Искусство... Каково его назначение? Кажется, прежде всего, нести знания людям. Однако эти знания надо уметь извлекать, поскольку не всегда они лежат на поверхности и, к сожалению, иногда не видны неподготовленным человеком. Об этом как раз и пишет М. О. Гершензон.
В тексте речь идёт о том, что искусство требует понимания. Автор говорит: только человек высокого интеллекта может постичь суть произведения, потому что художник выражает собственный взгляд на окружающий его мир. Естественно, возможны различные интерпретации заложенной идеи в произведении, т.е. человек с позиций своего уровня развития толкует продемонстрированное художником слова или живописцем, или музыкантом. Для одних, возможно, значима только внешняя сторона, а для других важна его суть.
Привлекает внимание фрагмент характеристики творчества А. С. Пушкина. Философ положительно отзывается о поэзии писателя и говорит, что она красива, благозвучна для каждого, что его творчество восхищает некоторых красивой «внешней оболочкой», но только немногим доступен внутренний скрытый смысл, т.е. глубину и мудрость видят не все, а только те, у кого есть жизненный опыт. И правда, всему своё время. Так, роман «Евгений Онегин» для молодых юношей и девушек — любовная история, а для людей старшего поколения — «энциклопедия русской жизни».
Нельзя не согласиться с мнением М. О. Гершен- зона о том, что искусство — явление сложное и своеобразное, поэтому его нужно уметь понимать правильно, выделяя основную суть. И действительно, ради главного пишется любое произведение — это совершенствование человека во всех аспектах его чувств, желаний и деятельности.
Известно, что художественная литература, как вид искусства, предназначена, прежде всего, для того, чтобы направить человека по жизни. К примеру, в повести В. Распутина «Живи и помни» основной смысл заключается не в содержании повести, где Андрей Гуськов, испугавшись смерти, бежал с фронта, а в самом названии. Автор призывает людей жить, причём жить по нормам и традициям всего народа (а не как Андрей Гуськов, преступивший мораль и долг), и помнить о том, что самая главная обязанность человека — продолжить свой род (а не стать причиной самоубийства жены и неродившегося ребёнка, как получилось у названного героя).
Интересно заметить, несмотря на то что в любом произведении важным является его суть, пожалуй, не найдётся ни одного человека, которому была бы не важна форма, потому что каждому приятно именно ею наслаждаться. Так, стихотворение Ф. Тютчева «Люблю грозу в начале мая» легко запоминается, поскольку оригинальность формы объективно воссоздаёт природную реалию посредством «соседства» согласных звуков (гроза, гром, грохочет). Как видно, поэт специально использует приём аллитерации, чтобы подлинная зарисовка природного физического явления стала не пугающим, а, наоборот, возрождающим началом.
Таким образом, назначение искусства состоит в том, чтобы обогатить идейным содержанием человеческий разум и «подпитать» красотой формы его душу. Возможно, М. О. Гершензон размышляет об этом, прежде всего, потому, что ему, как философу, важна суть, которую обязательно нужно постичь.