A+ A A-

Сочинение-рассуждение по тексту. Героизм и лжегероизм

Героизм и лжегероизм ... Что лежит в основе этих понятий? Как кажется, смелость. Однако её проявление в разных ситуациях может оценивать­ся со стороны окружающих полярно: одни восхи­щаются, а другие порицают, потому что у всех цен­ностные ориентиры вовсе не одинаковы. Именно об этом пишет Д. А. Волкогонов.

В тексте речь идёт о ценностях древних культур сквозь призму человеческого мышления. Автор не случайно акцентирует внимание на духовности людей прошлых эпох: у древних греков физиче­ское развитие было главным в человеке, посколь­ку воин должен с легкостью одолеть врага. В эпоху Средневековья общество преклонялось перед ры­царями. Как видим, сила первых и смелость вто­рых были направлены на определённую защиту, то есть вектор цели находился в плоскости сверше­ния поступков во имя чего-то или кого-то.

Становится ясным: содержание термина «геро­ическое» соответствовало мировоззрению людей каждой эпохи, где доминирующим началом были всегда социальные и моральные установки во благо.

В противовес сказанному публицист репрезен­тирует бессмысленный и безрассудный поступок двух парней, один из которых прыгал без парашю­та с целью продемонстрировать смелость и риск. Эксперимент был очень опасным, но, к счастью, все закончилось благополучно. Однако возникает вопрос: для чего надо рисковать собственной жиз­нью? Ответ большинству людей понятен — про­демонстрировать окружающим собственную глу­пость, хотя лжегерой этого не понимает. А ведь во­ображаемая слава о себе никогда не признаётся об­ществом, поскольку поступок направлен на удов­летворение собственного «Я».

Д. А. Волкогонов считает, что в основе героиз­ма должно быть не личное, а общественное. И дей­ствительно, герой тот, кто бескорыстно действует на благо общества, не задумываясь о славе. К при­меру, в повести М. Горького «Старуха Изергиль» смелый поступок Данко направлен на спасение пле­мени. Молодой юноша ценой собственной жизни заставил поверить своих соплеменников в правоту его действий. Пламя сердца Данко осветило дорогу, и лес расступился, а люди обрели солнечный свет и чистый воздух. Это поистине был герой, он свер­шил подвиг для продолжения жизни человеческой.

Известно, что в некоторых людях чувство тщес­лавия превалирует над разумом. Показательно в этом плане жуткое поведение Герострата — жи­теля греческого города Эфеса, — сжёгшего храм Артемиды лишь для того, чтобы прославить себя в веках. Однако славят героев, но не лжегероев. Конечно, этот факт не был предан забвению, по­тому что в целях поучения нужно было показать суть лжегероизма, как правило, обусловленного собственным эгоизмом. А таких людей не восхва­ляют, а презирают.

Таким образом, только окружающие номи­нируют человека героем и прославляют его в ве­ках, потому что поступок был свершён во благо. И не случайно Д. А. Волкогонов поднял проблему героизма и лжегероизма, показав, что стремление к славе должно быть обусловлено не собственным риском для жизни, а пользой для общества.

 

  • Итоговое сочинение по литературе

    • «Восславим женщину-Мать, чья любовь не знает преград» (М. Горький) (880)

      Итоговое сочинение о материнской доброте. Материнское сердце ... Сколько счастливых и горьких минут пришлось тебе пережить! Первый крик новорождённого, первое слово «мама», пер­вые шаги, первые радости и неудачи. Ты такое маленькое, но сильное, ранимое, но тер­пеливое и понимающее ... О судьбе матери, о её любящем сердце расска­зывается в повести В. Токаревой «Я...

      Подробнее...

    • «Ещё народу русскому пределов не поставлено — пред ним широкий путь» (Н. А. Некрасов) (1069)

      Итоговое сочинение о жизненной силе русского народа, обусловившей правильный выбор героев в тяжёлых ситуациях. Жизненный путь... Каким он должен быть?.. Как кажется прямым и без ухабов. Однако такое встретишь нечасто. Как правило, человек подвер­жен всякого рода испытаниям и выбору. Кстати, русские люди чётко знают свою цель и видят доро­гу к её достижению, закаляя по...

