A+ A A-

Сочинение на тему: Тихон Щербатый или Платон Каратаев? (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)

Проблема национального характера является одной из важнейших в романе-эпопее «Война и мир». Недаром Толстой говорил о том, что здесь для него главной была «мысль народная». В центре произведе­ния — события Отечественной войны 1812 года, когда наиболее ярко проявились основные черты нации и характера русского человека. Главной из них писатель считал «скрытую теплоту патриотизма», ко­торая привела к сплочению всех слоев общества, всего народа в борь­бе с французскими захватчиками. Но при этом Толстой показывает, что русский национальный характер определяется весьма противоре­чивыми качествами, которые можно даже рассматривать как несо­вместимые.

С одной стороны, писатель видит в русском человеке черты яркого, активного, деятельного характера, готового мстить врагам до конца. Об этом убедительно свидетельствует емкий художественный образ — «дубина народной войны», — который определяет не только саму эту войну, но и тех представителей народа, которые для борьбы с врагом стали соединяться в партизанские отряды. Именно к таким героям от­носится Тихон Щербатый. Это «самый полезный и храбрый» мужик- партизан в отряде Денисова. Ему присущи смекалка и удаль, находчи­вость и решимость. С топором в руках он идет на врага, потому что ес­тественное патриотическое чувство выводит его, как и тысячи других простых русских крестьян, на борьбу с захватчиками. В словах его то­варищей по отряду чувствуется восхищение и уважение: «Ну ловок», «Экая бестия». Он наделен и своеобразным грубоватым юмором, по­зволяющим в тяжелейших условиях сохранить жизнерадостность и оп­тимизм, так свойственные народному характеру. Но есть в Тихоне Щербатом и настораживающие черты. Ведь он в своей мести врагам становится порой жестоким, бесчеловечным. Так, он убивает захвачен­ного француза потому, что тот был «совсем несправный». При этом Толстой делает характерное замечание, что Пете Ростову неловко слу­шать Тихона, у которого во время этого разговора «вся рожа его растя­нулась в сияющую глупую улыбку».

С другой стороны, русский национальный характер представлен в образе Платона Каратаева. Это «олицетворение духа простоты и правды», как говорит о нем Пьер Безухов, оказавшийся в плену вместе с Платоном. Именно этот простой русский крестьянин-солдат стано­вится для героя-аристократа на долгое время нравственным ориенти­ром, который помогает Безухову выйти из духовного кризиса и найти свой путь в жизни. Как и Тихон, Платон трудолюбив, вынослив, общи­телен, однако при этом он по характеру противоположен народному мстителю. Если Тихон — «человек войны», то Платон — несет с собой мир даже в военное время. Недаром и внешне он «круглый», похожий на «каплю», а говорит с «нежно-певучей лаской». Этот удивительный русский человек добр ко всем: к товарищам, оказавшимся в плену, к приблудившейся собачке и даже к французам, пленившим, а потом и застрелившим его. Может быть, в этом сказывается и то, что Платон Каратаев воплощает живущую в народе веру в Бога и покорность судь­бе. Недаром он так часто использует пословицы и афоризмы: «Не на­шим умом, а Божьим судом», «Час терпеть, а век жить».

Кто же из этих двух столь различных характеров, по мысли Тол­стого, воплощает истинно русский национальный характер? Мне ка­жется, что писателю все же более близок тип Платона Каратаева. Ведь именно через него автор передает свою излюбленную идею рое­вого начала как основы народной жизни, близкой к духу крестьянской общины. Но народ в целом — это огромная семья, в которой есть и такие, как Тихон, и такие, как Платон Каратаев. И победить в войне Россия смогла именно потому, что сумела соединить все лучшее, что было в русской нации.

 

  • Итоговое сочинение по литературе

    • «Восславим женщину-Мать, чья любовь не знает преград» (М. Горький) (413)

      Итоговое сочинение о материнской доброте. Материнское сердце ... Сколько счастливых и горьких минут пришлось тебе пережить! Первый крик новорождённого, первое слово «мама», пер­вые шаги, первые радости и неудачи. Ты такое маленькое, но сильное, ранимое, но тер­пеливое и понимающее ... О судьбе матери, о её любящем сердце расска­зывается в повести В. Токаревой «Я...

      Подробнее...

