A+ A A-

Итоговое сочинение. Мечта уводит от жизни или ведёт по жизненному пути?

Прочитав вопрос данной темы, я сразу представил себе не­сколько картин. Самая яркая из них такова: Илья Ильич Обломов лежит в своей комнате на диване и мечтает о тихой, размеренной жизни с Ольгой в деревне. На другой картине — Ольга, влюблённая в мечту об изменении Обломова. Завершает мою небольшую галерею юный Павел Иванович Чичиков, который уже усвоил мысль о деньгах, «копейке» как главной жизненной ценности и теперь готов руководствоваться этой мыслью в каждом своём шаге.

Во всех этих набросках большое значение имеют мечты героев. Они совершенно разные люди и мечтают о разном, но каждому «автору» дорого его стремление, его душевное творчество. Вооб­ще говоря, мечта всегда, наверное, любима своим «хозяином»: её лелеют, ею живут, она окрыляет, зовёт вперёд, ведёт по жизни. Но как непохожи «хозяева», так же непохожи и созданные ими мечты и то, как эти мечты влияют на их жизнь.

Радужные картины семейного счастья Ильи Ильича остаются умиротворяющей сказкой, похожей на сказки о молочных реках и кисельных берегах, услышанные им в обломовском детстве от няни. Они уводят героя всё дальше от реальности, с которой он так не любит контактировать. Это очень светлая, практически дет­ская идиллия. Но в том и заключается её опасность, что идиллия недостижима, она показывает готовую финальную картину, но не открывает пути к ней. Мы понимаем, что Обломов не хочет искать этого пути, тем более — его проходить. Героя совершенно устраи­вает возможность мечтать, если можно так сказать, безответствен­но, бездеятельно. Это состояние чем-то похоже на выпадение из обычного мира в виртуальную реальность, где ты успешен, любим, счастлив, но только не живёшь, а смотришь сон о себе. Не случай­но Обломов так часто спит, дремлет, забывается сном. Не случай­но детские воспоминания о счастливой Обломовке представлены в романе как сон главного героя. Итак, мечты Обломова — это иллюзия, уводящая, защищающая его от забот повседневной жиз­ни, а может быть, и заменяющая её. Даже неимоверные усилия Ольги и Штольца оказываются недостаточны для пробуждения Обломова, и кончается всё тем, что Агафья Матвеевна приводит в порядок и возвращает к жизни уже вроде бы забытый халат Ильи Ильича — своеобразный символ его мечтательной диванной жизни.

Совершенно иначе я понимаю смысл мечты Ольги о пробужде­нии Обломова. Для неё это цель, для достижения которой выра­ботана целая программа действий. Под влиянием Ольги Обломов то едет в Эрмитаж, то отыскивает в магазинах гравюры и книги по её желанию, то читает книги по астрономии и т.п. Сколько она усилий приложила, как желала достичь цели, претворить мечту в жизнь! Такая мечта действительно ведёт по жизненному пути, помогает организовать себя и других так, чтобы непременно достичь результат. Но почему же тогда Ольга не смогла добиться поставленной цели? Думаю, всё дело в том, что смыслом её меч­ты было изменение природы другого человека, пусть даже и ради этого человека, и с его согласия. В итоге Илья Ильич всё-таки остался, как и был, обломовцем. А вот Ольга благодаря общению с героем получила мощный толчок к взрослению, личному разви­тию. Не случайно сам Обломов периодически ловит себя на мыс­ли, что Ольга перерастает его. То же самое чувствует и Штольц, вернувшийся из-за границы, а потом и ставший Ольгиным мужем.

