A+ A A-

Сочинение на тему: Тихон Щербатый или Платон Каратаев? (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)

Проблема национального характера является одной из важнейших в романе-эпопее «Война и мир». Недаром Толстой говорил о том, что здесь для него главной была «мысль народная». В центре произведе­ния — события Отечественной войны 1812 года, когда наиболее ярко проявились основные черты нации и характера русского человека. Главной из них писатель считал «скрытую теплоту патриотизма», ко­торая привела к сплочению всех слоев общества, всего народа в борь­бе с французскими захватчиками. Но при этом Толстой показывает, что русский национальный характер определяется весьма противоре­чивыми качествами, которые можно даже рассматривать как несо­вместимые.

С одной стороны, писатель видит в русском человеке черты яркого, активного, деятельного характера, готового мстить врагам до конца. Об этом убедительно свидетельствует емкий художественный образ — «дубина народной войны», — который определяет не только саму эту войну, но и тех представителей народа, которые для борьбы с врагом стали соединяться в партизанские отряды. Именно к таким героям от­носится Тихон Щербатый. Это «самый полезный и храбрый» мужик- партизан в отряде Денисова. Ему присущи смекалка и удаль, находчи­вость и решимость. С топором в руках он идет на врага, потому что ес­тественное патриотическое чувство выводит его, как и тысячи других простых русских крестьян, на борьбу с захватчиками. В словах его то­варищей по отряду чувствуется восхищение и уважение: «Ну ловок», «Экая бестия». Он наделен и своеобразным грубоватым юмором, по­зволяющим в тяжелейших условиях сохранить жизнерадостность и оп­тимизм, так свойственные народному характеру. Но есть в Тихоне Щербатом и настораживающие черты. Ведь он в своей мести врагам становится порой жестоким, бесчеловечным. Так, он убивает захвачен­ного француза потому, что тот был «совсем несправный». При этом Толстой делает характерное замечание, что Пете Ростову неловко слу­шать Тихона, у которого во время этого разговора «вся рожа его растя­нулась в сияющую глупую улыбку».

С другой стороны, русский национальный характер представлен в образе Платона Каратаева. Это «олицетворение духа простоты и правды», как говорит о нем Пьер Безухов, оказавшийся в плену вместе с Платоном. Именно этот простой русский крестьянин-солдат стано­вится для героя-аристократа на долгое время нравственным ориенти­ром, который помогает Безухову выйти из духовного кризиса и найти свой путь в жизни. Как и Тихон, Платон трудолюбив, вынослив, общи­телен, однако при этом он по характеру противоположен народному мстителю. Если Тихон — «человек войны», то Платон — несет с собой мир даже в военное время. Недаром и внешне он «круглый», похожий на «каплю», а говорит с «нежно-певучей лаской». Этот удивительный русский человек добр ко всем: к товарищам, оказавшимся в плену, к приблудившейся собачке и даже к французам, пленившим, а потом и застрелившим его. Может быть, в этом сказывается и то, что Платон Каратаев воплощает живущую в народе веру в Бога и покорность судь­бе. Недаром он так часто использует пословицы и афоризмы: «Не на­шим умом, а Божьим судом», «Час терпеть, а век жить».

загрузка...

Кто же из этих двух столь различных характеров, по мысли Тол­стого, воплощает истинно русский национальный характер? Мне ка­жется, что писателю все же более близок тип Платона Каратаева. Ведь именно через него автор передает свою излюбленную идею рое­вого начала как основы народной жизни, близкой к духу крестьянской общины. Но народ в целом — это огромная семья, в которой есть и такие, как Тихон, и такие, как Платон Каратаев. И победить в войне Россия смогла именно потому, что сумела соединить все лучшее, что было в русской нации.