A+ A A-

Сочинение на тему: Что является главной причиной изменения героев в романе «Евгений Онегин»?

Особое место в творчестве А.С. Пушкина занимает роман в сти­хах «Евгений Онегин». Проблема цели и смысла жизни ключевая, центральная в романе. В силу особенностей жанра в романе, который литературоведение толкует как своеобразный лирический дневник ав­тора, отражен сам процесс переоценки всей системы нравственных ценностей. Время в романе течет так, что мы видим героев в динами­ке, прослеживаем их духовный путь. Все основные герои переживают период становления, мучительно ищут истину, определяют свое ме­сто в мире.

Поиск смысла жизни происходит в разных плоскостях существо­вания. Сюжет романа строится на любви основных героев. Для автора одним из важнейших критериев духовного изменения человека стано­вится отношение к браку, к долгу. Если в юности «...мы враги Гиме­нея», супруг, «рогоносец величавый», воспринимается как объект на­смешки, то в зрелом возрасте семья оказываемся единственно правильным выбором:

Мой идеал теперь — хозяйка,

загрузка...

Мои желания — покой...

И это говорит о духовном взрослении человека, о нормальной смене ценностных критериев:

Блажен, кто смолоду был молод,

Блажен, кто вовремя созрел.

Трагедия главных героев происходит из-за неумения Онегина «вовремя созреть», из-за преждевременной старости души, из-за «хандры», модной болезни века. Для денди Онегина любовь =— «нау­ка страсти нежной». Истинное чувство он познает к концу романа — когда придет опыт страданий.

Для Автора и Татьяны любовь — огромная духовная работа. Для Ленского — необходимый романтический атрибут, поэтому он и вы­бирает лишенную индивидуальности Ольгу, в которой слились все типичные черты героинь сентиментальных романов:

Глаза, как небо, голубые,

Улыбка, локоны льняные,

Движенья, голос, легкий стан...

Сам Автор обретает смысл жизни в исполнении своего предна­значения. Он прежде всего поэт, жизнь его немыслима без творчества, без напряженной духовной работы. Ему прямо противопоставлен Онегин. Автор иронично замечает, что «труд упорный ему был то­шен».

Особенно важна в романе проблема долга и счастья. Обострен­ное чувство долга — доминанта образа Татьяны. Счастье с Онеги­ным для нее невозможно: нет счастья, построенного на несчастье другого человека, на бесчестии. Выбор Татьяны — высший нравст­венный долг.