В понимании мечты как цели, указания к действию Ольге бли­зок Чичиков. Но на этом сходство заканчивается. Ольга, будоража, «оживляя» Обломова, совершает доброе дело, одухотворённое лю­бовью. Цели Чичикова совсем иные. Он неукоснительно выполняет завет отца «копить копейку», потому что уверен в её способности «всё прошибить». В последней главе «Мёртвых душ» Гоголь по­казывает, как скучно и скудно прошло детство Павла Ивановича в родительском доме, где даже никогда не открывались окна. Мы понимаем, что Чичиков во что бы то ни стало решил добиться для себя респектабельной комфортной жизни. И никакие сомнения со­вести, романтические увлечения не могут отвлечь его от главной цели. Герой осваивает намеченный путь ступень за ступенью, и то, что привлекает его впереди, даже не хочется называть мечтой. Это скорее реализованный бизнес-план. Чичиков лучше других знает, как извлечь выгоду из обычных явлений жизни, таких, например, как нерегулярные переписи, система пошлин на крестьянские души и т. д. Он лучше всех понимает, чего хочет, а в силу таких осо­бенностей натуры, как трудолюбие, целеустремлённость, изворотли­вость и умение приспосабливаться, неуклонно идёт к намеченному, не слишком разбираясь в средствах. Слово «мечта» по отношению к такому прагматичному человеку даже как-то не звучит. Слово «цель» тут гармоничнее. Но ведь нет ничего плохого в том, что

мечта превращается в цель. Чем раньше она соотнесётся с реаль- ^ ностью, тем быстрее будет достигнута. Мне как читателю Чичиков не симпатичен, потому что холоден, циничен, очень расчётлив. Ему ничего не стоит переступить через человека, как это произошло с «любимым» учителем и повытчиком, даже не задумавшись об их боли. Но если говорить об умении ставить и реализовывать жизнен­ные цели, то его мечта буквально ведёт по жизни и даже помогает начинать с нуля, когда «потянул», но «сорвалось».

Картины в моей галерее представлены очень разные. Эта им­провизированная подборка наглядно показывает, что мечта ведёт человека туда, куда он сам хочет идти, и так, как ему свойственно. Характеру мягкому, слабому она может явиться в форме иллюзии, утопии, не требующей никаких конкретных усилий в реальном мире. Натура сильная, деятельная скорее всего воспримет мечту как руководство к действию. Важно только, чтобы в любом случае мечта человека была свободна от подлости, бесчестия, жестокости, и тогда её вполне можно назвать смыслом жизни.

(844 слова)

Данное сочинение заслуживает оценки «зачёт» как в целом, так и по каждому из параметров, значительно превышая при этом нижний уровень требований.

Критерий 1. Соответствие теме

Выпускник глубоко раскрывает предложенную тему. Обращает на себя внимание оригинальная находка автора сочинения — вооб­ражаемая им галерея литературных образов, помогающих отвечать на вопрос задания.

Критерий 2. Аргументация. Привлечение литературного материала

Выпускник обстоятельно аргументирует свои тезисы на основе двух литературных произведений. Уместное упоминание имён пер­сонажей, микротем, значимых деталей, эпизодическое использова­ние сжатого пересказа свидетельствуют о хорошем знании текстов обоих произведений. Важным достоинством работы является уме­ние выпускника осмысливать поставленную перед ним проблему сквозь призму литературного произведения, через его героев и события, а не просто аргументировать свои суждения ссылками на художественный текст. Избранный в сочинении путь исполь­зования литературного материала (анализ проблематики, сюжета, характеров) позволяет предположить, что идейно-тематическое со­держание произведений более интересно и понятно выпускнику, чем их поэтика и её роль в выражении авторского замысла.

Критерий 3. Композиция и логика рассуждения

Сочинение построено логично, выдержано соотношение между тезисами и доказательствами. Однако в четвёртом абзаце дважды повторяется мысль о том, что слово «мечта» плохо сочетается с образом прагматичного целеустремленного дельца Чичикова (ло­гическая ошибка).

Критерий 4. Качество письменной речи

Работу отличает свободная точная речь, богатая и разнообраз­ная как в лексическом, так и в синтаксическом плане. Отдельные речевые несообразности (например, неуместно употреблено прила­гательное «личный» вместо «личностный» — неразличение паро­нимов, речевая ошибка) не снижают её общей высокой оценки.

Критерий 5. Грамотность

Работа не свободна от ряда ошибок. Например, нарушены пра­вила падежного управления в словосочетании «достичь результат» (ср. «достичь результата», грамматическая ошибка). Подобные ошибки не снижают общего высокого уровня сочинения, они столь немногочисленны, что ни в какой мере не препятствуют выстав­лению оценки «зачёт» по данному критерию.