A+ A A-

Этапы и порядок работы над сочинением-рассуждением по тексту

I. Внимательно прочитать текст (20 минут).

  1. Читать по абзацам.
  2. Параллельно, перефразируя, фиксировать главные мысли автора текста (они, как правило, в первом или последнем предложениях каждого абзаца) как план.

II. Сделать обзор выписанной информации (10 минут).

  1. Выделить и сформулировать в черновом ва­рианте проблему, отражённую в авторском тексте (частотное употребление слов — указание на проб­лему).
  2. Записать синонимичные, антонимичные сло­ва и словосочетания к рабочему варианту пробле­мы (впоследствии обязательно отредактировать, поскольку, озвучивая её в перефразированной форме во всех частях творческой работы, найдутся более точные слова для номинации).

3. Определить значимые фрагменты текста (или отдельные предложения) под комментарий для раскрытия обозначенной проблемы.

  1. Написать ответы на следующие вопросы (5-10 минут).
  2. О чём написан текст?

Ответ на этот вопрос будет первым предложени­ем комментария текста.

  1. Для чего автор написал этот текст?

Ответ будет необходим либо для обозначения по­зиции автора текста (если текст написан в диало­гичной форме), либо послужит отправной точкой в написании заключения сочинения (если текст на­писан в монологичной форме).

  1. Написать комментарий к авторскому тексту (20 минут).
  2. Найденные смысловые компоненты текста организовать в содержание сочинения с целью их толкования сквозь призму видения обозначенной проблемы.
  3. Сделать мини-вывод прокомментированного.
  4. Написать точку зрения автора (5 минут).
  5. Организовать в предложение информацию перефразированного последнего (предпоследнего) абзаца или ответ вопроса о цели написания данно­го текста (для чего он написан?).
  6. Добавить свой взгляд на данную проблему, причём он не должен отличаться от авторского.

Лучше всего это сделать с помощью предложе­ний с двойным отрицанием в глагольном сказуе­мом, имеющего обратный смысл (нельзя не согла­ситься, нельзя не поддержать).

  1. Подтвердить правоту автора.

Если ваша точка зрения отличается от автор­ской, то справиться с написанием сочинения вам будет очень трудно, поскольку у вас отсутствует жизненный опыт и ваш кругозор ещё недостаточ­но широк.

  1. В соответствии с авторской позицией тек­ста и вашей точкой зрения написать доказатель­ства (20 минут).
  2. Выдвинуть 1-й тезис и написать к нему аргу­мент с указанием источника, то есть имя автора, название произведения и его жанр (рассказ, по­весть, роман).
  3. Сделать мини-вывод по 1-й тезисно-доказа- тельной части.
  4. Выдвинуть 2-й тезис и написать к нему аргу­мент с указанием источника.
  5. Сделать мини-вывод по 2-й тезисно-доказа­тельной части.

Тезис — краткая обобщённая формулировка того, о чём будет идти речь в аргументе.

Аргумент — пример факта (или линии поведе­ния героя) из художественной литературы или пу­блицистической.

  1. Написать заключение (10 минут).
  2. Подвести итоги о сказанном в сочинении.

Это своего рода краткое обобщение всех мыслей (2-3 предложения).

  1. Подтвердить значимость (актуальность) под­нятой автором текста проблемы (1 предложение).
  2. Редактирование написанного сочинения (30 минут).

1. Отредактировать ранее заявленную вами проблему под содержание изложенных мыслей,

то есть проблема должна соответствовать написан­ному комментарию к тексту, авторской позиции и Вашей собственной аргументации.

  1. Проверить коммуникативную грамотность:

—   правильность выражений;

—      логичность и эффективность написанного (сочинение должно быть понятно проверяющему).

  1. Проверить речевую грамотность (лексиче­ские ошибки).
  2. Проверить языковую грамотность в соот­ветствии с орфографическими, пунктуационны­ми и грамматическими нормами).
  3. Переписать сочинение на бланк (30 минут).
  4. Сделать контрольную проверку всего сочинения (15 минут).

Итак, при написании сочинения по тексту не­обходимо:

—    чётко определить тему (проблему) предлага­емого текста;

—    показать актуальность темы (проблемы), её злободневность в широком понимании этого слова;

—       понять, полно отразить основные мысли предложенного текста и проанализировать их;

—     отметить по возможности языковые и изо­бразительно-выразительные средства, определяю­щие своеобразие авторского стиля;

—   указать авторскую позицию в исходном тек­сте и отношение к ней;

—   сделать общую обоснованную оценку предло­женного текста;

—   выразить и аргументировать личностную по­зицию;

—   не нарушить последовательность изложения;        

—      отразить богатство своей речи (по мере не­обходимости постараться использовать изобрази­тельно-выразительные и эмоционально-экспрес­сивные возможности языка);

продемонстрировать безупречную грамот­ность.

