A+ A A-

Сочинение на тему: В чем проявляется избранничество поэта? (по лирике А.С. Пушкина)

А.С. Пушкин — поэт элитарный («Поэту», 1830), недаром Писа­рев негодовал на него как на поэта «чистого искусства», но и народ­ный поэт («Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»). Гоголь на­шел в поэзии Пушкина черты «истинной национальности».

Тема поэта и поэзии проходит через все творчество Пушкина. Ве­дущим мотивом этой темы является мотив избранничества. Поэт — избранник богов:

Как смелый житель неба,

Он к солнцу воспарит,

Превыше смертных станет.

Избранность покупается муками. Поэт — пророк, он избран, что­бы нести людям слово истины. Ему ведомо все, что происходит на земле, на море, в небесах:

И внял я неба содроганье,

И гордый ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

Стихотворение «Пророк» особое и в плане жанра (это легенда), и в плане наполнения (введен сюжет), и в плане использования изобра­зительно-выразительных средств (основной прием — аллегория), ав­тор вводит эпитеты высокого стиля (язык «празднословный», «лука­вый»), библейскую лексику («шестикрылый серафим», «пророк», «гады»), метафоры («неба содроганье», «глаголом жги сердца лю­дей»), 16 раз строки начинаются с союза «и» — такая анафора только в этом стихотворении.

Тема назначения поэта неоднозначно трактуется в лирике Пушки­на. С одной стороны, поэт рожден для высокого, для «служенья муз», мирское не должно его волновать:

Не для житейского волненья,

Не для корысти, не для битв,

Мы рождены для вдохновенья...

С другой стороны, звучат традиционные мотивы гражданской лирики: «И долго буду тем любезен я народу, / Что чувства доб­рые я лирой пробуждал, / Что в мой жестокий век восславил я свободу...».

В сонете «Поэту» Пушкин утверждает: поэт заканчивается тогда, когда начинает творить с оглядкой на мнение «толпы». Никто не должен вторгаться в мир поэта. Это мир пустынный, «безлюдный», в нем одна дорога, которую пролагает себе сам поэт:

Ты царь: живи один. Дорогою свободной

Иди, куда влечет тебя свободный ум.

Не требуя наград за подвиг благородный.

Все награды в самом поэте. Поэт, подчеркивает Пушкин, должен судить себя «высшим судом». Твердость, решительность, взыскатель­ность, презрение к «суду глупца», к наградам, к почестям — вот те качества, которые Пушкин считает обязательными для поэта. Именно верность этим принципам ведет поэта к бессмертию.

 

  • Итоговое сочинение по литературе

    • «Восславим женщину-Мать, чья любовь не знает преград» (М. Горький) (413)

      Итоговое сочинение о материнской доброте. Материнское сердце ... Сколько счастливых и горьких минут пришлось тебе пережить! Первый крик новорождённого, первое слово «мама», пер­вые шаги, первые радости и неудачи. Ты такое маленькое, но сильное, ранимое, но тер­пеливое и понимающее ... О судьбе матери, о её любящем сердце расска­зывается в повести В. Токаревой «Я...

      Подробнее...

    • «Ещё народу русскому пределов не поставлено — пред ним широкий путь» (Н. А. Некрасов) (534)

      Итоговое сочинение о жизненной силе русского народа, обусловившей правильный выбор героев в тяжёлых ситуациях. Жизненный путь... Каким он должен быть?.. Как кажется прямым и без ухабов. Однако такое встретишь нечасто. Как правило, человек подвер­жен всякого рода испытаниям и выбору. Кстати, русские люди чётко знают свою цель и видят доро­гу к её достижению, закаляя по...

      Подробнее...

    • «О времена, о нравы!» (Марк Туллий Цицерон) (399)

      Итоговое сочинение о проблеме зависимости личности от времени и существующих традиций. Время... Что это за сила, главенствующая над человеком и диктующая ему свои порядки? Мно­гим людям кажется, что имеют власть над ним. Но всё же практика показывает: время держит всех в «строгих» рамках, причём в соответствии с вековыми традициями. Оно неподвластно...

      Подробнее...

    • А.Н. Островский «Гроза». Проблема взаимоотношений родителей и детей (379)

      Конфликт поколений: Каба­ниха и Дикой (родители) — Тихон, Варвара, Кудряш, Борис, Катерина («дети»). Старшее поколение живёт по патриархальным, веками сложившимся устоям. Взгля­ды «тёмного царства»: —         основа семейных отноше­ний — страх младших перед старшими, жены перед му­жем;   - безропотное повиновение «детей» «родителям», соблю­дение домостроевских пра­вил,...

      Подробнее...

    • А.Н. Островский «Гроза». Проблема нравственного выбора (351)

      Катерина — сильная и яркая личность, способная пойти на открытый конфликт с «тёмным царством». Кате­рине претит насилие и ду­ховная несвобода, которая её окружает. Она стремится к свободе проявления лучших человеческих чувств. В отли­чие от Кабанихи и Дикого, Варвары и др., для Катерины слова «благочестие», «вера», «честь» не пустые звуки. Она...

      Подробнее...

    • А.П. Чехов и его творчество. Итоговое сочинение (432)

      А. П. Чехов... Это личность, значимость кото­рой признана не только у нас в стране, но и за рубе­жом. На протяжении многих десятков лет интерес к творчеству писателя имеет постоянный и устой­чивый характер, потому что изображенная им дей­ствительность и различные характеры — это прав­да жизни, воспроизведенная кратко, деликатно, образно, языком...

      Подробнее...

    • А.С. Грибоедов «Горе от ума». Проблема взаимоотношения поколений (431)

      В комедии изображаются два поколения — старшее (эпохи Екатерины II) и мо­лодое (эпохи Александра I). Старшее поколение — кон­серваторы, рисуются сатири­ческими красками (Фамусов, Хлёстова), им свойственны общественные пороки (бю­рократизм, кумовство, не­терпимость ко всему новому, чинопочитание). Молодое поколение изображается по-разному: с...

      Подробнее...

    • Анализ стихотворения А. С. Пушкина «...Вновь я посетил...». (370)

      И сам, покорный общему закону, Переменился я ... А. Пушкин Жизнь... Что это такое?.. Временна ли она на нашей Земле или бесконечна?.. Вот два глав­ных вопроса, которые интересовали человечество всегда. Оригинальное суждение о жизни как фило­софской категории мы находим в стихотворении А. С. Пушкина «...Вновь я посетил...», представля­ющем собой итоговое раздумье поэта о своей...

      Подробнее...

    • Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза» (534)

      Нет, моего к тебе пристрастья Я скрыть не в силах, мать-земля! Ф. И. Тютчев Наверное, каждый человек задумывался над тем: что тленно, а что вечно в нашей жизни? И, по­жалуй, никто сразу не мог дать обстоятельный от­вет на такой, казалось бы, простой и в то же время необыкновенно сложный вопрос. И это, действи­тельно, так. Подобная проблема всегда занимала умы...

      Подробнее...

    • Великий сын России (жизнь, деятельность, судьба) (394)

      Итоговое сочинение о М. В. Ломоносове. Россия... Великая Россия! ... Кто тебя сделал такой?.. Разве не князь Игорь тебя сотворил?.. Не Ярослав ли Мудрый тебя просветил?.. Да и не Петр ли Первый «окно в Европу прорубил?.. Гордись, Русская земля, своими сынами! Во все времена природа-мать посылала тебе людей, предназначе­нием которых было служить тебе верой и...

      Подробнее...