A+ A A-

Общие рекомендации при написании сочинения-рассуждения по предложенному на ЕГЭ тексту

Чтобы продемонстрировать все умения и навы­ки при написании сочинения-рассуждения по пред­ложенному тексту, нужно:

—   рассмотреть материал в контексте современ­ной жизни;

—       обязательно оценить актуальность темы, проблемы;

—    выдержать основные структурные парамет­ры письменной работы:

—       указать фамилию автора предложенного текста;

—    уделить значительное место изложению со­держания, но не пересказу, а концептуальному анализу, из которого станут понятными основные идейные линии текста;

—     непременно отметить интересные, необыч­ные моменты предложенного текста (нетрадици­онную манеру изложения, какие-то аспекты ав­торского стиля и т.д.), т.е. следует, прежде всего, остановиться на анализе самых существенных тек­стовых элементов, причём вне зависимости от от­ношения к ним;

—   после объективного анализа текста выразить своё отношение.

Чтобы работа получилась логически стройной, надо тщательно продумать первое предложение вступления. Оно чаще всего бывает односостав­ным номинативным (назывным) предложением, а по содержанию заключает в себе проблему текста в широком смысле слова.

Помните, что автором может быть поставлено сразу несколько проблем, но одна из них является центральной, поэтому она должна стать объектом вашего размышления.

Как правило, писатели, публицисты в своих про­изведениях ставят такие проблемы, которые волну­ют абсолютно всех людей. К ним относятся, прежде всего, глобальная проблема войны и мира, а также жизненно важные проблемы экологии и нравствен­ности, включающие в себя понятия совести, чести, долга, дружбы, милосердия, справедливости, нор­мы общежития и т.д. Кроме того, есть проблемы философского плана: роль личности в истории, на­значение поэта и поэзии, легко ли быть молодым, религия и история, правда и ложь и т.п., над кото­рыми можно бесконечно рассуждать.

Не забывайте, что писатели, публицисты отража­ют нашу реальную жизнь. А в жизни есть абсолютно всё: небо и земля, луна и солнце, море и горы, пти­цы и звери, радость и горе, работа и отдых, вечность и смерть, память и забвение и т.д. (ряд бесконечен, как и сама жизнь!). Всё, что каким-то образом име­ет отношение к вашей проблеме, нужно оформить в виде вопроса и тут же дать предположительный от­вет на него, который по своему содержанию должен стать мостиком к анализируемому тексту.

Основная часть, в написании которой одним из условий является знание предмета и объекта описания, представляет собой комментарий.

Комментарий — это своего рода толкование текста в русле избранной проблемы. Анализ тек­стовых фактов нужно представить в виде подготов­ки читающего к восприятию того, о чем вы будете рассуждать.

Для этого необходимо:

—   найти смысловые компоненты текста;

—   определить значимые фрагменты текста (или отдельные предложения) для раскрытия обозна­ченной проблемы.

Комментарий текста, демонстрация авторской позиции, содержание аргументов должны быть подчинены общей идее, обозначенной пишущим по прочтении авторского текста и уместно вопло­щённой в работе.

В заключении сочинения первое предложение лучше начать вводным словосочетанием Таким об­разом (не забудьте поставить запятую), после кото­рого суммировать высказанное по каждой струк­турной позиции сочинения.

Немаловажным моментом в работе является и последнее предложение заключения, которое, перекликаясь с главной мыслью первого предло­жения вступления, подчёркивает причину обра­щения автора текста к показанной проблеме, при­чём кратко надо её обозначить. И ни в коем случае нельзя употреблять просто словосочетание.

Не забудьте, что анализируемое необходимо «про­пустить через себя». Вникните в факты, и они сами вам подскажут, на что обратить внимание в раскры­тии избранной проблемы, и вызовут определённый эмоциональный настрой.

Последовательность изложения мыслей пред­полагает лаконичное их оформление.

Объем хорошей работы составляет примерно 350-500 слов, но не менее 150. Работа, выполнен­ная без опоры на предложенный текст, не оцени­вается.

 

 

  • Итоговое сочинение по литературе

    • «Восславим женщину-Мать, чья любовь не знает преград» (М. Горький) (412)

      Итоговое сочинение о материнской доброте. Материнское сердце ... Сколько счастливых и горьких минут пришлось тебе пережить! Первый крик новорождённого, первое слово «мама», пер­вые шаги, первые радости и неудачи. Ты такое маленькое, но сильное, ранимое, но тер­пеливое и понимающее ... О судьбе матери, о её любящем сердце расска­зывается в повести В. Токаревой «Я...

