A+ A A-

Сочинение на тему: Можно ли утверждать, что главный герой рассказа А.П. Чехова «Дама с собачкой» меняется на протяжении повествования?

Рассказ А.П. Чехова «Дама с собачкой», написанный в 1899 году, по сюжету прост, как и многие другие чеховские рассказы, — это исто­рия «курортного романа». Дмитрий Дмитрии Гуров, служащий банка, познакомился с Анной Сергеевной в Ялте. Они оба не удовлетворены своей жизнью, он не любит свою жену, даже боится ее, и не любит бы­вать дома. Она не знает толком, где служит ее муж, но, по ее понятию, он «лакей», и она не может его уважать. Их связь случайна, и они не рассчитывают на продолжение отношений, хотя для привычного к из­менам Гурова странно то, как Анна Сергеевна переживает свое «паде­ние». Он чувствует какую-то вину перед ней, но, расставаясь, думает о том, что еще одним воспоминанием в его душе будет больше, и воз­вращается к привычной московской жизни. И тут происходит странное: он не забывает Анну Сергеевну, как ожидал, а вспоминает ее все чаще. Поделиться своими чувствами ему не с кем, и особенно ярко это под­черкивается авторской деталью: обратившись к сослуживцу со своими воспоминаниями, он слышит в ответ замечание об осетрине с душком.

С героем происходит частая для Чехова «ситуация открытия»: он ясно видит то, чего раньше не замечал. Раньше он с удовольствием ходил в театр и на званые вечера, ему бывало лестно, что у него бы­вают известные адвокаты и артисты, а в клубе он играет в карты с профессором... Теперь он возмущен праздной суетой этой жизни — дикими нравами, обжорством, пьянством, пустыми разговорами. Но главное — это ощущение безысходности: от этой жизни не убежать, «точно сидишь в сумасшедшем доме или в арестантских ротах».

Ту же безысходность он видит в городе Анны Сергеерны — длин­ный серый забор, от которого не убежишь, становится яркой деталью авторского изображения. Его поездка к ней — это неожиданность для него самого, абсолютно нелогичный, внезапный поступок. И увидев ее в театре, он понимает, что дороже и роднее этой женщины нет для него в жизни человека. Всему этому нет рационального объяснения — ведь любовь не подчиняется разуму. Анна Сергеевна тоже боялась этой встречи и мечтала о ней — сопротивляться любви она не в силах. И ге­рои начинают встречаться тайно. Им тяжело жить двойной жизнью, скрываться, лгать, не видеться подолгу. Они не знают, как выйти из этого тупика, но чувствуют, что «эта их любовь изменила их обоих». Гуров размышляет, что в первый раз он полюбил по-настоящему, когда голова у него уже стала седой, и замечает в себе глубокое сострадание, нежность, искренность. Как это далеко от прежнего ловеласа, считав­шего женщин «низшей расой»!

Герои находятся на распутье: им казалось, что скоро «решение будет найдено» и начнется «новая, прекрасная жизнь», но они оба по­нимают, что «самое сложное и трудное только еще начинается».

 

  • Итоговое сочинение по литературе

    • «Восславим женщину-Мать, чья любовь не знает преград» (М. Горький) (806)

      Итоговое сочинение о материнской доброте. Материнское сердце ... Сколько счастливых и горьких минут пришлось тебе пережить! Первый крик новорождённого, первое слово «мама», пер­вые шаги, первые радости и неудачи. Ты такое маленькое, но сильное, ранимое, но тер­пеливое и понимающее ... О судьбе матери, о её любящем сердце расска­зывается в повести В. Токаревой «Я...

      Подробнее...

    • «Ещё народу русскому пределов не поставлено — пред ним широкий путь» (Н. А. Некрасов) (967)

      Итоговое сочинение о жизненной силе русского народа, обусловившей правильный выбор героев в тяжёлых ситуациях. Жизненный путь... Каким он должен быть?.. Как кажется прямым и без ухабов. Однако такое встретишь нечасто. Как правило, человек подвер­жен всякого рода испытаниям и выбору. Кстати, русские люди чётко знают свою цель и видят доро­гу к её достижению, закаляя по...

