A+ A A-

Общие рекомендации при написании сочинения-рассуждения по предложенному на ЕГЭ тексту

Чтобы продемонстрировать все умения и навы­ки при написании сочинения-рассуждения по пред­ложенному тексту, нужно:

—   рассмотреть материал в контексте современ­ной жизни;

—       обязательно оценить актуальность темы, проблемы;

загрузка...

—    выдержать основные структурные парамет­ры письменной работы:

—       указать фамилию автора предложенного текста;

—    уделить значительное место изложению со­держания, но не пересказу, а концептуальному анализу, из которого станут понятными основные идейные линии текста;

—     непременно отметить интересные, необыч­ные моменты предложенного текста (нетрадици­онную манеру изложения, какие-то аспекты ав­торского стиля и т.д.), т.е. следует, прежде всего, остановиться на анализе самых существенных тек­стовых элементов, причём вне зависимости от от­ношения к ним;

—   после объективного анализа текста выразить своё отношение.

Чтобы работа получилась логически стройной, надо тщательно продумать первое предложение вступления. Оно чаще всего бывает односостав­ным номинативным (назывным) предложением, а по содержанию заключает в себе проблему текста в широком смысле слова.

Помните, что автором может быть поставлено сразу несколько проблем, но одна из них является центральной, поэтому она должна стать объектом вашего размышления.

Как правило, писатели, публицисты в своих про­изведениях ставят такие проблемы, которые волну­ют абсолютно всех людей. К ним относятся, прежде всего, глобальная проблема войны и мира, а также жизненно важные проблемы экологии и нравствен­ности, включающие в себя понятия совести, чести, долга, дружбы, милосердия, справедливости, нор­мы общежития и т.д. Кроме того, есть проблемы философского плана: роль личности в истории, на­значение поэта и поэзии, легко ли быть молодым, религия и история, правда и ложь и т.п., над кото­рыми можно бесконечно рассуждать.

Не забывайте, что писатели, публицисты отража­ют нашу реальную жизнь. А в жизни есть абсолютно всё: небо и земля, луна и солнце, море и горы, пти­цы и звери, радость и горе, работа и отдых, вечность и смерть, память и забвение и т.д. (ряд бесконечен, как и сама жизнь!). Всё, что каким-то образом име­ет отношение к вашей проблеме, нужно оформить в виде вопроса и тут же дать предположительный от­вет на него, который по своему содержанию должен стать мостиком к анализируемому тексту.

Основная часть, в написании которой одним из условий является знание предмета и объекта описания, представляет собой комментарий.

Комментарий — это своего рода толкование текста в русле избранной проблемы. Анализ тек­стовых фактов нужно представить в виде подготов­ки читающего к восприятию того, о чем вы будете рассуждать.

Для этого необходимо:

—   найти смысловые компоненты текста;

—   определить значимые фрагменты текста (или отдельные предложения) для раскрытия обозна­ченной проблемы.

Комментарий текста, демонстрация авторской позиции, содержание аргументов должны быть подчинены общей идее, обозначенной пишущим по прочтении авторского текста и уместно вопло­щённой в работе.

В заключении сочинения первое предложение лучше начать вводным словосочетанием Таким об­разом (не забудьте поставить запятую), после кото­рого суммировать высказанное по каждой струк­турной позиции сочинения.

Немаловажным моментом в работе является и последнее предложение заключения, которое, перекликаясь с главной мыслью первого предло­жения вступления, подчёркивает причину обра­щения автора текста к показанной проблеме, при­чём кратко надо её обозначить. И ни в коем случае нельзя употреблять просто словосочетание.

Не забудьте, что анализируемое необходимо «про­пустить через себя». Вникните в факты, и они сами вам подскажут, на что обратить внимание в раскры­тии избранной проблемы, и вызовут определённый эмоциональный настрой.

Последовательность изложения мыслей пред­полагает лаконичное их оформление.

Объем хорошей работы составляет примерно 350-500 слов, но не менее 150. Работа, выполнен­ная без опоры на предложенный текст, не оцени­вается.