A+ A A-

Итоговое сочинение о взаимосвязи внешней формы и внутреннего содержания в художественных текстах

Искусство... Каково его назначение? Кажется, прежде всего, нести знания людям. Однако эти знания надо уметь извлекать, поскольку не всегда они лежат на поверхности и, к сожалению, иногда не видны неподготовленным человеком. Об этом как раз и пишет М. О. Гершензон.

В тексте речь идёт о том, что искусство требует понимания. Автор говорит: только человек высо­кого интеллекта может постичь суть произведе­ния, потому что художник выражает собственный взгляд на окружающий его мир. Естественно, воз­можны различные интерпретации заложенной идеи в произведении, т.е. человек с позиций сво­его уровня развития толкует продемонстрирован­ное художником слова или живописцем, или му­зыкантом. Для одних, возможно, значима только внешняя сторона, а для других важна его суть.

Привлекает внимание фрагмент характеристи­ки творчества А. С. Пушкина. Философ положи­тельно отзывается о поэзии писателя и говорит, что она красива, благозвучна для каждого, что его творчество восхищает некоторых красивой «внеш­ней оболочкой», но только немногим доступен вну­тренний скрытый смысл, т.е. глубину и мудрость видят не все, а только те, у кого есть жизненный опыт. И правда, всему своё время. Так, роман «Ев­гений Онегин» для молодых юношей и девушек — любовная история, а для людей старшего поколе­ния — «энциклопедия русской жизни».

Нельзя не согласиться с мнением М. О. Гершен- зона о том, что искусство — явление сложное и сво­еобразное, поэтому его нужно уметь понимать пра­вильно, выделяя основную суть. И действительно, ради главного пишется любое произведение — это совершенствование человека во всех аспектах его чувств, желаний и деятельности.

Известно, что художественная литература, как вид искусства, предназначена, прежде всего, для того, чтобы направить человека по жизни. К примеру, в повести В. Распутина «Живи и пом­ни» основной смысл заключается не в содержании повести, где Андрей Гуськов, испугавшись смерти, бежал с фронта, а в самом названии. Автор призы­вает людей жить, причём жить по нормам и тради­циям всего народа (а не как Андрей Гуськов, пре­ступивший мораль и долг), и помнить о том, что са­мая главная обязанность человека — продолжить свой род (а не стать причиной самоубийства жены и неродившегося ребёнка, как получилось у на­званного героя).

Интересно заметить, несмотря на то что в лю­бом произведении важным является его суть, по­жалуй, не найдётся ни одного человека, которому была бы не важна форма, потому что каждому при­ятно именно ею наслаждаться. Так, стихотворение Ф. Тютчева «Люблю грозу в начале мая» легко запоминается, поскольку оригинальность формы объективно воссоздаёт природную реалию посред­ством «соседства» согласных звуков (гроза, гром, грохочет). Как видно, поэт специально использует приём аллитерации, чтобы подлинная зарисовка природного физического явления стала не пугаю­щим, а, наоборот, возрождающим началом.

Таким образом, назначение искусства состоит в том, чтобы обогатить идейным содержанием че­ловеческий разум и «подпитать» красотой формы его душу. Возможно, М. О. Гершензон размышля­ет об этом, прежде всего, потому, что ему, как фи­лософу, важна суть, которую обязательно нужно постичь.

 

 

  • Итоговое сочинение по литературе

    • «Восславим женщину-Мать, чья любовь не знает преград» (М. Горький) (412)

      Итоговое сочинение о материнской доброте. Материнское сердце ... Сколько счастливых и горьких минут пришлось тебе пережить! Первый крик новорождённого, первое слово «мама», пер­вые шаги, первые радости и неудачи. Ты такое маленькое, но сильное, ранимое, но тер­пеливое и понимающее ... О судьбе матери, о её любящем сердце расска­зывается в повести В. Токаревой «Я...

      Подробнее...

    • «Ещё народу русскому пределов не поставлено — пред ним широкий путь» (Н. А. Некрасов) (533)

      Итоговое сочинение о жизненной силе русского народа, обусловившей правильный выбор героев в тяжёлых ситуациях. Жизненный путь... Каким он должен быть?.. Как кажется прямым и без ухабов. Однако такое встретишь нечасто. Как правило, человек подвер­жен всякого рода испытаниям и выбору. Кстати, русские люди чётко знают свою цель и видят доро­гу к её достижению, закаляя по...