    • «Ещё народу русскому пределов не поставлено — пред ним широкий путь» (Н. А. Некрасов) (534)

      Итоговое сочинение о жизненной силе русского народа, обусловившей правильный выбор героев в тяжёлых ситуациях. Жизненный путь... Каким он должен быть?.. Как кажется прямым и без ухабов. Однако такое встретишь нечасто. Как правило, человек подвер­жен всякого рода испытаниям и выбору. Кстати, русские люди чётко знают свою цель и видят доро­гу к её достижению, закаляя по...

      Подробнее...

    • «О времена, о нравы!» (Марк Туллий Цицерон) (399)

      Итоговое сочинение о проблеме зависимости личности от времени и существующих традиций. Время... Что это за сила, главенствующая над человеком и диктующая ему свои порядки? Мно­гим людям кажется, что имеют власть над ним. Но всё же практика показывает: время держит всех в «строгих» рамках, причём в соответствии с вековыми традициями. Оно неподвластно...

      Подробнее...

    • А.Н. Островский «Гроза». Проблема взаимоотношений родителей и детей (379)

      Конфликт поколений: Каба­ниха и Дикой (родители) — Тихон, Варвара, Кудряш, Борис, Катерина («дети»). Старшее поколение живёт по патриархальным, веками сложившимся устоям. Взгля­ды «тёмного царства»: —         основа семейных отноше­ний — страх младших перед старшими, жены перед му­жем;   - безропотное повиновение «детей» «родителям», соблю­дение домостроевских пра­вил,...

      Подробнее...

    • А.Н. Островский «Гроза». Проблема нравственного выбора (351)

      Катерина — сильная и яркая личность, способная пойти на открытый конфликт с «тёмным царством». Кате­рине претит насилие и ду­ховная несвобода, которая её окружает. Она стремится к свободе проявления лучших человеческих чувств. В отли­чие от Кабанихи и Дикого, Варвары и др., для Катерины слова «благочестие», «вера», «честь» не пустые звуки. Она...

      Подробнее...

    • А.П. Чехов и его творчество. Итоговое сочинение (432)

      А. П. Чехов... Это личность, значимость кото­рой признана не только у нас в стране, но и за рубе­жом. На протяжении многих десятков лет интерес к творчеству писателя имеет постоянный и устой­чивый характер, потому что изображенная им дей­ствительность и различные характеры — это прав­да жизни, воспроизведенная кратко, деликатно, образно, языком...

      Подробнее...

    • А.С. Грибоедов «Горе от ума». Проблема взаимоотношения поколений (431)

      В комедии изображаются два поколения — старшее (эпохи Екатерины II) и мо­лодое (эпохи Александра I). Старшее поколение — кон­серваторы, рисуются сатири­ческими красками (Фамусов, Хлёстова), им свойственны общественные пороки (бю­рократизм, кумовство, не­терпимость ко всему новому, чинопочитание). Молодое поколение изображается по-разному: с...

      Подробнее...

    • Анализ стихотворения А. С. Пушкина «...Вновь я посетил...». (370)

      И сам, покорный общему закону, Переменился я ... А. Пушкин Жизнь... Что это такое?.. Временна ли она на нашей Земле или бесконечна?.. Вот два глав­ных вопроса, которые интересовали человечество всегда. Оригинальное суждение о жизни как фило­софской категории мы находим в стихотворении А. С. Пушкина «...Вновь я посетил...», представля­ющем собой итоговое раздумье поэта о своей...

      Подробнее...

    • Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза» (534)

      Нет, моего к тебе пристрастья Я скрыть не в силах, мать-земля! Ф. И. Тютчев Наверное, каждый человек задумывался над тем: что тленно, а что вечно в нашей жизни? И, по­жалуй, никто сразу не мог дать обстоятельный от­вет на такой, казалось бы, простой и в то же время необыкновенно сложный вопрос. И это, действи­тельно, так. Подобная проблема всегда занимала умы...

      Подробнее...

    • Великий сын России (жизнь, деятельность, судьба) (394)

      Итоговое сочинение о М. В. Ломоносове. Россия... Великая Россия! ... Кто тебя сделал такой?.. Разве не князь Игорь тебя сотворил?.. Не Ярослав ли Мудрый тебя просветил?.. Да и не Петр ли Первый «окно в Европу прорубил?.. Гордись, Русская земля, своими сынами! Во все времена природа-мать посылала тебе людей, предназначе­нием которых было служить тебе верой и...

      Подробнее...