 

 

  • Итоговое сочинение по литературе

    • «Восславим женщину-Мать, чья любовь не знает преград» (М. Горький) (441)

      Итоговое сочинение о материнской доброте. Материнское сердце ... Сколько счастливых и горьких минут пришлось тебе пережить! Первый крик новорождённого, первое слово «мама», пер­вые шаги, первые радости и неудачи. Ты такое маленькое, но сильное, ранимое, но тер­пеливое и понимающее ... О судьбе матери, о её любящем сердце расска­зывается в повести В. Токаревой «Я...

      Подробнее...

    • «Ещё народу русскому пределов не поставлено — пред ним широкий путь» (Н. А. Некрасов) (561)

      Итоговое сочинение о жизненной силе русского народа, обусловившей правильный выбор героев в тяжёлых ситуациях. Жизненный путь... Каким он должен быть?.. Как кажется прямым и без ухабов. Однако такое встретишь нечасто. Как правило, человек подвер­жен всякого рода испытаниям и выбору. Кстати, русские люди чётко знают свою цель и видят доро­гу к её достижению, закаляя по...

      Подробнее...

    • «О времена, о нравы!» (Марк Туллий Цицерон) (416)

      Итоговое сочинение о проблеме зависимости личности от времени и существующих традиций. Время... Что это за сила, главенствующая над человеком и диктующая ему свои порядки? Мно­гим людям кажется, что имеют власть над ним. Но всё же практика показывает: время держит всех в «строгих» рамках, причём в соответствии с вековыми традициями. Оно неподвластно...

      Подробнее...

    • А.Н. Островский «Гроза». Проблема взаимоотношений родителей и детей (403)

      Конфликт поколений: Каба­ниха и Дикой (родители) — Тихон, Варвара, Кудряш, Борис, Катерина («дети»). Старшее поколение живёт по патриархальным, веками сложившимся устоям. Взгля­ды «тёмного царства»: —         основа семейных отноше­ний — страх младших перед старшими, жены перед му­жем;   - безропотное повиновение «детей» «родителям», соблю­дение домостроевских пра­вил,...

      Подробнее...

    • А.Н. Островский «Гроза». Проблема нравственного выбора (367)

      Катерина — сильная и яркая личность, способная пойти на открытый конфликт с «тёмным царством». Кате­рине претит насилие и ду­ховная несвобода, которая её окружает. Она стремится к свободе проявления лучших человеческих чувств. В отли­чие от Кабанихи и Дикого, Варвары и др., для Катерины слова «благочестие», «вера», «честь» не пустые звуки. Она...

      Подробнее...

    • А.П. Чехов и его творчество. Итоговое сочинение (457)

      А. П. Чехов... Это личность, значимость кото­рой признана не только у нас в стране, но и за рубе­жом. На протяжении многих десятков лет интерес к творчеству писателя имеет постоянный и устой­чивый характер, потому что изображенная им дей­ствительность и различные характеры — это прав­да жизни, воспроизведенная кратко, деликатно, образно, языком...

      Подробнее...

    • А.С. Грибоедов «Горе от ума». Проблема взаимоотношения поколений (455)

      В комедии изображаются два поколения — старшее (эпохи Екатерины II) и мо­лодое (эпохи Александра I). Старшее поколение — кон­серваторы, рисуются сатири­ческими красками (Фамусов, Хлёстова), им свойственны общественные пороки (бю­рократизм, кумовство, не­терпимость ко всему новому, чинопочитание). Молодое поколение изображается по-разному: с...

      Подробнее...

    • Анализ стихотворения А. С. Пушкина «...Вновь я посетил...». (395)

      И сам, покорный общему закону, Переменился я ... А. Пушкин Жизнь... Что это такое?.. Временна ли она на нашей Земле или бесконечна?.. Вот два глав­ных вопроса, которые интересовали человечество всегда. Оригинальное суждение о жизни как фило­софской категории мы находим в стихотворении А. С. Пушкина «...Вновь я посетил...», представля­ющем собой итоговое раздумье поэта о своей...

      Подробнее...

    • Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза» (559)

      Нет, моего к тебе пристрастья Я скрыть не в силах, мать-земля! Ф. И. Тютчев Наверное, каждый человек задумывался над тем: что тленно, а что вечно в нашей жизни? И, по­жалуй, никто сразу не мог дать обстоятельный от­вет на такой, казалось бы, простой и в то же время необыкновенно сложный вопрос. И это, действи­тельно, так. Подобная проблема всегда занимала умы...

      Подробнее...

    • Великий сын России (жизнь, деятельность, судьба) (419)

      Итоговое сочинение о М. В. Ломоносове. Россия... Великая Россия! ... Кто тебя сделал такой?.. Разве не князь Игорь тебя сотворил?.. Не Ярослав ли Мудрый тебя просветил?.. Да и не Петр ли Первый «окно в Европу прорубил?.. Гордись, Русская земля, своими сынами! Во все времена природа-мать посылала тебе людей, предназначе­нием которых было служить тебе верой и...

      Подробнее...