      Подробнее...

    • «Ещё народу русскому пределов не поставлено — пред ним широкий путь» (Н. А. Некрасов) (533)

      Итоговое сочинение о жизненной силе русского народа, обусловившей правильный выбор героев в тяжёлых ситуациях. Жизненный путь... Каким он должен быть?.. Как кажется прямым и без ухабов. Однако такое встретишь нечасто. Как правило, человек подвер­жен всякого рода испытаниям и выбору. Кстати, русские люди чётко знают свою цель и видят доро­гу к её достижению, закаляя по...

      Подробнее...

    • «О времена, о нравы!» (Марк Туллий Цицерон) (398)

      Итоговое сочинение о проблеме зависимости личности от времени и существующих традиций. Время... Что это за сила, главенствующая над человеком и диктующая ему свои порядки? Мно­гим людям кажется, что имеют власть над ним. Но всё же практика показывает: время держит всех в «строгих» рамках, причём в соответствии с вековыми традициями. Оно неподвластно...

      Подробнее...

    • А.Н. Островский «Гроза». Проблема взаимоотношений родителей и детей (378)

      Конфликт поколений: Каба­ниха и Дикой (родители) — Тихон, Варвара, Кудряш, Борис, Катерина («дети»). Старшее поколение живёт по патриархальным, веками сложившимся устоям. Взгля­ды «тёмного царства»: —         основа семейных отноше­ний — страх младших перед старшими, жены перед му­жем;   - безропотное повиновение «детей» «родителям», соблю­дение домостроевских пра­вил,...

      Подробнее...

    • А.Н. Островский «Гроза». Проблема нравственного выбора (350)

      Катерина — сильная и яркая личность, способная пойти на открытый конфликт с «тёмным царством». Кате­рине претит насилие и ду­ховная несвобода, которая её окружает. Она стремится к свободе проявления лучших человеческих чувств. В отли­чие от Кабанихи и Дикого, Варвары и др., для Катерины слова «благочестие», «вера», «честь» не пустые звуки. Она...

      Подробнее...

    • А.П. Чехов и его творчество. Итоговое сочинение (431)

      А. П. Чехов... Это личность, значимость кото­рой признана не только у нас в стране, но и за рубе­жом. На протяжении многих десятков лет интерес к творчеству писателя имеет постоянный и устой­чивый характер, потому что изображенная им дей­ствительность и различные характеры — это прав­да жизни, воспроизведенная кратко, деликатно, образно, языком...

      Подробнее...

    • А.С. Грибоедов «Горе от ума». Проблема взаимоотношения поколений (431)

      В комедии изображаются два поколения — старшее (эпохи Екатерины II) и мо­лодое (эпохи Александра I). Старшее поколение — кон­серваторы, рисуются сатири­ческими красками (Фамусов, Хлёстова), им свойственны общественные пороки (бю­рократизм, кумовство, не­терпимость ко всему новому, чинопочитание). Молодое поколение изображается по-разному: с...

      Подробнее...

    • Анализ стихотворения А. С. Пушкина «...Вновь я посетил...». (370)

      И сам, покорный общему закону, Переменился я ... А. Пушкин Жизнь... Что это такое?.. Временна ли она на нашей Земле или бесконечна?.. Вот два глав­ных вопроса, которые интересовали человечество всегда. Оригинальное суждение о жизни как фило­софской категории мы находим в стихотворении А. С. Пушкина «...Вновь я посетил...», представля­ющем собой итоговое раздумье поэта о своей...

      Подробнее...

    • Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза» (533)

      Нет, моего к тебе пристрастья Я скрыть не в силах, мать-земля! Ф. И. Тютчев Наверное, каждый человек задумывался над тем: что тленно, а что вечно в нашей жизни? И, по­жалуй, никто сразу не мог дать обстоятельный от­вет на такой, казалось бы, простой и в то же время необыкновенно сложный вопрос. И это, действи­тельно, так. Подобная проблема всегда занимала умы...

      Подробнее...

    • Великий сын России (жизнь, деятельность, судьба) (393)

      Итоговое сочинение о М. В. Ломоносове. Россия... Великая Россия! ... Кто тебя сделал такой?.. Разве не князь Игорь тебя сотворил?.. Не Ярослав ли Мудрый тебя просветил?.. Да и не Петр ли Первый «окно в Европу прорубил?.. Гордись, Русская земля, своими сынами! Во все времена природа-мать посылала тебе людей, предназначе­нием которых было служить тебе верой и...

      Подробнее...