- Отношение человека к природе. Айтматов. Роман «Плаха»:
— отстрел сайгаков в Моюнкумской пустыне;
— истребление редкой породы волков;
— уничтожение озера Алдаш.
- Б. Васильев. Роман «Не стреляйте белых лебедей »:
— отстрел птиц, занесённых в Красную книгу.
- В. Распутин. Повесть «Прощание с Матёрой»:
— затопление острова в связи со строительством ГЭС;
— сжигание величественного дерева («царский листвень»).
- В. Распутин. Повесть «Живи и помни»:
— жестокость Андрея Гуськова по отношению к подстреленной косули.
- Г. Троепольский. Повесть «Белый Бим Чёрное Ухо »:
— преданность и верность собаки своему хозяину.
6. А. Чехов. Рассказ «Каштанка»:
— доброе отношение к заблудившейся собаке и её верность своему хозяину.
- Отношение к детям-сиротам.
- А. Приставкин. Повесть «Ночевала тучка золотая »:
— равнодушие воспитателей томилинского детского дома к детям во время войны.
- Ф. Абрамов. Рассказ «Котина доброта»:
— родной дядя не приютил племянника во время войны.
- Л. Бородин. Повесть «Третья правда»:
—Андриан Селиванов воспитывает дочь своего осуждённого друга.
- М. Шолохов. Рассказ «Судьбачеловека»:
— Андрей Соколов усыновляет после войны мальчика-сироту.
- Страх и бесстрашие на войне.
- В. Распутин. Повесть «Живи и помни»:
— главный герой Андрей Гуськов, испугавшись смерти, дезертирует.
- Б. Васильев. Роман «В списках не значился»:
— главный герой Николай Плужников, переборов свой страх, сражается с немцами до последнего дыхания.
- А. Толстой. Рассказ «Русский характер»:
— Егор Дрёмов, выживший после возгорания танка (хотя и был признан по заключению комиссии как непригодный к строевой), возвращается в полк.
- А. Фадеев. Роман «Молодая гвардия»:
— молодые юноши и девушки на оккупированной территории немцами, не боясь смерти, ведут подрывную деятельность.
- Отношение к изменениям В русском языке.
- А.Чехов — блюститель языковой нормы. Писатель работал над языком и стилем своих произведений с чрезвычайной тщательностью и скрупулёзностью. Отступления от нормы он мог позволить лишь в описании речевой характеристики героев в виде просторечных, диалектных, жаргонных слов. Так, знаменитая форма глагола «хочут», характерная для низших слоёв, употребляется Чеховым в разных произведениях «Брак по расчёту» и «Свадьба», для того чтобы подчеркнуть уровень культуры говорящего: «Они хочут свою образованность показать и всегда говорят о непонятном».
- Р. Трахтенберг — современный писатель, пренебрегший в повести «Гастролёр» нормами русского языка. Язык его произведения характеризуется злоупотреблениями ненормированной лексики, что является пагубным явлением в плане целостности литературного языка.
- В. Бурняшев — современный писатель, преемник традиций писателей-классиков. Его исторические романы «Гроза с Дону» и «Зальян» — своеобразная языковая лаборатория, в которой автор вместо грубых и вульгарных слов, испокон веков известных всем людям, представляет забытые русские слова, репрезентирующие эмоционально-экспрессивное богатство и эстетику национального русского языка.
- Честь и чувство собственного достоинства.
1. А. С. Пушкин. Повесть «Капитанская дочка»:
— Пётр Гринёв — человек высоких моральных качеств, он отказывается от службы Пугачёву, так как присягу дал государыне, и заявляет бунтарю, что воевать будет против него, поскольку офицерский долг превыше всего.
- М. Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»:
— Калашников вступает в смертельный поединок с царским опричником, защищая своё человеческое достоинство и честь семьи.
- А. Солженицын. Рассказ «Один день Ивана Денисовича»:
— Главный герой Иван Денисович Шухов, узник сталинского лагеря, в условиях царящих звериных порядков и законов смог выжить, сохранив в себе чувство собственного достоинства — мужскую гордость, порядочность и честь. Он зек, но его одного лишь в лагере называли по имени-отчеству. И сам этот факт говорит уже о многом.
VI. Искусство на войне.
- А. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин»:
— Главный герой Василий Тёркин, после госпиталя добираясь в свою часть на попутке, из-за двигавшейся колонны желает скоротать время игрой на гармони. Идея всем попутчикам понравилась, и её осуществление свершилось. Звучание песни «Три танкиста» зарядило бойцов идти в огонь и в воду.
- К. Симонов. Стихотворение «Жди меня»:
— Стихотворение стало популярным во время войны, потому что оно вселяло оптимизм и уверенность в победу. Оно переходило из уст в уста, его солдаты переписывали друг у дружки, оно звучало со сцены, потому что каждый солдат хотел вернуться домой в свою семью.
- Личность учителя.
- В. Распутин. Рассказ «Урокифранцузского»:
— Учительница Лидия Михайловна, узнав о тяжёлом положении одного из своих учеников, начинает всячески помогать и поддерживать мальчика. Она, как настоящий педагог, даже после своего увольнения не забывает о нем, присылает посылки.
- Б. Васильев. Роман «Не стреляйте белых лебедей»:
— Нона Юрьевна, школьная учительница, приютила своего ученика Кольку после ужасного инцидента с его отцом, проявив себя, как настоящий педагог, который не только даёт определённые знания, но и поддерживает в трудную минуту.
