A+ A A-

Этапы и порядок работы над сочинением-рассуждением по тексту

I. Внимательно прочитать текст (20 минут).

  1. Читать по абзацам.
  2. Параллельно, перефразируя, фиксировать главные мысли автора текста (они, как правило, в первом или последнем предложениях каждого абзаца) как план.

II. Сделать обзор выписанной информации (10 минут).

  1. Выделить и сформулировать в черновом ва­рианте проблему, отражённую в авторском тексте (частотное употребление слов — указание на проб­лему).
  2. Записать синонимичные, антонимичные сло­ва и словосочетания к рабочему варианту пробле­мы (впоследствии обязательно отредактировать, поскольку, озвучивая её в перефразированной форме во всех частях творческой работы, найдутся более точные слова для номинации).

3. Определить значимые фрагменты текста (или отдельные предложения) под комментарий для раскрытия обозначенной проблемы.

загрузка...
  1. Написать ответы на следующие вопросы (5-10 минут).
  2. О чём написан текст?

Ответ на этот вопрос будет первым предложени­ем комментария текста.

  1. Для чего автор написал этот текст?

Ответ будет необходим либо для обозначения по­зиции автора текста (если текст написан в диало­гичной форме), либо послужит отправной точкой в написании заключения сочинения (если текст на­писан в монологичной форме).

  1. Написать комментарий к авторскому тексту (20 минут).
  2. Найденные смысловые компоненты текста организовать в содержание сочинения с целью их толкования сквозь призму видения обозначенной проблемы.
  3. Сделать мини-вывод прокомментированного.
  4. Написать точку зрения автора (5 минут).
  5. Организовать в предложение информацию перефразированного последнего (предпоследнего) абзаца или ответ вопроса о цели написания данно­го текста (для чего он написан?).
  6. Добавить свой взгляд на данную проблему, причём он не должен отличаться от авторского.

Лучше всего это сделать с помощью предложе­ний с двойным отрицанием в глагольном сказуе­мом, имеющего обратный смысл (нельзя не согла­ситься, нельзя не поддержать).

  1. Подтвердить правоту автора.

Если ваша точка зрения отличается от автор­ской, то справиться с написанием сочинения вам будет очень трудно, поскольку у вас отсутствует жизненный опыт и ваш кругозор ещё недостаточ­но широк.

  1. В соответствии с авторской позицией тек­ста и вашей точкой зрения написать доказатель­ства (20 минут).
  2. Выдвинуть 1-й тезис и написать к нему аргу­мент с указанием источника, то есть имя автора, название произведения и его жанр (рассказ, по­весть, роман).
  3. Сделать мини-вывод по 1-й тезисно-доказа- тельной части.
  4. Выдвинуть 2-й тезис и написать к нему аргу­мент с указанием источника.
  5. Сделать мини-вывод по 2-й тезисно-доказа­тельной части.

Тезис — краткая обобщённая формулировка того, о чём будет идти речь в аргументе.

Аргумент — пример факта (или линии поведе­ния героя) из художественной литературы или пу­блицистической.

  1. Написать заключение (10 минут).
  2. Подвести итоги о сказанном в сочинении.

Это своего рода краткое обобщение всех мыслей (2-3 предложения).

  1. Подтвердить значимость (актуальность) под­нятой автором текста проблемы (1 предложение).
  2. Редактирование написанного сочинения (30 минут).

1. Отредактировать ранее заявленную вами проблему под содержание изложенных мыслей,

то есть проблема должна соответствовать написан­ному комментарию к тексту, авторской позиции и Вашей собственной аргументации.

  1. Проверить коммуникативную грамотность:

—   правильность выражений;

—      логичность и эффективность написанного (сочинение должно быть понятно проверяющему).

  1. Проверить речевую грамотность (лексиче­ские ошибки).
  2. Проверить языковую грамотность в соот­ветствии с орфографическими, пунктуационны­ми и грамматическими нормами).
  3. Переписать сочинение на бланк (30 минут).
  4. Сделать контрольную проверку всего сочинения (15 минут).

Итак, при написании сочинения по тексту не­обходимо:

—    чётко определить тему (проблему) предлага­емого текста;

—    показать актуальность темы (проблемы), её злободневность в широком понимании этого слова;

—       понять, полно отразить основные мысли предложенного текста и проанализировать их;

—     отметить по возможности языковые и изо­бразительно-выразительные средства, определяю­щие своеобразие авторского стиля;

—   указать авторскую позицию в исходном тек­сте и отношение к ней;

—   сделать общую обоснованную оценку предло­женного текста;

—   выразить и аргументировать личностную по­зицию;

—   не нарушить последовательность изложения;        

—      отразить богатство своей речи (по мере не­обходимости постараться использовать изобрази­тельно-выразительные и эмоционально-экспрес­сивные возможности языка);

продемонстрировать безупречную грамот­ность.