вернули человека к жизни. Кроме того, сама Анна, пережив разлуку с сыном и его отдаление от больной жены, поняла, что заботиться надо не только о кровных родных, но и о тех, кто в этом нуждается, т.е. быть нужной и востребованной, быть опорой и стержнем семейного очага.
Таким образом, предназначение человека заключается не в удовлетворении каких-то собственных интересов, а в нечто большем: в сочувствии и милосердии окружающим людям, в реальной помощи нуждающимся. Именно в этом и есть смысл жизни человека.