A+ A A-

Д.И. Фонвизин «Недоросль». Проблема истинного и ложного воспитания и образования

Положительные герои (Со­фья, Стародум) верят в силу воспитания, Софья читает книгу Фенелона «О воспита­нии девиц» и обсуждает её со Стародумом. Образ Мит­рофанушки иллюстрирует порочные последствия дур­ного воспитания. Характер человека складывается в пер­вую очередь в родительском доме. Митрофан перенимает все пороки матери: крайнюю невежественность, грубость, презрение к окружающим, жадность, жестокость. Про- стакова слепой материнской любовью развратила своего сына, так как она убеждена, что «без наук люди живут и жили». Но, подчиняясь тре­бованиям времени («ныне век другой», эпоха Просве­щения), нанимает сыну учи­телей. Это недоучившийся семинарист Кутейкин, от­ставной солдат Цыфиркин. Немец Вральман, бывший кучер, который «дитя не неволит». Митрофан не только невежда, но и образец бессердечия (предательство по отношению Митрофана к матери). Для Фонвизина бесспорна связь между вос­питанием и образованием, но нравственное воспита­ние для него приоритет­но. «Имей сердце, имей душу — и будешь человеком во всякое время». Это слова героя-резонёра Стародума, выражающего авторскую позицию.

 

загрузка...