      Подробнее...

    • «О времена, о нравы!» (Марк Туллий Цицерон) (692)

      Итоговое сочинение о проблеме зависимости личности от времени и существующих традиций. Время... Что это за сила, главенствующая над человеком и диктующая ему свои порядки? Мно­гим людям кажется, что имеют власть над ним. Но всё же практика показывает: время держит всех в «строгих» рамках, причём в соответствии с вековыми традициями. Оно неподвластно...

      Подробнее...

    • А.Н. Островский «Гроза». Проблема взаимоотношений родителей и детей (902)

      Конфликт поколений: Каба­ниха и Дикой (родители) — Тихон, Варвара, Кудряш, Борис, Катерина («дети»). Старшее поколение живёт по патриархальным, веками сложившимся устоям. Взгля­ды «тёмного царства»: —         основа семейных отноше­ний — страх младших перед старшими, жены перед му­жем;   - безропотное повиновение «детей» «родителям», соблю­дение домостроевских пра­вил,...

      Подробнее...

    • А.Н. Островский «Гроза». Проблема нравственного выбора (1337)

      Катерина — сильная и яркая личность, способная пойти на открытый конфликт с «тёмным царством». Кате­рине претит насилие и ду­ховная несвобода, которая её окружает. Она стремится к свободе проявления лучших человеческих чувств. В отли­чие от Кабанихи и Дикого, Варвары и др., для Катерины слова «благочестие», «вера», «честь» не пустые звуки. Она...

      Подробнее...

    • А.П. Чехов и его творчество. Итоговое сочинение (1053)

      А. П. Чехов... Это личность, значимость кото­рой признана не только у нас в стране, но и за рубе­жом. На протяжении многих десятков лет интерес к творчеству писателя имеет постоянный и устой­чивый характер, потому что изображенная им дей­ствительность и различные характеры — это прав­да жизни, воспроизведенная кратко, деликатно, образно, языком...

      Подробнее...

    • А.С. Грибоедов «Горе от ума». Проблема взаимоотношения поколений (934)

      В комедии изображаются два поколения — старшее (эпохи Екатерины II) и мо­лодое (эпохи Александра I). Старшее поколение — кон­серваторы, рисуются сатири­ческими красками (Фамусов, Хлёстова), им свойственны общественные пороки (бю­рократизм, кумовство, не­терпимость ко всему новому, чинопочитание). Молодое поколение изображается по-разному: с...

      Подробнее...

    • Анализ стихотворения А. С. Пушкина «...Вновь я посетил...». (742)

      И сам, покорный общему закону, Переменился я ... А. Пушкин Жизнь... Что это такое?.. Временна ли она на нашей Земле или бесконечна?.. Вот два глав­ных вопроса, которые интересовали человечество всегда. Оригинальное суждение о жизни как фило­софской категории мы находим в стихотворении А. С. Пушкина «...Вновь я посетил...», представля­ющем собой итоговое раздумье поэта о своей...

      Подробнее...

    • Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза» (991)

      Нет, моего к тебе пристрастья Я скрыть не в силах, мать-земля! Ф. И. Тютчев Наверное, каждый человек задумывался над тем: что тленно, а что вечно в нашей жизни? И, по­жалуй, никто сразу не мог дать обстоятельный от­вет на такой, казалось бы, простой и в то же время необыкновенно сложный вопрос. И это, действи­тельно, так. Подобная проблема всегда занимала умы...

      Подробнее...

    • Великий сын России (жизнь, деятельность, судьба) (795)

      Итоговое сочинение о М. В. Ломоносове. Россия... Великая Россия! ... Кто тебя сделал такой?.. Разве не князь Игорь тебя сотворил?.. Не Ярослав ли Мудрый тебя просветил?.. Да и не Петр ли Первый «окно в Европу прорубил?.. Гордись, Русская земля, своими сынами! Во все времена природа-мать посылала тебе людей, предназначе­нием которых было служить тебе верой и...

      Подробнее...