Весь школьный опыт чтения лучших произведений русской классики убеждает в том, что человек должен всю свою жизнь духовно расти, развиваться и совершенствоваться. Именно так и живут многие любимые литературные герои. Но русская литература показывает и ужасающие примеры духовной нищеты, деградации личности. Безусловно, причин для нравственного падения может быть очень много. Попытаемся рассмотреть одну из них: духовная деградация личности как следствие неисправленных и вовремя не понятых жизненных ошибок.
Обратимся к рассказу А.П. Чехова «Ионыч». Главный герой произведения, Дмитрий Ионыч Старцев, появляется в городе С. сразу после окончания медицинского курса. Он молод, полон желания служить людям и любимому делу. Практического жизненного опыта, ни положительного, ни отрицательного пока нет. Что же происходит с этим явно умным, одаренным человеком? Он совершает слишком много непоправимых жизненных ошибок: под влиянием обывательской, пошлой мещанской среды доктор перестает расти профессионально: больные больше его не интересуют, нужны только их деньги. Старцев перестает пренебрегать самой формой мещанского существования: он бывает у Туркиных, бездарных и ограниченных людей, и все меньше противится их примитивным шуткам и неталантливости. Герой отказывается от мечты полюбить, полюбить верно, искренне, преданно. Вот те ужасные, непоправимые ошибки, которые он совершает. Последствия неосознанных ошибок ужасны: полное одиночество, жажда материальной наживы, утрата своего профессионального и человеческого предназначения. В итоге в конце произведения мы видим совершенно деградировавшего нравственно человека, лишенного духовных запросов и потребностей.
Великий русский писатель А.П. Чехов пытается найти ответ на вопрос, почему же возможно столь стремительное и абсолютно необратимое падение личности. Вероятно, одна из причин — нежелание, возможно, неумение героя осознавать и анализировать свои ошибки. Вероятно, он, человек образованный и интеллектуально развитый, мог это сделать. Но не хватило жизненного опыта, который подсказал бы Ионычу, что деградация личности неизбежна, если перестать жить духовными запросами, стремиться к новым высотам в профессии. Тогда даже такой пошлый мещанский город, какой показан в рассказе, не станет препятствием для развития человека. Жаль, что герой Чехова не осознает такой истины. Именно по этой причине он все ниже и ниже нравственно опускается, превращаясь из хорошего доктора Дмитрия Ионыча Старцева в Ионыча, жадного, бессердечного, одинокого человека.