A+ A A-

Критерии итогового сочинения

Критерий 1. Соответствие теме

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочи­нения.

Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит выска­зывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).

загрузка...

«Незачёт» ставится только при условии, если сочинение не со­ответствует теме или в нём не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»).

Критерий 2. Аргументация. Привлечение литературного материала

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику) для построения рассуждения на предло­женную тему и для аргументации своей позиции.

Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литера­туры, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления худо­жественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексно­го анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

«Незачёт» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нём сущест­венно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опо­рой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»).

Критерий 3. Композиция и логика рассуждения

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично вы­страивать рассуждение на предложенную тему.

Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь вы­держивать соотношение между тезисом и доказательствами.

«Незачёт» ставится при условии, если грубые логические на­рушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выстав­ляется «зачёт»).

Критерий 4. Качество письменной речи

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформле­ния текста сочинения.

Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необхо­димости уместно употребляет термины, избегает речевых штам­пов.

«Незачёт» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «за­чёт»).

Критерий 5. Грамотность

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

«Незачёт» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затруд­няют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).