- В. Быков. Повесть «Обелиск»:
— Заслуга учителя Алеся Ивановича Мороза состояла в том, что он делал из детей не послушных зубрил, а прежде всего людей, усвоивших нормы национальной и общечеловеческой культуры. Значимость его авторитета среди учеников была велика, а поступки его были поистине героическими (добровольно идёт на смерть, спасая при этом хотя бы одного из обречённых на казнь). И не случайно его бывший ученик, ставший впоследствии учителем, старается увековечить его память.
- Забвение традиций и значение памяти.
1. В. Распутин. Повесть «Прощание с Матёрой»:
— Писатель показывает, вопреки существующим человеческим нормам культуры, герои повести по указке бюрократов уничтожают кладбище, поскольку после затопления острова дно озера будет препятствовать движению теплоходов, перевозящих туристов. Глумление над памятью предков пытается прекратить старуха Дарья.
2. В. Быков. Повесть «Обелиск»:
— Учитель Миклашевич, увековечив память своих товарищей, расстрелянных фашистами за связь с партизанами, пытался добиться официального разрешения в отношении внесения в список на обелиск имени учителя Алеся Ивановича Мороза, однако, чувствуя, что бюрократические препоны не преодолеть, собственноручно краской перед своей смертью вписывает имя погибшего учителя, поскольку он был для них «настоящим человеком и учителем с большой буквы».
IX. Значение имени.
- В. Распутин. Повесть «Прощание с Матёрой»:
— Главную героиню зовут Дарьей, в переводе с древнеперсидского означает «воительница, одерживающая победу». Она одна-единственная не может смириться с решением о затоплении родной земли. Она решительна и принципиальна, предана своей малой родине, дому и традициям своего народа. Защищая память предков, готова с лопатой и вилами биться до конца. Несмотря на все перипетии на острове, старуха Дарья остаётся погибать вместе с ним.
- В. Токарева. Рассказ «Свинячья победа»:
— Главная героиня Виктория Поросёнкова, имя которой означает «победа», воплощает свою мечту — условную любовь к диктору телевидения Владу Петрову — в реальность, скорее всего, благодаря такому имени. Она срывает намеченную свадьбу своего возлюбленного путём звонка на «02», сообщив информацию о заложенной бомбе в ресторане. Наблюдая за разворачиваемыми событиями между женихом и невестой, Виктория ненароком знакомится со своим возлюбленным. Ввиду сложившихся обстоятельств он приглашает её в свой дом в качестве няни больной дочери, а потом делает предложение.
X. Взаимоотношения между поколениями.
- В. Токарева. Повесть «Я есть. Ты есть. Он есть»:
— Сын главной героини Олег не может понять переживаний любящей его матери и в силу юношеского максимализма не посвящает её в главное событие жизни: он тайно женился и потом заявил об этом как свершившемся факте. В семейном треугольнике мать, перешагнув через свой родительский эгоизм, пытается быть полезной молодой паре. Однако супруги не пускают её в свой замкнутый мир. Попытки установить дружеский мост с невесткой ни к чему хорошему не привели. Ирочка собрала вещи и ушла, а вместе с ней ушёл и Олег. Невоспитанность невестки и её неуважение к старшим стали причиной душевных страданий матери. Впоследствии, после случившейся аварии, сын считает, что мать поможет ухаживать за его беспомощной женой. И в этом он не ошибся. Анна сумела забыть обиды, нанесённые ей невесткой Ирочкой, и простить своего сына за женитьбу, а потом за молчаливый уход из семьи. Более того, она взяла на себя обязанности и «няньки», и «врача», чтобы поставить на ноги искалеченную девушку после аварии.
- В. Астафьев. Рассказ «Людочка»:
— Между матерью и дочерью царит отчуждённость. Люд очка чувствует себя в родном доме чужой. Мать видит своим прозорливым женским оком, что с Людочкой случилась беда. Как раз это был момент, когда можно было восстановить между родными людьми давно утраченную духовную связь. Однако сердце женщины зачерствело от жизни суровой, поэтому не поспешила на помощь дочери. Отсутствие взаимопонимания, нежелание поддержать в трудную минуту родного человека стало одной из причин ухода девушки из жизни.
XI. Правда и несправедливость (беззаконие, перегибы в политике).
- А. Приставкин. Повесть «Ночевала тучка золотая »:
— Во время Великой отечественной войны по правительственному приказу из-за нескольких предателей, пошедших в услужение к гитлеровцам, весь чеченский народ был несправедливо переселён с его родной, вековечной земли в другое место.
- А. Солженицын. Рассказ «Один день Ивана Денисовича»:
— Главный герой Иван Денисович Шухов, один узников сталинских лагерей, несправедливо осуждённый по статье «за измену Родине». Хотя на самом деле он с товарищами попал в окружение немцев и ему удалось сбежать и добраться до своих, однако ему не поверили, посчитали, что вернулся из плена, поэтому он уже преступник и изменник, как и морской капитан Буйновский, столичный интеллигент Цезарь, баптист Алеша. Все они жертвы социалистического режима.
- Л. Бородин. Повесть «Третья правда»:
— Егерь Иван Рябинин, поймав браконьера — представителя местной власти — и не отпустив его, впоследствии в отместку оказался сам на скамье подсудимых. Он стал жертвой царящего режима, поскольку был женат на дочери белогвардейского офицера. А это в период постгражданской войны означало связь с предателями и изменниками Родины. Несправедливые обвинения стали причиной его 25-летней каторги.
4. В. Быков Повесть «Обелиск»:
— Бюрократические препоны в отношении увековечивания памяти учителя, совершившего гражданский подвиг во время войны.