      Подробнее...

    • «О времена, о нравы!» (Марк Туллий Цицерон) (398)

      Итоговое сочинение о проблеме зависимости личности от времени и существующих традиций. Время... Что это за сила, главенствующая над человеком и диктующая ему свои порядки? Мно­гим людям кажется, что имеют власть над ним. Но всё же практика показывает: время держит всех в «строгих» рамках, причём в соответствии с вековыми традициями. Оно неподвластно...

      Подробнее...

    • А.Н. Островский «Гроза». Проблема взаимоотношений родителей и детей (378)

      Конфликт поколений: Каба­ниха и Дикой (родители) — Тихон, Варвара, Кудряш, Борис, Катерина («дети»). Старшее поколение живёт по патриархальным, веками сложившимся устоям. Взгля­ды «тёмного царства»: —         основа семейных отноше­ний — страх младших перед старшими, жены перед му­жем;   - безропотное повиновение «детей» «родителям», соблю­дение домостроевских пра­вил,...

      Подробнее...

    • А.Н. Островский «Гроза». Проблема нравственного выбора (350)

      Катерина — сильная и яркая личность, способная пойти на открытый конфликт с «тёмным царством». Кате­рине претит насилие и ду­ховная несвобода, которая её окружает. Она стремится к свободе проявления лучших человеческих чувств. В отли­чие от Кабанихи и Дикого, Варвары и др., для Катерины слова «благочестие», «вера», «честь» не пустые звуки. Она...

      Подробнее...

    • А.П. Чехов и его творчество. Итоговое сочинение (431)

      А. П. Чехов... Это личность, значимость кото­рой признана не только у нас в стране, но и за рубе­жом. На протяжении многих десятков лет интерес к творчеству писателя имеет постоянный и устой­чивый характер, потому что изображенная им дей­ствительность и различные характеры — это прав­да жизни, воспроизведенная кратко, деликатно, образно, языком...

      Подробнее...

    • А.С. Грибоедов «Горе от ума». Проблема взаимоотношения поколений (431)

      В комедии изображаются два поколения — старшее (эпохи Екатерины II) и мо­лодое (эпохи Александра I). Старшее поколение — кон­серваторы, рисуются сатири­ческими красками (Фамусов, Хлёстова), им свойственны общественные пороки (бю­рократизм, кумовство, не­терпимость ко всему новому, чинопочитание). Молодое поколение изображается по-разному: с...

      Подробнее...

    • Анализ стихотворения А. С. Пушкина «...Вновь я посетил...». (370)

      И сам, покорный общему закону, Переменился я ... А. Пушкин Жизнь... Что это такое?.. Временна ли она на нашей Земле или бесконечна?.. Вот два глав­ных вопроса, которые интересовали человечество всегда. Оригинальное суждение о жизни как фило­софской категории мы находим в стихотворении А. С. Пушкина «...Вновь я посетил...», представля­ющем собой итоговое раздумье поэта о своей...

      Подробнее...

    • Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза» (533)

      Нет, моего к тебе пристрастья Я скрыть не в силах, мать-земля! Ф. И. Тютчев Наверное, каждый человек задумывался над тем: что тленно, а что вечно в нашей жизни? И, по­жалуй, никто сразу не мог дать обстоятельный от­вет на такой, казалось бы, простой и в то же время необыкновенно сложный вопрос. И это, действи­тельно, так. Подобная проблема всегда занимала умы...

      Подробнее...

    • Великий сын России (жизнь, деятельность, судьба) (393)

      Итоговое сочинение о М. В. Ломоносове. Россия... Великая Россия! ... Кто тебя сделал такой?.. Разве не князь Игорь тебя сотворил?.. Не Ярослав ли Мудрый тебя просветил?.. Да и не Петр ли Первый «окно в Европу прорубил?.. Гордись, Русская земля, своими сынами! Во все времена природа-мать посылала тебе людей, предназначе­нием которых было служить тебе верой и...

      Подробнее...