Совесть и безответственность... Могут ли эти качества уживаться в одном человеке? Как кажется • нет, но иногда такое бывает в силу незрелости самосознания. Именно об этом пишет Е. П. Екимов.
В тексте речь идёт о встрече отца и сына (он же рассказчик) со старой нянькой Марьяной, находившейся в доме престарелых. Автор говорит, что душевная доброта и любовь старушки сохранилась к членам этой семьи. Она старалась перед ними выглядеть счастливой, чтобы не расстраивать дорогих ей людей. Однако на самом деле Марьяне, привыкшей быть нужной, было трудно на новом месте жительства, поскольку пожилому человеку всегда сложно перестроить образ жизни без близких. Не правда ли, какой-то парадокс? А дело в том, что в нормах нашего общежития не прижилась ответственность за тех, кто ранее тебе отдавал всю душу, а потом вдруг стал вовсе не нужным.
Привлекает внимание фрагмент текста, повествующий о просьбе старой няньки — пенсию перевести в банк, а позже, после смерти, отдать самому младшему в этой семье. Поражаешься доброму сердцу Марьяны, которое излучает теплоту, несмотря на сложившиеся обстоятельства.
Кстати, бывший воспитанник заметил за её «счастливым видом» грусть и тоску. Разгадав её внутреннее состояние, рассказчик не смотрит ей в глаза. Видимо, не может предложить няне хоть на недельку погостить у него дома.
Идейным центром данного текста являются душевные терзания молодого человека, узнавшего о смерти старушки. Он всячески пытается успокоить свою совесть размышлениями об участи одиноких людей в старости и о смерти, как закономерном явлении. Но тем не менее на сердце у него неспокойно, потому что ошибки прошлого ему не исправить. Он ничего не сделал для своей няни: по христианским канонам не проводил в последний путь, не поставил ей креста. Да впрочем, он даже не знает, где её могила.
Взгляд Е. П. Екимова на существующую ситуацию таков: временное безразличие к судьбе близкого человека впоследствии превращается в «диагноз», называемый угрызением совести. Действительно, надо при жизни близких быть к ним внимательным.
Известно, что на земле есть альтруисты, их доброту окружающие воспринимают как норму, но сами при этом не отвечают им тем же. И только после их ухода из жизни осознают несправедливое отношение к ним. Как факт достаточно вспомнить героиню рассказа «Матрёнин двор» А. Солженицына. Героиня всю жизнь бескорыстно работала на колхоз, на соседей. При этом никто не помог ей даже оформить пенсию. И только нелепая смерть пожилой Матрёны заставляет задуматься: а кто теперь будет на селе в качестве «скорой помощи» и почему не ценили её при жизни?
Хочется заметить, что проблема доброго отношения к близким актуализируется и в рассказе Ф. Абрамова «Котина доброта», герои которого поочередно совершили ошибки. Сначала дядя безответственно отнёсся к судьбе маленького племянника, не дав ему крова и куска хлеба. Потом и повзрослевший Николай ненароком повторил эту ошибку: он каждый вечер напоминал старику о прошлом, в результате такого психологического гнёта последнего не стало.
Таким образом, писатели, как высочайшие гуманисты, преподносят жизненные истории в качестве поучительного урока, темой которого является своевременное включение совести в отношении судьбы близких, поскольку ничто впоследствии не сможет оправдать обратную линию поведения, причём даже неплохих людей, но не сумевших проявить ответственность за жизнь того, кто подарил ранее добро, а возможно, и связан узами родства.