Лопахин — возможно, самый неоднозначный герой комедии Чехова «Вишневый сад». Для того чтобы понять, кто такой Ермолай Лопахин, нам необходимо проанализировать его монологи и реплики других персонажей, характеризующие его.
У главных героев «все предки были крепостники, владевшие живыми душами». Лопахин вспоминает о том, что его отца и деда не пускали даже на кухню.
Любовь Андреевна когда-то сделала для сына крепостного очень много, и герой признается, что любит ее, как родную и больше, чем родную.
Специфика конфликта пьесы дает возможность объективно показать время перелома. Лопахин считает, что из-за нежелания вникать в новые общественные отношения дворянство не способно сделать свою жизнь счастливой, богатой, роскошной. Возможно, именно поэтому конфликт развивается в ожидании предрешенной кульминации. Ее дата всем известна — на 22 августа назначены торги. Но приближение срока ощущается, например, во втором действии лишь в настоятельных требованиях Лопахина «окончательно решить». Кульминация происходит в 3-м действии. Герои находятся в имении, а Гаев и Лопахин уехали на торги.
Лопахин — человек, чувствующий себя способным «обойти то мелкое и призрачное, что мешает быть свободным и счастливым». Так, реакция приехавшего Лопахина на нетерпеливые вопросы показывает, что его беспокойство об имении имело личную основу. В нем боролись противоречивые чувства: благодарность к Раневской за то, что она сделала для него, и желание купить имейие «прекрасней которого ничего нет на свете». Восторжествовало последнее. Но покупка не только радует героя, но и обескураживает, заставляет чувствовать, насколько все нескладно получилось. Следует отметить, что Лопахин суть новой жизни видит в том, чтобы вырубить прошлое.
Развязка основного конфликта влечет за собой скорый конец любовной коллизии между Варей и Лопахиным. Варя предчувствует, что ничего не выйдет, что свадьбы не будет, хотя о ней все говорят. Ведь
Лопахину не до любви, он весь в делах. Одновременно он понимает, что в жизни что-то не так устроено, но разобраться в этом не может. Спасение он видит в работе, без которой его руки болтаются как чужие. Он мечтает стать новым хозяином сада и всей России.
Благодаря обобщенной трактовке образа Лопахина в комедии его одиночество предстает не бытовым неумением объясниться с девушкой, а трагическим проявлением вечного свойства «лишнего человека», «героя времени». Как и Печорин, он уходит от счастья, сохраняя свободу. Однако Петя Трофимов акцентирует внимание на том, что Лопахину, остающемуся в тисках общества богатых и нищих, истинная свобода недоступна.