A+ A A-

Сочинение на тему: Как в лирике А.С. Пушкина соотносятся темы жизни и смерти?

«Если в русской поэзии было когда-нибудь Возрождение, то оно выразилось в одном поэте — Пушкине», — отмечал Н. Бердяев. У Пушкина нет никакой разработанной философской концепции; его философия — это миропонимание, мировоззрение, нашедшее свое воплощение в стихах. Пафос пушкинских стихов всегда жизнеутвер­ждающий.

Так, для юности характерно упоительное ощущение молодости, силы, желания наслаждаться ими. Из всех философов студенты выби­рают Эпикура с его лозунгом: «Живи сегодняшним днем!» Жизнь ценна, пока мы молоды, пока души полны огня, желаний. Между юностью и жизнью ставится знак равенства («Мы ж утратим юность нашу / Вместе с жизнью дорогой»).

Но уже в 1820 году Пушкин по-новому осмыслит минувшую пору ранней юности в стихотворении «Мне вас не жаль, года весны моей». «Не жаль», казалось бы, все приметы юности: «мечты, любви напрас­ной», «таинства ночей», «неверные друзья», «изменницы младые» — все, что составляло до сих пор смысл жизни. Но рефреном повторяе­мые строки «мне вас не жаль» объясняют, что жаль не времени, по­траченного бездумно, но самого бездумья.

«Придите вновь, года моей весны!» — призывает автор.

1823 год — время психологического и творческого перелома Пушкина. Образ жизненного пути представляется безотрадным. В стихотворении «Телега жизни», которое представляет собой развер­нутую метафору, автор отражает свои мысли в древних образах- символах: жизнь — путь, молодость — утро, зрелость — день, ста­рость — вечер, смерть — ночь. Жизненный путь — бессмысленное движение из небытия в небытие, не зависящее от воли человека.

1830 год — значимый в судьбе Пушкина. Поэт высказывает в сти­хотворении «Элегия» свою «формулу жизни»: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Вот цель и смысл жизни. Жизнь не в веселье, ибо

Безумных лет угасшее веселье

Мне тяжело, как смутное похмелье.

Жизнь — это труд, бесконечная работа мысли, духа, тогда воз­можны минуты истинного счастья:

Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обольюсь...

Время идет, и снова переосмысливается понятие счастья. Теперь уже высшие ценности бытия — покой и воля (1834 год «Пора, мой друг, пора!»).

И наконец, в стихотворении «Памятник» сформулировано кредо, подведены итоги жизни, обретена гармония:

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит —

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Так соединились в его сознании жизнь, смерть, бессмертие.

 

  • Итоговое сочинение по литературе

    • «Восславим женщину-Мать, чья любовь не знает преград» (М. Горький) (413)

      Итоговое сочинение о материнской доброте. Материнское сердце ... Сколько счастливых и горьких минут пришлось тебе пережить! Первый крик новорождённого, первое слово «мама», пер­вые шаги, первые радости и неудачи. Ты такое маленькое, но сильное, ранимое, но тер­пеливое и понимающее ... О судьбе матери, о её любящем сердце расска­зывается в повести В. Токаревой «Я...

      Подробнее...

    • «Ещё народу русскому пределов не поставлено — пред ним широкий путь» (Н. А. Некрасов) (534)

      Итоговое сочинение о жизненной силе русского народа, обусловившей правильный выбор героев в тяжёлых ситуациях. Жизненный путь... Каким он должен быть?.. Как кажется прямым и без ухабов. Однако такое встретишь нечасто. Как правило, человек подвер­жен всякого рода испытаниям и выбору. Кстати, русские люди чётко знают свою цель и видят доро­гу к её достижению, закаляя по...

      Подробнее...

    • «О времена, о нравы!» (Марк Туллий Цицерон) (399)

      Итоговое сочинение о проблеме зависимости личности от времени и существующих традиций. Время... Что это за сила, главенствующая над человеком и диктующая ему свои порядки? Мно­гим людям кажется, что имеют власть над ним. Но всё же практика показывает: время держит всех в «строгих» рамках, причём в соответствии с вековыми традициями. Оно неподвластно...

      Подробнее...

    • А.Н. Островский «Гроза». Проблема взаимоотношений родителей и детей (379)

      Конфликт поколений: Каба­ниха и Дикой (родители) — Тихон, Варвара, Кудряш, Борис, Катерина («дети»). Старшее поколение живёт по патриархальным, веками сложившимся устоям. Взгля­ды «тёмного царства»: —         основа семейных отноше­ний — страх младших перед старшими, жены перед му­жем;   - безропотное повиновение «детей» «родителям», соблю­дение домостроевских пра­вил,...

      Подробнее...

    • А.Н. Островский «Гроза». Проблема нравственного выбора (351)

      Катерина — сильная и яркая личность, способная пойти на открытый конфликт с «тёмным царством». Кате­рине претит насилие и ду­ховная несвобода, которая её окружает. Она стремится к свободе проявления лучших человеческих чувств. В отли­чие от Кабанихи и Дикого, Варвары и др., для Катерины слова «благочестие», «вера», «честь» не пустые звуки. Она...

      Подробнее...

    • А.П. Чехов и его творчество. Итоговое сочинение (432)

      А. П. Чехов... Это личность, значимость кото­рой признана не только у нас в стране, но и за рубе­жом. На протяжении многих десятков лет интерес к творчеству писателя имеет постоянный и устой­чивый характер, потому что изображенная им дей­ствительность и различные характеры — это прав­да жизни, воспроизведенная кратко, деликатно, образно, языком...

      Подробнее...

    • А.С. Грибоедов «Горе от ума». Проблема взаимоотношения поколений (431)

      В комедии изображаются два поколения — старшее (эпохи Екатерины II) и мо­лодое (эпохи Александра I). Старшее поколение — кон­серваторы, рисуются сатири­ческими красками (Фамусов, Хлёстова), им свойственны общественные пороки (бю­рократизм, кумовство, не­терпимость ко всему новому, чинопочитание). Молодое поколение изображается по-разному: с...

      Подробнее...

    • Анализ стихотворения А. С. Пушкина «...Вновь я посетил...». (370)

      И сам, покорный общему закону, Переменился я ... А. Пушкин Жизнь... Что это такое?.. Временна ли она на нашей Земле или бесконечна?.. Вот два глав­ных вопроса, которые интересовали человечество всегда. Оригинальное суждение о жизни как фило­софской категории мы находим в стихотворении А. С. Пушкина «...Вновь я посетил...», представля­ющем собой итоговое раздумье поэта о своей...

      Подробнее...

    • Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза» (534)

      Нет, моего к тебе пристрастья Я скрыть не в силах, мать-земля! Ф. И. Тютчев Наверное, каждый человек задумывался над тем: что тленно, а что вечно в нашей жизни? И, по­жалуй, никто сразу не мог дать обстоятельный от­вет на такой, казалось бы, простой и в то же время необыкновенно сложный вопрос. И это, действи­тельно, так. Подобная проблема всегда занимала умы...

      Подробнее...

    • Великий сын России (жизнь, деятельность, судьба) (394)

      Итоговое сочинение о М. В. Ломоносове. Россия... Великая Россия! ... Кто тебя сделал такой?.. Разве не князь Игорь тебя сотворил?.. Не Ярослав ли Мудрый тебя просветил?.. Да и не Петр ли Первый «окно в Европу прорубил?.. Гордись, Русская земля, своими сынами! Во все времена природа-мать посылала тебе людей, предназначе­нием которых было служить тебе верой и...

      Подробнее...