A+ A A-

Итоговое сочинение о взаимосвязи внешней формы и внутреннего содержания в художественных текстах

Искусство... Каково его назначение? Кажется, прежде всего, нести знания людям. Однако эти знания надо уметь извлекать, поскольку не всегда они лежат на поверхности и, к сожалению, иногда не видны неподготовленным человеком. Об этом как раз и пишет М. О. Гершензон.

В тексте речь идёт о том, что искусство требует понимания. Автор говорит: только человек высо­кого интеллекта может постичь суть произведе­ния, потому что художник выражает собственный взгляд на окружающий его мир. Естественно, воз­можны различные интерпретации заложенной идеи в произведении, т.е. человек с позиций сво­его уровня развития толкует продемонстрирован­ное художником слова или живописцем, или му­зыкантом. Для одних, возможно, значима только внешняя сторона, а для других важна его суть.

Привлекает внимание фрагмент характеристи­ки творчества А. С. Пушкина. Философ положи­тельно отзывается о поэзии писателя и говорит, что она красива, благозвучна для каждого, что его творчество восхищает некоторых красивой «внеш­ней оболочкой», но только немногим доступен вну­тренний скрытый смысл, т.е. глубину и мудрость видят не все, а только те, у кого есть жизненный опыт. И правда, всему своё время. Так, роман «Ев­гений Онегин» для молодых юношей и девушек — любовная история, а для людей старшего поколе­ния — «энциклопедия русской жизни».

Нельзя не согласиться с мнением М. О. Гершен- зона о том, что искусство — явление сложное и сво­еобразное, поэтому его нужно уметь понимать пра­вильно, выделяя основную суть. И действительно, ради главного пишется любое произведение — это совершенствование человека во всех аспектах его чувств, желаний и деятельности.

Известно, что художественная литература, как вид искусства, предназначена, прежде всего, для того, чтобы направить человека по жизни. К примеру, в повести В. Распутина «Живи и пом­ни» основной смысл заключается не в содержании повести, где Андрей Гуськов, испугавшись смерти, бежал с фронта, а в самом названии. Автор призы­вает людей жить, причём жить по нормам и тради­циям всего народа (а не как Андрей Гуськов, пре­ступивший мораль и долг), и помнить о том, что са­мая главная обязанность человека — продолжить свой род (а не стать причиной самоубийства жены и неродившегося ребёнка, как получилось у на­званного героя).

Интересно заметить, несмотря на то что в лю­бом произведении важным является его суть, по­жалуй, не найдётся ни одного человека, которому была бы не важна форма, потому что каждому при­ятно именно ею наслаждаться. Так, стихотворение Ф. Тютчева «Люблю грозу в начале мая» легко запоминается, поскольку оригинальность формы объективно воссоздаёт природную реалию посред­ством «соседства» согласных звуков (гроза, гром, грохочет). Как видно, поэт специально использует приём аллитерации, чтобы подлинная зарисовка природного физического явления стала не пугаю­щим, а, наоборот, возрождающим началом.

Таким образом, назначение искусства состоит в том, чтобы обогатить идейным содержанием че­ловеческий разум и «подпитать» красотой формы его душу. Возможно, М. О. Гершензон размышля­ет об этом, прежде всего, потому, что ему, как фи­лософу, важна суть, которую обязательно нужно постичь.