      Подробнее...

    • «О времена, о нравы!» (Марк Туллий Цицерон) (641)

      Итоговое сочинение о проблеме зависимости личности от времени и существующих традиций. Время... Что это за сила, главенствующая над человеком и диктующая ему свои порядки? Мно­гим людям кажется, что имеют власть над ним. Но всё же практика показывает: время держит всех в «строгих» рамках, причём в соответствии с вековыми традициями. Оно неподвластно...

      Подробнее...

    • А.Н. Островский «Гроза». Проблема взаимоотношений родителей и детей (806)

      Конфликт поколений: Каба­ниха и Дикой (родители) — Тихон, Варвара, Кудряш, Борис, Катерина («дети»). Старшее поколение живёт по патриархальным, веками сложившимся устоям. Взгля­ды «тёмного царства»: —         основа семейных отноше­ний — страх младших перед старшими, жены перед му­жем;   - безропотное повиновение «детей» «родителям», соблю­дение домостроевских пра­вил,...

      Подробнее...

    • А.Н. Островский «Гроза». Проблема нравственного выбора (1241)

      Катерина — сильная и яркая личность, способная пойти на открытый конфликт с «тёмным царством». Кате­рине претит насилие и ду­ховная несвобода, которая её окружает. Она стремится к свободе проявления лучших человеческих чувств. В отли­чие от Кабанихи и Дикого, Варвары и др., для Катерины слова «благочестие», «вера», «честь» не пустые звуки. Она...

      Подробнее...

    • А.П. Чехов и его творчество. Итоговое сочинение (928)

      А. П. Чехов... Это личность, значимость кото­рой признана не только у нас в стране, но и за рубе­жом. На протяжении многих десятков лет интерес к творчеству писателя имеет постоянный и устой­чивый характер, потому что изображенная им дей­ствительность и различные характеры — это прав­да жизни, воспроизведенная кратко, деликатно, образно, языком...

      Подробнее...

    • А.С. Грибоедов «Горе от ума». Проблема взаимоотношения поколений (852)

      В комедии изображаются два поколения — старшее (эпохи Екатерины II) и мо­лодое (эпохи Александра I). Старшее поколение — кон­серваторы, рисуются сатири­ческими красками (Фамусов, Хлёстова), им свойственны общественные пороки (бю­рократизм, кумовство, не­терпимость ко всему новому, чинопочитание). Молодое поколение изображается по-разному: с...

      Подробнее...

    • Анализ стихотворения А. С. Пушкина «...Вновь я посетил...». (662)

      И сам, покорный общему закону, Переменился я ... А. Пушкин Жизнь... Что это такое?.. Временна ли она на нашей Земле или бесконечна?.. Вот два глав­ных вопроса, которые интересовали человечество всегда. Оригинальное суждение о жизни как фило­софской категории мы находим в стихотворении А. С. Пушкина «...Вновь я посетил...», представля­ющем собой итоговое раздумье поэта о своей...

      Подробнее...

    • Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза» (896)

      Нет, моего к тебе пристрастья Я скрыть не в силах, мать-земля! Ф. И. Тютчев Наверное, каждый человек задумывался над тем: что тленно, а что вечно в нашей жизни? И, по­жалуй, никто сразу не мог дать обстоятельный от­вет на такой, казалось бы, простой и в то же время необыкновенно сложный вопрос. И это, действи­тельно, так. Подобная проблема всегда занимала умы...

      Подробнее...

    • Великий сын России (жизнь, деятельность, судьба) (732)

      Итоговое сочинение о М. В. Ломоносове. Россия... Великая Россия! ... Кто тебя сделал такой?.. Разве не князь Игорь тебя сотворил?.. Не Ярослав ли Мудрый тебя просветил?.. Да и не Петр ли Первый «окно в Европу прорубил?.. Гордись, Русская земля, своими сынами! Во все времена природа-мать посылала тебе людей, предназначе­нием которых было служить тебе верой и...

      Подробнее...