I. Внимательно прочитать текст (20 минут).
- Читать по абзацам.
- Параллельно, перефразируя, фиксировать главные мысли автора текста (они, как правило, в первом или последнем предложениях каждого абзаца) как план.
II. Сделать обзор выписанной информации (10 минут).
- Выделить и сформулировать в черновом варианте проблему, отражённую в авторском тексте (частотное употребление слов — указание на проблему).
- Записать синонимичные, антонимичные слова и словосочетания к рабочему варианту проблемы (впоследствии обязательно отредактировать, поскольку, озвучивая её в перефразированной форме во всех частях творческой работы, найдутся более точные слова для номинации).
3. Определить значимые фрагменты текста (или отдельные предложения) под комментарий для раскрытия обозначенной проблемы.
- Написать ответы на следующие вопросы (5-10 минут).
- О чём написан текст?
Ответ на этот вопрос будет первым предложением комментария текста.
- Для чего автор написал этот текст?
Ответ будет необходим либо для обозначения позиции автора текста (если текст написан в диалогичной форме), либо послужит отправной точкой в написании заключения сочинения (если текст написан в монологичной форме).
- Написать комментарий к авторскому тексту (20 минут).
- Найденные смысловые компоненты текста организовать в содержание сочинения с целью их толкования сквозь призму видения обозначенной проблемы.
- Сделать мини-вывод прокомментированного.
- Написать точку зрения автора (5 минут).
- Организовать в предложение информацию перефразированного последнего (предпоследнего) абзаца или ответ вопроса о цели написания данного текста (для чего он написан?).
- Добавить свой взгляд на данную проблему, причём он не должен отличаться от авторского.
Лучше всего это сделать с помощью предложений с двойным отрицанием в глагольном сказуемом, имеющего обратный смысл (нельзя не согласиться, нельзя не поддержать).
- Подтвердить правоту автора.
Если ваша точка зрения отличается от авторской, то справиться с написанием сочинения вам будет очень трудно, поскольку у вас отсутствует жизненный опыт и ваш кругозор ещё недостаточно широк.
- В соответствии с авторской позицией текста и вашей точкой зрения написать доказательства (20 минут).
- Выдвинуть 1-й тезис и написать к нему аргумент с указанием источника, то есть имя автора, название произведения и его жанр (рассказ, повесть, роман).
- Сделать мини-вывод по 1-й тезисно-доказа- тельной части.
- Выдвинуть 2-й тезис и написать к нему аргумент с указанием источника.
- Сделать мини-вывод по 2-й тезисно-доказательной части.
Тезис — краткая обобщённая формулировка того, о чём будет идти речь в аргументе.
Аргумент — пример факта (или линии поведения героя) из художественной литературы или публицистической.
- Написать заключение (10 минут).
- Подвести итоги о сказанном в сочинении.
Это своего рода краткое обобщение всех мыслей (2-3 предложения).
- Подтвердить значимость (актуальность) поднятой автором текста проблемы (1 предложение).
- Редактирование написанного сочинения (30 минут).
1. Отредактировать ранее заявленную вами проблему под содержание изложенных мыслей,
то есть проблема должна соответствовать написанному комментарию к тексту, авторской позиции и Вашей собственной аргументации.
- Проверить коммуникативную грамотность:
— правильность выражений;
— логичность и эффективность написанного (сочинение должно быть понятно проверяющему).
- Проверить речевую грамотность (лексические ошибки).
- Проверить языковую грамотность в соответствии с орфографическими, пунктуационными и грамматическими нормами).
- Переписать сочинение на бланк (30 минут).
- Сделать контрольную проверку всего сочинения (15 минут).
Итак, при написании сочинения по тексту необходимо:
— чётко определить тему (проблему) предлагаемого текста;
— показать актуальность темы (проблемы), её злободневность в широком понимании этого слова;
— понять, полно отразить основные мысли предложенного текста и проанализировать их;
— отметить по возможности языковые и изобразительно-выразительные средства, определяющие своеобразие авторского стиля;
— указать авторскую позицию в исходном тексте и отношение к ней;
— сделать общую обоснованную оценку предложенного текста;
— выразить и аргументировать личностную позицию;
— не нарушить последовательность изложения;
— отразить богатство своей речи (по мере необходимости постараться использовать изобразительно-выразительные и эмоционально-экспрессивные возможности языка);
продемонстрировать безупречную грамотность.